Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке: Какой должен быть уровень антифриза: норма и тонкости проверки

Содержание

сколько должно быть в расширительном бачке

Многие люди, даже не автовладельцы, знают, что в машинах обязательно нужно использовать охлаждающую жидкость во время работы двигателя. Для этого транспортные средства оснащены специальной системой и баком, в который заливается определенный раствор – антифриз. Но дальше возникает несколько вопросов. Сколько должно быть антифриза в расширительном бачке? Какой уровень является оптимальным? И так далее. Мы ответим на Ваши вопросы в этой статье.

Как происходит охлаждение двигателя за счет антифриза

Если говорить простым языком, то такая жидкость нужна для того, чтобы мотор не перегрелся во время работы и не вышел из строя. Двигатель автомобиля охлаждается благодаря особой герметичной системе каналов и трубок. По ним циркулирует антифриз. До разогрева мотора до его рабочей температуры охлаждающая жидкость нагоняется помпой. Сначала она движется по малому кругу: печка, затем головка блока цилиндров и сам блок цилиндров.

После того как антифриз сам прогреется до 90 °С, открывается термостат. Он в свою очередь запускает большой круг циркуляции. Во время процесса объем жидкости увеличивается примерно на 3–5 %. Излишки отправляются в расширительный бак. Когда происходит остывание силовой, то излишки охлаждающей жидкости опять попадают внутрь двигателя. Такой процесс, как правило, препятствует образованию паровых пробок. Они могут негативно сказываться на работе устройства. Таким образом поддерживается оптимальный уровень антифриза в расширительном бачке.

Как уровень охлаждающей жидкости может влиять на работу авто

Если количество антифриза снижается. Недостаток обычно приводит к образованию пробок из воздуха либо пара. А это провоцирует нарушение температурного режима головки блока цилиндров. В результате ГБЦ перегревается и трескается, разрушаются масляные и охладительные каналы. Также снижается мощность и общая компрессия, что влечет повышение расхода топлива и многие другие проблемы, даже полный выход двигателя из строя. А это уже грозит капитальным, следовательно, дорогим ремонтом.

Если уровень антифриза возрастает. Как правило, избыток охладительной жидкости приводит к повышению давления в самой системе. Это провоцирует протечки шлангов и крышки радиатора, расширительного бачка. Если холодный антифриз попадет на раскаленный блок цилиндров, то это приведет к резкому перепаду температуры. В таком случает образуются трещины, но, к счастью, это случается довольно редко.

Что может влиять на уровень антифриза

Обычно к основным факторам относят:

  • некорректную работу системы подачи топлива;
  • неправильно выбранный тип антифриза;
  • отсутствие надежной фиксации всех хомутов и шлангов;
  • неполноценную работу клапанов;
  • нарушение целостности ГБЦ, блока цилиндров, прокладок, печки, расширительного бачка;
  • неправильную настройку системы зажигания;
  • некорректное состояние отвода антифриза от шланга и горловины;
  • стиль вождения.

Если вдруг в прокладках или головке блока цилиндров появляются трещины. В результате этого может наблюдаться постепенная протечка охлаждающей жидкости в цилиндры или в масло. В первом случае заподозрить неладное можно по белому цвету выхлопа, даже в теплую погоду. А во втором – антифриз станет пузыристым составом, который нельзя использовать в дальнейшем. При повреждении прокладки обычно наблюдаются оба «симптома».

Если шланги закреплены слабо. Как уже отмечалось, в таком случае антифриз может просачиваться через стыки при повышении давления в охлаждающей системе. При неисправности бака расширения и клапанов радиатора нормальное давление просто не сформируется, и из-за этого уменьшится температура кипения антифриза. А это влечет образование паровых пробок. В результате может нарушиться целостность головки блока цилиндров.

Если шланги забиты шлаком. Это препятствует возвращению охлаждающей жидкости обратно в радиатор и двигатель. Оптимальный уровень снижается, что часто приводит к образованию новых пробок.

Если цилиндры нагреваются. На это влияет не только работа системы охлаждения, но и правильная настройка топливной аппаратуры и системы зажигания. При попадании некачественной (переобедненной) смеси появляется детонация. Это влечет за собой более быстрый расход бензина и повышенное выделение тепла. Температура охлаждающей жидкости повышается, она закипает, появляется пробка. В результате уровень антифриза резко падает, а мотор резко перегревается.

Если цилиндры переполняются бензином. Это происходит из-за поступления в систему слишком обогащенной топливной смеси. В таком случае нужно сильно жать на газ, чтобы добиться надлежащей мощности. Из-за попадания этой смеси в систему цилиндры перенасыщаются, уровень охладителя падает и системы в целом закипают.

Если стиль вождения неправильный. Следует знать, что антифризы закипают при температуре более +108 °С. Даже небольшой перегрев двигателя может спровоцировать образование пара. Если Вы предпочитаете ездить на высоких передачах с низкими оборотами, то есть менее 2 тыс., то практически любая горка или подъем приведет к увеличению нагрузки на силовую, температура системы повысится. При таком стиле вождения помпа не может обеспечить необходимый поток антифриза. Головка блока цилиндров перегреется, жидкость будет парить, а ее уровень медленно снизится.

Какой оптимальный уровень антифриза должен быть в автомобиле

На бачке есть отметки Min и Max. Соответственно, показания количества охладителя не должны выходить за эти значения. Сам бачок практически всегда полупрозрачный, а антифриз цветной, поэтому визуально оценить уровень последнего довольно просто. Также можно использовать специальные щупы для измерения. Диагностику стоит проводить регулярно, например, раз в неделю. Для этого выполняйте следующие шаги:

  • открутите крышку радиатора.
    Важно: выполняйте это действие при выключенном моторе, то есть машина не должна быть заведена. Охладитель должен находиться на нижнем уровне отвода, от которого шланг идет к бачку;
  • осмотрите бак. Если антифриз находится между отметками Min и Max, то все хорошо. При опущении уровня ниже минимального, долейте охладитель в бачок до нужного значения, прогрейте машину до +90…+95 °С и охладите до комнатной. Если уровень в бачке или радиаторе упал, значит нарушена герметизация и двигатель требует ремонта. Если ничего не изменилось, значит система в порядке.
  • закрутите крышку обратно.

Регулярный осмотр может помочь предотвратить сильные поломки системы охлаждения и двигателя. Если Вы заметили неправильную работу автомобиля, лучше своевременно обратиться к квалифицированным мастерам.

на каком уровне должна быть охлаждающая жидкость на холодном радиаторе, как правильно смотреть

Мы знаем, что любой автомобиль состоит из множества деталей, собранных в целые системы. Любая мелкая поломка может привести к целой цепочке более серьезных ремонтов, вплоть до выхода из строя силового агрегата. Немаловажную роль в поддержании работоспособности двигателя внутреннего сгорания играет качество антифриза, циркулирующего по большому и малому кругам системы охлаждения.

Содержание:

Как работает система охлаждения

Итак, антифриз является частью продуманной технологии и важен так же, как и радиатор. Логично, что даже при стандартной работе двигатель нагревается до высоких температур, а при экстремальной жаре эти значения могут выходить далеко за пределы нормы. Чтобы предотвратить развитие такой ситуации, используют ОЖ. Она буквально берет на себя излишки тепла и отводит их от перегретого движка. Собственно, жидкость движется по трубкам и каналам с герметичными соединениями. Пока мотор холодный, антифриз проходит малый круг системы охлаждения. По достижении отметки в 90 градусов специальный элемент под названием термостат открывает для ОЖ путь по большому кругу охлаждающей системы.

На что влияет антифриз

Интересно, что раствор, охлаждающий двигатель, увеличивается, как и любые другие жидкости. Его излишки отправляются в расширительный бачок, который можно найти под капотом. Данный процесс позволяет сохранить баланс, необходимый для нормальной работы силового агрегата. Сам бачок имеет специальные отметки, и это не просто так. Для автомобиля одинаково опасны как недостаток, так и избыток охлаждающей жидкости. Например, в процессе передвижения антифриза снижается риск образования паровых пробок, способных вывести движок из строя. При недостатке хладагента двигатель сильно перегревается, а это может нарушить температурный режим ГБЦ. В свою очередь, могут разрушиться масляные каналы, а расход топлива наверняка поползет вверх. Итогом может стать «капиталка». Вот почему необходимо следить за тем, чтобы сохранялся оптимальный уровень антифриза в расширительном бачке.

Каким бывает антифриз

Внимательный автолюбитель наверняка заметит, что охлаждающая жидкость может иметь разные цвета, например, красный или зеленый. Логичен вопрос: можно ли смешивать между собой продукты с разными оттенками? Ответ очевиден — ни в коем случае, ведь это может значительно понизить эффективность конечной смеси. Стоит понимать, что цвет — это результат добавления красителя. Совсем другое значение имеют основные компоненты. Например, большую часть антифриза составляет пропилен- или этиленгликоль (примерно 95 %). Остаток занимают вода и многочисленные присадки. Пожалуй, наиболее важными из них являются ингибиторы коррозии, защищающие сам агрегат и его элементы от ржавчины.

О ресурсе охлаждающей жидкости

Нужно ли смотреть на ОЖ в процессе эксплуатации? Безусловно, это необходимо. Антифриз, залитый в систему, может буквально деградировать. Это означает, что он теряет свои свойства и больше не может эффективно выполнять свои функции. Это происходит из-за регулярного воздействия высоких температур. Не стоит забывать о том, что охлаждающая жидкость имеет весьма небольшой ресурс, поэтому ее нужно регулярно менять.

Как понять, что антифриз потерял свои свойства

У «охлаждайки» есть большое преимущество — можно оценить ее состояние, заглянув в расширительный бачок. В случае если присадки разрушились под действием температур, жидкость поменяет свой правильный цвет на коричневый или даже ржавый. Качественный антифриз будет иметь зеленый, красный, розовый или любой другой установленный производителем цвет — все зависит от особенностей конкретного автомобиля. Относительно точные интервалы замены и то, какой именно антифриз нужно заливать в авто, можно уточнить в сервисной книжке или у специалистов.

Что еще нужно знать об охлаждающей жидкости

Итак, мы выяснили, что антифриз может иметь разные цвета и его ресурс весьма ограничен. Но плановая замена — не единственный повод проверять его уровень в расширительном бачке. Не стоит забывать о риске возникновения утечек вследствие нарушения герметичности каналов охлаждающей системы или самого бачка. В некоторых случаях автомобильная система предупреждает о таких ситуациях, но все же чаще автомобилисту приходится самому проверять, как обстоят дела с охлаждающей жидкостью. С этой задачей справится даже начинающий автолюбитель. Достаточно открыть капот и посмотреть, не опустился ли антифриз ниже минимальной отметки. К слову, его избыток также не приведет ни к чему хорошему — это говорит о повышении давления в системе.

Другие косвенные признаки утечки антифриза

Иногда трудно догадаться о том, что охлаждающая жидкость ушла и автомобилисту нужно ее долить в систему. На возникновение опасной ситуации могут указывать эти моменты:

  • Индикатор check engine, тот самый «чек» на панели приборов.
  • Увеличение расхода топлива вследствие повышения нагрузок на силовой агрегат и другие ключевые узлы.
  • Работа двигателя на высоких температурах в результате некачественного охлаждения.

Как правильно проверять уровень антифриза

Итак, вы решили оценить текущее состояние охлаждающей жидкости. Стоит понимать, что проверка «на горячую» не только не имеет смысла, но и может быть опасной. Во-первых, сразу после того, как вы глушите двигатель, часть антифриза все еще продолжает оставаться в системе. Во-вторых, при откручивании крышки расширительного бачка можно получить серьезный ожог — жидкость под давлением может обрызгать вас. Как следует правильно проводить осмотр, какие критерии существуют? Есть несколько условий:

  • Проводить проверку следует после длительной стоянки, например утром. Так жидкость успеет остыть.
  • Хорошо, если ее уровень находится примерно посередине между минимальным и максимальным показателями.
  • Доливку, если она необходима, также следует проводить на холодном двигателе.

Сколько антифриза нужно заливать в систему

Этот вопрос кажется сложным, но все становится проще, если заглянуть в руководство по эксплуатации конкретного автомобиля. Здесь многое зависит именно от производителя, а не от степени износа двигателя. В зависимости от конкретной марки и модели вашего транспортного средства может потребоваться от 5 до 8 литров охлаждающей жидкости, если говорить о полной ее замене. Сколько антифриза может потребоваться при рядовой доливке? В этом случае нужно ориентироваться на метки, указанные на расширительном бачке. Интересно, что полная замена этой жидкости предусматривает и другие важные действия — прогрев двигателя, осушение системы и ее промывку, заполнение каналов новым антифризом и выпуск лишнего воздуха, который может стать причиной образования воздушных пробок в системе.

Универсальный антифриз

Если вы решите купить антифриз, у вас обязательно поинтересуются, какого цвета продукт нужен. Все потому, что противопоказано смешивать разные жидкости — это может негативно отразиться на их эффективности. Но не стоит забывать и о том, что есть универсальный хладагент, который может использоваться совместно с разными продуктами, — это Multifreeze SINTEC.

Охлаждающая жидкость — уровень | Моторный отсек | Уход и обслуживание | XC70 2015 Late

Охлаждающая жидкость охлаждает ДВС до нужной рабочей температуры. Тепло, передаваемое от двигателя к охлаждающей жидкости, может быть использовано для обогрева салона.

Уровень охлаждающей жидкости должен находиться между отметками MIN и MAX на расширительном бачке.

Проверка уровня и заправка

При заправке выполняйте инструкции, приведенные на упаковке. Важно выбрать правильное соотношение между количеством охлаждающей жидкости и воды в зависимости от погодных условий. Никогда не добавляйте только чистую воду. Стойкость к замерзанию снижается, как при недостаточном, так и избыточном количестве охлаждающей жидкости в смеси.

Предупреждение

Охлаждающая жидкость может быть горячей. Если необходимо выполнить заправку, когда двигатель горячий, крышку расширительного бачка нужно отвинчивать медленно, чтобы снижать избыточное давление.

Заправочный объемы и нормативы в отношении качества воды, см. Охлаждающая жидкость — качество и объем.

Регулярно проверяйте охлаждающую жидкость

Уровень должен находиться между отметками MIN и MAX на расширительном бачке. Если система не заправлена надлежащим образом, может создаваться высокая температура, вызывая опасность повреждения двигателя.

Важно!
  • Высокое содержание хлора, хлоридов и других солей может приводить к появлению коррозии в системе охлаждения.
  • Используйте только охлаждающую жидкость с антикоррозийной добавкой согласно рекомендациям Volvo.
  • Следите за тем, чтобы охлаждающая жидкость представляла собой смесь 50 % воды и 50 % охлаждающей жидкости.
  • Добавляйте в охлаждающую жидкость водопроводную воду необходимого качества. В случае сомнений в отношении качества воды используйте готовую смесь охлаждающей жидкости, рекомендуемую Volvo.
  • При замене охлаждающей жидкости/компонентов системы охлаждения систему необходимо промыть чистой водопроводной водой одобренного качества или готовой охлаждающей жидкостью.
  • Двигатель должен работать только с заполненной системой охлаждения. В противном случае возможно резкое повышение температуры с угрозой повреждения (трещины) головки блока цилиндров.

На что влияет уровень тосола в расширительном бачке

Одной из специальных жидкостей, предназначенных для поддержания корректной работы узлов и механизмов автомобиля, является антифриз. Если должным образом не относиться к качеству, а также уровню антифриза в расширительном бачке, то это может привести к достаточно серьезным поломкам, как отдельных деталей, так и целых узлов автомобиля.

Как работает антифриз?

Охлаждение мотора обеспечивается циркуляцией ОЖ по определенному трафику шлангов, трубок. Если двигатель еще не прогрет до необходимого температурного уровня, то помпа начинает прогонять тосол по блоку цилиндров, ГБЦ, печку (малый круг). В случае, когда антифриз прогревается до 85-900 С, начинает открывание термостат, а ОЖ проходит ту же циркуляцию, но уже захватывая радиатор.

По степени прогрева антифриза его объем увеличивается до 5%, которые возвращаются опять в бачок. По мере остывания двигателя антифриз вновьнаправляется в мотор. Такое функционирование позволяет избежать возникновения воздушно-паровых пробок.

Когда уровень тосола в расширительном бачке ниже определенной нормы, его уже становится мало для того, чтобы охладить мотор. Это становится причиной возникновения ситуаций, когда при работе двигателя в головке блока цилиндров начинают возникать паровая/воздушная пробка, неизменно нарушающие температурный предел ГБЦ.

В итоге данная ситуация приводит к перегреву головки, ее растрескиванию, различным дефектам в охлаждающих, масляных каналах, повышенному расходу бензина, уменьшению мощности самого автомобиля.

Если же уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке выше нормы, то результатом станет повышение давления во всей системы. Данная ситуация чревата образованием протечки ОЖ через радиатор, крышку бачка или из-под шлангов.

От чего зависит объем антифриза

На уровень охлаждающей жидкости оказывают давление несколько факторов, основными из них являются:

  • целостность состояния прокладки, самой ГБЦ, радиатора, расширительного бачка, печки, соответствующих трубок, шлангов;
  • корректное фиксирование шлангов хомутами соответствующего диаметра;
  • правильное функционирование радиатора, клапанов бачка;
  • бездефектное состояние отвода;
  • нормальная работа топливной системы зажигания;
  • подбор марки антифриза

Когда в ГБЦ, самом блоке или прокладке есть какие-либо дефекты, тогда ОЖ будет просачиваться либо в цилиндры, либо в масло. В первом варианте выхлопные газы будут иметь белый оттенок даже при высокой температуре воздуха. Во втором случае масло будет иметь вид густой, пузыристой суспензии.

В ситуации пробития прокладки оба признака проявляются одновременно. Кроме этого автовладелец неизменно отметит повышенный расход топлива, а также значительное снижение мощности двигателя.

Если клапаны радиатора или расширительного бачка имеют повреждения, тогда температурный уровень кипения антифриза снизится, следовательно, воздушные или паровые пробки неизбежны. К этому может привести образование засоров отвода или шлангов бачка, так как тосол не сможет попасть к радиатору и двигателю.

Когда топливная система дает обедненную топливовоздушную смесь, то детонация, а также выброс тепла существенно увеличится. Это приведет к быстрому закипанию антифриза с одновременным образованием паровых пробок.

Если же смесь, напротив, переобогощена, то для того чтобы обеспечить необходимую мощность двигателя, автовладельцу придется нажимать на педаль газа с дополнительным усилием. Как результат — наполнение цилиндров излишками топлива, температурный рост, закипание охлаждающей жидкости.

Как грамотно проверить уровень тосола?

Контроль уровня ОЖ в расширительном бачке осуществляется по следующим трем этапам:

  1. При охлажденном двигателе снимается крышка бачка.
  2. Осматривается нижний край отвода, к которому прикреплен шланг расширительного бачка, жидкость должна находиться на этом уровне.
  3. При осмотре расширительного бачка точка уровня тосола должна располагаться строго между максимальной и минимальной отметкой.

При недостаточном количестве охлаждающей жидкости, ее необходимо долить, затем завести мотор, прогреть антифриз до 900 С, после этого охладить до средней (комнатной) температуры. Добавлять охлаждающую жидкость следует той же марки, что использовалась ранее. Если вид ранее использованного антифриза неизвестен, то следует полностью опустошить расширительный бачок, а затем вновь его наполнить до необходимого уровня выбранным антифризом.

Каждый автовладелец должен периодически контролировать уровень охлаждающей жидкости, профессиональные автослесари рекомендуют делать это не реже одного раза за две недели. Вовремя дополненный объем антифриза обеспечит корректную работу двигателя и, соответственно, системы охлаждения.

В перспективе позволит избежать различных вариантов некорректной работы, серьезных поломок двигателя, различных узлов, механизмов авто, что обеспечит автовладельцу не только комфортную езду, но и поможет ему избежать существенных финансовых затрат на ремонт.

Уровень антифриза в расширительном бачке

Работа системы охлаждения зависит от уровня антифриза и от качества охаждающей жидкости. Прочитав статью, вы узнаете, на какие процессы влияет уровень антифриза, что происходит в результате превышения или снижения его уровня, а также научитесь определять оптимальный уровень охлаждающей жидкости в своем автомобиле.

На что влияет уровень охлаждающей жидкости

 

Охлаждение двигателя обеспечивает движение жидкости по герметичной системе каналов и трубок. Пока двигатель не прогрелся до рабочей температуры, крыльчатка помпы гонит охлаждающую жидкость сначала по малому кругу (блок цилиндров, головка блока цилиндров (ГБЦ), печка). После того как охлаждающая жидкость нагревается до 80-90 градусов, открывается термостат и антифриз начинает циркулировать по большому кругу (малый круг, радиатор).

По мере прогрева объем охлаждающей жидкости увеличивается на 3-5 процентов и ее излишки уходят в расширительный бачок. Когда мотор остывает, жидкость из расширительного бачка возвращается внутрь двигателя. Благодаря этому удается избежать завоздушивания и образования паровых пробок. Если уровень антифриза меньше необходимого, то его недостаточно для заполнения двигателя во время охлаждения. Поэтому во время пуска мотора в ГБЦ будут образовываться воздушные или паровые пробки, которые нарушают температурный режим ГБЦ. В результате головка перегревается, это приводит к ее растрескиванию, разрушению масляных и охладительных каналов, снижению компрессии и мощности мотора, увеличению расхода топлива и другим неприятным последствиям.

Если уровень больше необходимого, то давление в системе окажется выше нормального, это приведет к увеличению риска протечек из-под шлангов и крышек расширительно бачка или радиатора.

Что влияет на степень наполненности бачка антифризом

На уровень антифриза влияют:

  • целостность блока цилиндров, ГБЦ, прокладки ГБЦ, радиатора, шлангов, трубок, печки и расширительного бачка;
  • правильная фиксация шлангов хомутами;
  • нормальная работа клапанов крышек расширительного бачка и радиатора;
  • состояние отвода от горловины и шланга, соединяющего его с расширительным бачком;
  • работа топливной системы;
  • настройка и работа системы зажигания;
  • тип антифриза;
  • манера езды.

Если в блоке цилиндров или ГБЦ есть трещины или пробита прокладка ГБЦ, то охлаждающая жидкость будет постоянно уходить или в масло или в цилиндры. В первом случае масло начнет превращаться в пузыристую суспензию, во втором выхлоп из двигателя будет похож на белый пар даже в теплую погоду. Если пробита прокладка ГБЦ, то возможны оба описанных выше симптома.

 

Помимо этого будет заметное снижение мощности двигателя и приемистости автомобиля, а также увеличение расхода топлива. Если шланги слабо закреплены хомутами, то во время прогрева двигателя, когда давление в системе охлаждения возрастает, через них начнет вытекать антифриз.

Если неисправны клапаны радиатора и расширительного бачка, то давление в системе не сможет подняться до необходимого уровня. В результате снизится температура кипения антифриза и возникнет опасность образования паровых пробок, которые приведут к серьезному повреждению ГБЦ, Если отвод горловины или шланг к расширительному бачку забиты, то охлаждающая жидкость не сможет вернуться в радиатор, а из него в двигатель. В результате уровень упадет и возникнет опасность образования паровых пробок.

Нагрев цилиндров зависит не только от работы системы охлаждения, но и от исправности и настройки топливной аппаратуры и системы зажигания. Если топливная система подает переобедненную топливовоздушную смесь, то она будет детонировать, сгорая гораздо быстрей и выделяя больше тепла.

 

Это приведет к увеличению температуры охлаждающей жидкости, образованию паровых пробок и закипанию. В результате падение уровня антифриза, перегрев мотора и необходимость дорогостоящего ремонта. Если же смесь переобогащенная, то для обеспечения нормальной мощности двигателя придется сильней нажимать на педаль газа. В результате цилиндры будут наполнены увеличенным количеством топлива, что приведет к росту температуры, падению уровня антифриза и закипанию.

Антифризы на основе глицерина закипают при температурах 90-100 градусов, поэтому даже небольшой перегрев мотора приведет к образованию пара. Если водитель предпочитает ездить на высоких передачах и небольших оборотах (ниже 2 тысяч в минуту) двигателя, то любая горка будет увеличивать нагрузку на мотор и повышать его температуру. Ведь на таких оборотах двигателя помпа не сможет обеспечить необходимого потока антифриза. В результате ГБЦ начнет перегреваться, жидкость станет выделять пар и, ее уровень будет постепенно снижаться.

Как проверить уровень антифриза в расширительном бачке

Проверку проводят в три этапа:

  1. На холодном моторе откручивают крышку радиатора. Жидкость должна быть на уровне нижнего края отвода, от которого шланг идет к расширительному бачку.
  2. Осматривают расширительный бачок. Жидкость должна быть между отметками Min и Max.
  3. Если уровень в радиаторе или бачке меньше необходимого, то доливают охлаждающую жидкость, заводят двигатель, прогревают до рабочей температуры (90-95 градусов), затем охлаждают до комнатной температуры. Если уровень жидкости в радиаторе или расширительном бачке упал, то проблема в нарушении герметичности системы охлаждения и мотору необходима серьезная диагностика. Если уровень не упал, то все нормально.