ЗМЗ-402: технические характеристики и устройство
Автомобильный двигатель ЗМЗ-402 – одна из самых известных моделей, использовавшаяся на многих машинах ГАЗ, включая широко распространенные ГАЗ Соболь и ГАЗ Газель.
Он начал выпускаться более сорока лет назад, но его конструкция оказалась настолько успешной, что ГАЗ с таким двигателем выпускались вплоть до 2000 г. И хотя сейчас этот мотор можно обнаружить разве что в запчастях, во многих автомобилях он до сих пор стоит, пусть и не отвечает современным требованиям к мощности.
Конструкция и устройство двигателя ЗМЗ-402
В серию ЗМЗ-402 входили три вида: 402.1, 402.2 и 402. Различаются они по уровню сжатия топливной смеси, который в зависимости от типа находится в промежутке от 6,7 до 8,2.
Это простые в использовании моторы, использующие бензиновое топливо. В них установлен карбюратор и по четыре цилиндра в ряду.
Конструкция двигателя ЗМЗ-402
Для увеличения герметичности блок цилиндров и верхняя сторона картера представляют собой единый компонент, отлитый из высокопрочного алюминиевого сплава и покрытый специальным составом.
По нижней стороне блок перегородками делится на четыре сектора, в которых размещены коренные подшипники коленчатого вала, крышки которых отлиты из ковкого чугуна. Их расточка происходит вместе с блоком, и ставить крышки на другое место нельзя. Для удобства на них выгравированы порядковые номера.
На передней части блока расположена алюминиевая крышка газораспределительного механизма. Сзади блока размещен картер сцепления.
Блок и головка цилиндров не нуждаются в особом уходе, кроме удаления скопившейся пыли и подтяжки резьбовых соединений.
Задний сальник является слабым местом двигателя ЗМЗ-402. Веревка, пропитанная графитовым составом, не рассчитана на эксплуатацию при высоких (более трех тысяч) оборотах коленвала. При недостатке смазки мотор просто ломается.
Простота конструкции позволяет ремонтировать и модифицировать мотор своими руками, без обращения к специалистам. Недостатком является высокая возможность перегрева при интенсивной эксплуатации.
Устанавливался двигатель ЗМЗ-402 на следующие машины:
- ГАЗ 2410;
- ГАЗ 3102;
- ГАЗ 31029;
- ГАЗ 3110;
- ГАЗ 31105;
- ГАЗ Соболь;
- ГАЗ Газель;
- некоторые модели УАЗ;
- микроавтобусы «Латвия».
Технические параметры ЗМЗ-402
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-402:
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-402
- Четыре цилиндра с двумя клапанами на каждом.
- Ход поршня составляет 92 мм.
- Диаметр цилиндра – 92 мм.
- Очередь действия цилиндров: 1-3-4-2.
- В качестве системы питания установлен карбюратор.
- Расход масла на 1000 км равен 100 гр.
- Мотор имеет массу 181 кг.
- Крутящий момент равен 182/2500 Нм/об. мин.
- Мощность мотора составляет 100 л. с. на 4500 оборотов в минуту.
- Рабочая температура мотора составляет приблизительно 90 градусов.
- Замену масла нужно проводить каждые 10000 км.
- Ресурс мотора составляет 200 тысяч километров.
- Объем двигателя – 2445 см3.
Автомобили ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402 меньше загрязняют окружающую среду, так как в моторе предусмотрена система рециркуляции выхлопных газов.
Расход топлива
Большим недостатком машин ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402 является избыточный расход топлива. На сто километров у автомобиля ГАЗ с таким мотором уйдет 13 литров. Связано это с устаревшими технологиями, использованными при его создании.
Настройка карбюратора при подаче топлива была произведена некорректно, в результате автомобили с таким мотором расходовали избыточное количество топлива и неровно работали на холостых оборотах.
Исправляется этот недостаток заменой карбюратора от другой подходящей машины, например, от «Жигулей».
Критерии выбора моторного масла
Заливать в двигатель ЗМЗ-402 рекомендуется только минеральное масло. Другие типы смазки испортят машину. Герметик, применяемый в двигателе, является простой веревкой, пропитанной графитовым составом. Синтетические и полусинтетические масла, попав на герметик, разъедают его.
Если хочется использовать синтетическое и полусинтетическое моторное масло, целесообразнее провести тюнинг двигателя.
Заливка масла в двигатель ЗМЗ-402
Тюнинг для двигателя ЗМЗ-402
Двигатель ЗМЗ-402 уже довольно старый и для современного водителя он кажется маломощным. Решить эти проблему можно несколькими способами:
Двигатель ЗМЗ-402
- установить новый распределительный вал;
- поменять поршень на облегченный;
- повысить диаметр клапанов;
- применять только синтетические или полусинтетические масла в качестве смазки;
- поставить свечи и высоковольтные провода от иномарок;
- перенастроить выхлопную систему;
- установить более современный карбюратор;
- осуществить проточку маховика.
Другой способ повысить мощность ЗМЗ-402 – расточить блок под гильзы. Для стандартной вариации нужны гильзы диаметром 92 мм, после расточки подойдут даже 100 мм. Но такой тюнинг имеет и недостаток: в блоке цилиндров нарушится температурный режим. Кроме того, у машины повысится расход топлива, который и так слишком большой.
Увеличить количество л. с. можно, отшлифовав головку блока. При таком способе возрастает уровень сжатия, в дальнейшем можно заливать в машину топливо с повышенным октановым числом. Дополнительно улучшить производительность поможет расширение выхлопной трубы и выпускного коллектора.
Инжектор на двигателе ЗМЗ-402
Если нужно значительно повысить эффективность мотора, то самым эффективным вариантом будет установка инжектора вместо карбюратора. Так можно добиться увеличения мощности на 30 л. с. К недостаткам способа относится его трудоемкость и дороговизна.
Независимо от способа тюнинга, автомобиль с двигателем ЗМЗ-402 никогда не превратится в гоночный. Все вышеперечисленные изменения влияют только на сопротивление движущихся деталей, которое в изначальной конструкции и так невысокое. Это надежная и эффективная модель, предназначенная для автомобилей малой грузоподъемности.
Видео по теме: ЗМЗ-402 — ремонт и доработка двигателя
specnavigator.ru
Конструкция двигателя ЗМЗ-402
Двигатели ЗМЗ-402 устанавливают на автомобили «Волга», «УАЗ», «Газель».
Двигатели неплохо зарекомендовали себя во время эксплуатации. Неприхотливые и легко ремонтируемые, в гаражных условиях.
Двигатели рядные четырехцилиндровые, оборудованы карбюраторами и бесконтактной системой зажигания.
Оба аналогичны по конструкции, но двигатель мод. 4021 дефорсированный.
Рис. 1. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с левой стороны
Рис. 2. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с правой стороны
Рис. 3. Поперечный разрез двигателей мод. 402 и 4021
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы цилиндров, отлитые из износостойкого чугуна.
Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и крепятся к блоку двумя шпильками.
Крышки подшипников обрабатывают совместно с блоком, поэтому их нельзя менять местами.
Крышка первого подшипника обработана по торцам совместно с блоком для установки двух упорных шайб для ограничения осевого перемещения коленчатого вала.
На крышках 2-го, 3-го и 4-го подшипников выбиты их порядковые номера. К переднему торцу блока крепится крышка распределительных шестерен, отлитая из алюминиевого сплава, в которую вставлена манжета коленчатого вала.
К заднему торцу блока крепится картер сцепления. Снизу к блоку крепится масляный картер, сверху — головка блока цилиндров.
Головка блока отлита из алюминиевого сплава. В ней вертикально установлены впускные и выпускные клапаны.
Привод клапанов осуществляется от распределительного вала, расположенного в блоке цилиндров, через толкатели, штанги и коромысла.
Ось коромысел клапанов установлена в головке блока на стойках.
В головке блока с большим натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов.
В нижней части головки блока выполнены камеры сгорания. Головки блоков двигателей мод. 402 и 4021 отличаются по объему камер сгорания и высоте.
Высота головки блока двигателя мод. 402 равна 94,4 мм, мод. 4021 — 98 мм. Сверху головка блока закрыта выштампованной из листовой стали крышкой.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава, донышко поршня плоское. Для правильной установки поршня в цилиндр на боковой стенке у бобышки под поршневой палец отлита надпись: «Перед».
Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя.
На каждом поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца.
Верхнее компрессионное кольцо отлито из высокопрочного чугуна.
Рабочая поверхность этого кольца покрыта слоем хрома для увеличения износостойкости.
Рабочая поверхность нижнего компрессионного кольца, отлитого из серого чугуна, покрыта слоем олова, что улучшает его приработку.
На внутренней поверхности этого кольца есть проточка.
Кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх, к днищу поршня.
Маслосъемное кольцо состоит из четырех элементов: двух стальных дисков и двух расширителей, осевого и радиального.
Рабочая поверхность дисков покрыта слоем хрома. Поршень крепится к шатуну поршневым пальцем «плавающего» типа, т.е. палец не закреплен ни в поршне, ни в шатуне.
От перемещения палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршней.
Шатуны стальные кованые, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из оловянистой бронзы.
Нижняя головка шатуна с крышкой, которая крепится двумя болтами. Гайки шатунных болтов стопорятся герметиком «Унигерм–9».
Крышки шатунов обрабатывают совместно с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой.
На шатунах и крышках шатунов выбиты номера цилиндров.
В стержне шатуна у нижней головки выполнено отверстие для смазывания зеркала цилиндра.
Это отверстие должно быть направлено вправо в сторону, противоположную распределительному валу.
Масса поршней, собранных с шатуном, не должна отличаться более чем на 12 г для разных цилиндров.
В нижнюю головку шатуна устанавливают тонкостенные шатунные вкладыши.
Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. От осевого перемещения вал удерживается упорными шайбами, установленными на передней шейке.
В заднем торце вала есть гнездо для установки шарикового подшипника первичного вала коробки передач. К заднему концу коленчатого вала четырьмя болтами крепится маховик, отлитый из серого чугуна.
avtomechanic.ru
Двигатель 402 для автомобиля Волга 3110: характеристики, особенности, ремонт, тюнинг
Многие автомобилисты знают, что двигатель ЗМЗ 402 получил достаточно широкое распространение на транспортных средствах выпускаемых Горьковским автомобильным заводом. Так, ГАЗ 3110 также имел двигатель 402 на своём вооружении до момента выхода более модифицированных версий силовых агрегатов, таких как 4021.10 и 4062.10.
Видео
Видеоматериал расскажет о двигателе ЗМЗ 402, а также поведает о некоторых тонкостях и нюансах капитального ремонта
Технические характеристики
Волга 3110 с двигателем ЗМЗ 402 обладала высокими техническими характеристиками. Этот силовой агрегат перешёл на 3110 с не менее известной машины — ГАЗ 24 и 2410. Мотор с нижневальным расположением распределительного вала имел высокий ресурс использования, который составлял 250 000 км, а при правильном обслуживании и уходе мог достигать до 300+ тыс. км.
Автомобиль Волга 3110 двигатель ЗМЗ 402 имеет следующие технические характеристики:
Наименование | Характеристика |
Изготовитель | ЗМЗ |
Модель | ЗМЗ 24, ЗМЗ 24Д |
Модификации | ЗМЗ 4021, ЗМЗ 4022, ЗМЗ 4025, ЗМЗ 24С |
Тип мотора | Бензиновый с возможностью установки ГБО |
Тип впрыска | Карбюратор |
Конфигурация | 4-цилидровый рядный продольный ДВС |
Мощность двигателя | 95 л.с. |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр поршня | 92 мм |
Ход поршня | 92 мм |
Охлаждение | Жидкостное |
Материал блока и головки | Алюминий |
Ресурс | 300 000 км |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Система зажигания | Контактная или бесконтактная |
Описание мотора
Блок цилиндров и головка выполнены с высококачественного и прочного алюминиевого справа. Но, если мотор эксплуатировать долгое время на воде, то стенки разрушаются коррозией. Внутри блока установлена цепь ГРМ.
Схема охлаждения двигателя достаточно простая: помпа качает «охлаждайку» по системе, которая включает в себя — термостат, радиатор, водяные рубашки двигателя и патрубки. Водяной насос разборной и состоит из крыльчатки, корпуса, вала, подшипников и сальников, что делает возможным его ремонт.
Схема электрооборудования двигателя достаточна простая, поэтому практически каждый автомобилист сможет разобраться в ней и определить неисправности.
Ремонт и неисправности
Двигатель ЗМЗ 402 — отличается высокой надёжностью, но вследствие многолетней эксплуатации практически невозможно избежать поломок. Так, чаще всего ломаются элементы системы охлаждения, электропроводки и зажигания.
При неисправностях системы охлаждения двигателя будут видны подтеки охлаждающей жидкости или мотор при этом будет закипать. Поэтому диагностику силового агрегата необходимо проводить постоянно. Ввиду старости мотора электросхема зачастую изношена, а проводка обрывается. Поэтому при эксплуатации силового агрегата на это, стоит обратить особое внимание.
Что касается глобальных проблем, то признаками капитального ремонта движка будут следующие параметры:
- Стук коленчатого вала.
- Изношенность поршневой группы.
- Большой расход топлива и масла.
- Низкое давление масла.
- Подтекания из сальниковой набивки.
- Другие признаки.
Доработка и тюнинг
Поскольку двигатель ЗМЗ 402 не оснащён электронным блоком управления двигателем, то о чип тюнинге речи идти не может. Единственное, что можно сделать, это заменить систему зажигания. В этом поможет схема электрооборудования.
Двигатель можно подвергнуть только механической переделке. Так, автолюбителю придётся расточить поршневую группу, установить новые поршни, которые будут легче заводских, а также заменить распределительный и коленчатый вал.
Не стоит забывать, что при замене поршневой группы необходимо будет сменить и шатуны. Головка блока цилиндров также поддаётся небольшой переделке. Так, необходимо заменить клапаны и направляющие втулки. Вместе с этим, стоит сменить и седла клапанов.
После проведения внутренней доработки, стоит перейти к наружному тюнингу мотора. Так, меняется карбюратор. Лучше всего подходит чешский Икар, который разрабатывался специально для ГАЗ 24, которые участвовали в гонках. Вместе с карбюратором стоит сменить и воздушный фильтр на «нулевого» сопротивления.
Также, заменяется и система зажигания, а именно свечи и высоковольтные провода. Система охлаждения двигателя также нуждается в модернизации . Последним штрихом становится установка кит комплекта системы охлаждения двигателя.
Некоторые автолюбители современности пробовали устанавливать на силовой агрегат турбонаддув или «улитку». Эта доработка не всегда себя оправдывала. А вот смена выпускного коллектора и установка модернизированной системы выхлопа работает прекрасно.
Вывод
Волга 3110 с двигателем ЗМЗ 402 — это автомобиль целого поколения. Кроме этой машины данный двигатель ставился на ГАЗ 24, Газель и Соболь. Этим движком автомобилисты гордились и могли похвастаться. Силовой агрегат показал себя, как надёжный и мощный, а также простой в ремонте и эксплуатации. Был снят с производства в связи с устаревшей конструкцией и переходом на новые модернизированные моторы.
avtodvigateli.com