УАЗ-452 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
УАЗ-452 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | УАЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1965 — настоящее время | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | УАЗ (Ульяновск, СССР) УАЗ (Ульяновск, Россия) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип кузова | Фургон, Микроавтобус | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | переднемоторная, полноприводная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4-ст МКПП , 5-ст МКПП | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 4363 мм 4390 мм 4501 мм 4847 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина | 1940 мм 1990 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота | 2355 мм 2064 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 205 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 2550 мм 2300 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1442 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1442 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса | 1805 кг 1845 кг 1890 кг 1995 кг 2005 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса | 2730 кг 2830 кг 2880 кг 3070 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие модели | Barkas Jeep Forward Control | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 875 кг 925 кг 940 кг 1075 кг 1225 кг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 77 л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УАЗ-2206/3741/3909/39094/3962/3303 — семейство советских и российских полноприводных грузо-пассажирских автомобилей повышенной проходимости, производящихся на Ульяновском автомобильном заводе. Серийный выпуск УАЗ-452 начат в 1965 году.
Описание
Автомобили УАЗ-452, выпускавшиеся в период с 1965 по 1979 годы, отличались наличием светотехники старого образца (бесцветные поворотники, задние фонари круглой формы), штамповкой последнего бокового фальшокна заходящей назад к задним дверям, более закругленными задними углами кузова, специальной нишей для номерного знака на левой задней двери. Автомобиль производится как в кузовном (вагонном), так и в бортовом варианте («головастик»). Кузов машины может быть оснащён боковыми одностворчатыми дверьми и двустворчатой дверью сзади (конфигурация дверей зависит от конкретной модификации). Двигатель — вариант двигателя ГАЗ-21. Колёсная формула 4 × 4.
В 1997 году автомобиль получил новый мотор УМЗ-4218 объемом 2.9 литра и мощностью 98 л. с. В 2008 году этот мотор совместно с фирмой Bosch, с которой УАЗ сотрудничал в области электронного впрыска топлива, модернизировали, он стал называться УМЗ-4213 (2.9 л, 99 л. с.) и отвечал нормам «Евро-3».
В 2009 году УАЗ начал оснащать свои фургоны заводским атмосферным 4-цилиндровым двигателем ЗМЗ-409 объемом 2690 см³ с системой газораспределения DOHC мощностью 112 л. с. при 4000 об/мин.
В марте 2011 года моделям 3962/39625 (санитарный фургон) и 2206 (микроавтобус) провели модернизацию. Были добавлены ABS, гидроусилитель руля, ремни безопасности по стандарту Евро-4, новый травмобезопасный руль (на пассажирских версиях), двигатель тоже по стандарту Евро-4.
В 2016 году была проведена новая модернизация: все приборы были сведены к одному циферблату спидометра с дисплеем на нём, где отображаются прочие сведения и перенесены в центр приборной панели; появилась ниша для аудиосистемы, передние сиденья с интегрированными подголовниками и продольной регулировкой, передний бампер с «клыками», улучшенная шумоизоляция моторного отсека, грузовые версии получили новый травмобезопасный руль[1].
Модификации
УАЗ-452 и его модификации
- УАЗ-452 — фургон, главная модификация.
- УАЗ-452А — санитарный автомобиль. Автомобиль вмещал до 4-х носилок или восьмерых на лавочках и одного сопровождающего в обоих случаях. Всего же до 11 сидячих мест. Санитарка не предусматривала комфорта при перемещениях, подвеска оставалась со стандартной модели, но была единственной санитарной машиной, способной добраться в самые отдалённые места.[2]
- УАЗ-452АС — санитарный автомобиль в северном исполнении.
- УАЗ-452АЭ — шасси для установки различного оборудования.
- УАЗ-452В — десятиместный микроавтобус вагонной компоновки.
- УАЗ-452Д — грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом.
- УАЗ-452Г — санитарный автомобиль, отличается от УАЗ-452А вместимостью.
- УАЗ-452К — экспериментальный 16-местный трехосный автобус, (6 × 4) (1973 г).
- УАЗ-452П — седельный тягач.
- Кубанец — У1А, имеющий внешние отличия по кузову (в частности, характерное диагональное ребро жёсткости, более узкая боковая дверь сразу за правой дверью кабины, вместо задних распашных дверей — глухая задняя стенка кузова с одним трапециевидным окном в ней, иногда с багажным люком в нижней части) и производимый на Краснодарском механическом заводе с 1966 по 1985 годы в нескольких модификациях.
- Десна (ЧПК-762), внешне очень похожий на Кубанец, разработанный как передвижная киноустановка на Черниговском заводе специального автотранспорта.
- Десна-2М (ЛЭК-452–77) — с высокой крышей и иными отличиями по кузову, выпускался специально для киностудий на том же заводе.[4]
УАЗ-3741 и его модификации
В 1985 году была проведена модернизация, и модификации УАЗов получили новые индексы:
Автомобиль на базе УАЗ-452. Банк РоссииВ период после 1989 года на шасси микроавтобусов УАЗ начался выпуск банковских броневиков для служб инкассации. Инкассаторские броневики производились сравнительно небольшими партиями, в различных вариантах исполнения[5]
- УАЗ-3741 — интегрированный цельнометаллический фургон. УАЗ-3741 (37419) — грузовой полноприводный автомобиль-фургон с тремя боковыми одностворчатыми дверьми и двустворчатой дверью задка.
- УАЗ-2206 — полноприводный микроавтобус (от 8 до 11 мест в салоне). Конструкция рамная, кузов цельнометаллический.
С 1 апреля 2011 года автомобиль оборудуется гидроусилителем рулевого управления и антиблокировочной системой тормозов.
Автомобиль скорой медицинской помощи- УАЗ-3962 — санитарный автомобиль.
- УАЗ-3909 «Фермер» — модель вагонного типа. Грузо-пассажирский полноприводный автомобиль с 3 боковыми одностворчатыми дверьми и двустворчатой дверью задка.
- УАЗ-39094 «Фермер»— полноприводный грузовик. Выпускается с 1997 года.[6] Кабина — цельнометаллическая, пятиместная, с тремя боковыми одностворчатыми дверьми и съёмной крышкой капота двигателя. Автомобиль имеет металлическую грузовую платформу со съёмным тентом.
- УАЗ-3909i — военная санитарная машина.
- УАЗ-390945-903 — малый лесопатрульный комплекс для борьбы с лесными пожарами.
- ДИСА-1912 «Заслон»
Автомобиль в массовой культуре
В кинематографе
На протяжении многих лет автомобили семейства УАЗ-452 появлялись в отечественных и зарубежных фильмах различных жанров[8].
В игровой и сувенирной индустрии
Автомобиль милиции- С 1983 по 1987 год выпускалась масштабная модель УАЗ-2206 под номером А41 Саратовским заводом ОАО «Тантал». (Агат Моссар)
- Им продолжают производиться безномерные УАЗ-2206, УАЗ-3909*, УАЗ-3741 в пассажирском, грузо-пассажирском, грузовом вариантах, а также в варианте реанимации с незначительными упрощениями, вроде потери хромированных деталей и заваренных дверей.
- Китайскими сериями «Autotime collection»,»Carline» и «Технопарк» выпускаются модели автомобилей УАЗ-39625 в различных вариантах исполнения.
- В 2009 году модель УАЗ-2206 в масштабе 1:43 песочного цвета вышла в рамках проекта «Автолегенды СССР» от издательства «De Agostini». Также, в 2011 году в рамках проекта «Автомобиль на службе» вышел автомобиль УАЗ-3909 в исполнении «Аварийная газовая служба», а в 2012 году — УАЗ-3741 в исполнении «Почта России».
- В 2018 году сборная модель УАЗ-3909 в исполнении «Почта России» в масштабе 1:43 была выпущена заводом ООО «Звезда».
- В 2018 году модель УАЗ 452В в масштабе 1:24 в двухцветном варианте вышла в рамках проекта «Легендарные советские автомобили» от издательства «Hachette collection».Тираж — 8.600 шт.
Примечания
Ссылки
ru.wikipedia.org
история, модификации, характеристика. фото, видео
УАЗ 452 (Буханка, Таблетка) — специальный грузопассажирский, полноприводный, двухосный автомобиль повышенной проходимости, с колесной формулой 4х4. Машина выпускается Ульяновским автозаводом с 1957 года. Автомобиль производится как в кузовном (вагонном) так и в бортовом варианте (головастик). Кузов машины может быть оснащен боковыми одностворчатыми дверями и двустворчатой дверью сзади (конфигурация дверей зависит от конкретной модификации).
Главный плюс автомобиля — универсальность и проходимость. В буханке одновременно могут сосуществовать водитель, от одного до 10 пассажиров и от 450 кг до 1 тонны груза. Внутренне пространство может быть выполнено как в варианте с изолированным отсеком (пассажирский салон отделен перегородкой с окном), так и в вагонном варианте. Устанавливаемый в салоне столик, отопитель большой теплопроизводительности, многочисленные варианты трансформации салона (включая возможность прорезки люка), делают УАЗ буханку не только надежным помощником в работе, но и незаменимым товарищем при выездах на охоту, рыбалку и просто на природу: словом для тех мест и условий, где без полного привода, хорошей геометрической проходимости и вместительного салона делать нечего.
УАЗ-452 История.
В 1955 году конструкторам Ульяновского автозавода было дано задание спроектировать автомобиль грузоподъемностью 800 кг на шасси ГАЗ-69. Поскольку у ГАЗ-69 была короткая база, разместить 800 кг груза было возможно только при вагонной компоновке кузова. Прототип разработали в двух вариантах: грузовик с деревянным кузовом и цельнометаллический фургон. На крыше машины были сделаны поперечные ребра жесткости, из-за этого сверху она напоминала нарезанную буханку хлеба. Отсюда в народе пошло название «буханка». В 1958 году машина пошла в серийное производство.
Первые автомобили имели индекс УАЗ-450 и комплектовались двигателями ГАЗ-69, 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Это был первый отечественный автомобиль с кабиной над двигателем. Серия УАЗ-450 была полноприводной. В 1961 году появилась заднеприводная модификация УАЗ-451. От полноприводной версии она отличалась только наличием боковой двери на фургонах.
Серьезным модернизациям автомобиль подвергся в 1965 году. В первую очередь, автомобиль получил новый двигатель ГАЗ-21 и 4-ступенчатую коробку передач. Изменилось оформление передка. Новая модель получила индекс УАЗ-452Д (бортовой грузовик), фургон назвали просто УАЗ-452, а санитарный фургон — УАЗ-452А. Кроме того, был спроектирован 10-местный микроавтобус УАЗ-452В. Одновременно была модернизирована и заднеприводная версия, но никаких изменений в индексе, кроме добавления буквы «М» не произошло. Грузоподъемность этих машин была увеличена до 1000 кг.
В 1966 году автомобиль УАЗ-452Д был награждён золотой медалью на Московской международной выставке сельхозтехники. А 20 августа 1966 года Ульяновский автозавод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1974 году, 18 февраля, с конвейера сошел миллионный УАЗ. Это было фургон УАЗ-452. Позже, 16 февраля 1976 года, завод получил второй орден Красного Знамени, а в ноябре 1977 года автомобиль УАЗ-452 получил Знак Качества.
До середины 80-х автомобили УАЗ выпускались без изменений. Очередная модернизация была сделана в 1985 году, вместе с ней сменились индексы автомобилей. На этом история 452-й модели исчерпывается.
Технические характеристики УАЗ-452
Масса груза, перевозимого на платформе, не более, 700 кг
Масса груза, перевозимого в грузовом отсеке: от 400 кг до 1 тонны
Число мест для сидения: от 2 до 10 Допустимая полная масса от 2500 кг до 3000 кг
Полная масса буксируемого прицепа: с тормозами 1500 кг, без тормозов 750 кг Максимальная скорость: от 100 до 130 км/час
Расход топлива (при движении с постоянной скоростью): от 13 до 18 л/100км Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем полной массой: около 30 градусов (58%)
Глубина преодолеваемого брода: 0,5 м
Модель двигателя: УМЗ-4213
Тип: 4-тактный, с впрыском топлива
Число цилиндров: четыре
Расположение цилиндров: рядное, вертикальное
Рабочий объем: 2,89 литра
Степень сжатия: 8,2
Максимальный крутящий момент: 201,0 Нм в интервале частот от 3000-3500 мин
Модификации УАЗ 452
УАЗ-452 — фургон, основная модификация
УАЗ-452А — санитарный автомобиль, в народе прозван «таблеткой». Автомобиль вмещал до 4-х носилок или шестерых на лавочках и одного сопровождающего в обоих случаях. Санитарка не предусматривала комфорта при перемещениях, подвеска оставалась со стандартной модели, но была единственной санитарной машиной, способной добраться в самые отдаленные места.[1]
УАЗ-452АС — санитарный автомобиль в северном исполнении
УАЗ-452АЭ — шасси для установки различного оборудования
УАЗ-452В — десятиместный микроавтобус вагонной компоновки
УАЗ-452Д — грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом
УАЗ-452Г — санитарный автомобиль, отличается от УАЗ-452А вместимостью
УАЗ-452К — экспериментальный 16-местный трехосный автобус, (6х4) (1973 г).
УАЗ-452П — седельный тягач
Универсальность и всепроходимость УАЗ 452
Несовместимые, казалось бы, черты нашли свое отражение в целой линейке модификаций УАЗа: от фермера до скорой помощи или санитарки. На автомобиле штатно устанавливаются бензиновый двигатель, механическая коробка передач и подключаемый передний привод.
Гляньте на видео УАЗ 452:
Плюсы и минусы УАЗ 452
Общие плюсы и минусы УАЗов, а также подробности выбора нового или бывалого УАЗа отлично описаны на УАЗбуке, а если кратко то нужен гараж, и умение+желание крутить гайки самому: в противном случае машина будет достаточно затратной в обслуживании.
Хотелось бы обратить внимание на отличие Буханки от других УАЗов: двигатель в салоне (свежая краска банально нагревалась и прилипала к куртке водителей, которые перегоняли буханки из Ульяновска) + полное отсутствие защиты для ног да и самого водителя при лобовом столкновении. Эти факты надо учитывать при выборе Буханки.
Надежность УАЗ 452
В целом нужно понимать, что УАЗ 452 — детище отечественного автопрома. Если сразу принять этот факт и не пытаться относиться к УАЗу как к иномарке, которая не ломается и не течёт, то общение с УАЗом сразу становится проще и честнее: УАЗ это достаточно простая, утилитарная машина, которая создавалась не для комфорта и не для рекордов по безремонтной эксплуатации: задача УАЗа — сопровождение танковой колонны на марше. Всё остальное — лишь попытки приодеть армейскую машину в гражданский облик. Смотрите даже на фото УАЗ 452:
Ремонтопригодность УАЗов зачастую окупает его невысокую надежность и комфортабельность.
Есть также мнение, что Буханки, по сравнению с другими моделями УАЗов (например, выпускаемыми в данный момент Хантерами и Патриотами), гораздо более технически надёжны, так как изготавливаются для медиков и МЧС-а, где требования к надежности намного выше, чем на гражданке. Насколько это правда — судить не берёмся.
Кроме того УАЗ 452 очень хорошо поддаётся тюнингу. Подробнее о тюнинге буханки я уже писал
Ну и напоследок веселое видео про тюнинг УАЗ 462:
prouaz.com
Кругосветка на «буханке»
Оригинал статьи: https://av.by/news
Автор: Алина Вислоус
Кругосветка на «буханке»: «Это типичный русский автомобиль, которому аналогов нет вообще».
И сегодня УАЗ-452, сохранив конструкцию 50-х годов, является незаменимым транспортом в российской глубинке. Как «скорая помощь», сельскохозяйственный автомобиль, маршрутное такси… Но чтобы совершить на нем кругосветное путешествие?! Любой, кто впервые увидит «буханку» в непривычном для нее амплуа, рискует получить культурный шок.
Сразу не понимаешь, как на таком советском фургончике в стиле Volkswagen Hippie Bus москвичи задумали обогнуть земной шар. Удивительно? Мало похоже на правду? Поначалу не веришь, потом пытаешься осмыслить все это и задаешься вопросом: «А не шутка ли это?» Но зачинщики авантюрного проекта всерьез говорят о своей затее, более того, с начала июня этого года они уже проехали почти 23 тысячи км. О нюансах амбициозного проекта под названием «На „буханке“ вокруг света» мы узнавали у его создателей, ведь они оказались проездом в Минске.
Идея москвичей создать проект под названием «На „буханке“ вокруг света» возникла внезапно во время путешествия по Южной Америке
Александр и Николай — путешественники со стажем, которые успели побывать во многих уголках планеты, в том числе на машинах. А идея нового проекта — «кругосветки», главной «фишкой» которой стал УАЗ «буханка» — родилась у них совершенно спонтанно. «Изначально идея возникла во время поездки в Южную Америку, когда мы подвозили автостопщика и вдруг подумали: „А почему бы нам по пути не брать на борт местных жителей, автостопщиков, чтобы вести с ними диалоги и культивировать стереотипы о русских в юмористической манере, а также снимать это все на камеру?“ Причем по замыслу сюжета у нас должен был быть отечественный автомобиль, коим и является УАЗ-452. На наш взгляд, это амбициозный проект, который в перспективе должен перерасти в некое подобие „автотрэвел-шоу“, в рамках которого мы совершим кругосветное путешествие», — рассказывают москвичи, отмечая что в подобном формате проект прост в реализации и не требует больших расходов, если не брать в расчет саму экспедицию.
Но почему все-таки «буханка», спросите вы? «Это типичный русский автомобиль, который выпускается с 1965 года. На мой взгляд, УАЗ имеет в своем производстве уникальный продукт. Уверен, что в Южной Америке, Азии и Африке, будь туда экспорт российского фургона, на него выстраивалась бы огромная очередь, потому что „буханке“, как полноразмерному микроавтобусу с полным приводом, сегодня аналогов нет вообще», — заявляет Александр.
Александр и Николай пересекают на «буханке» полярный круг в Финляндии
И эдакий MADE IN USSR производит за границей настоящий фурор, а окружающие проходят на языке Александра так называемые «три стадии шока»: «Сперва, когда только увидели автомобиль, затем, когда понимают, что он абсолютно новый, и наконец — как только узнают, что полноразмерный микроавтобус стоит всего 8 тысяч евро».
Кстати, «буханка» 2016 года — это модернизированная версия УАЗ-452 1965 года, которую купили у официального дилера UAZ этой весной, а поскольку тот является партнером проекта, то фургон достался им по льготной цене — примерно за 5 тысяч евро. Вообще, если вспомнить, микроавтобус с армейской родословной появился в далеком 1965 году и получил силовой агрегат от ГАЗ-21 (2,4 л, 70 л.с.), 4-ступенчатую МКП и двухступенчатую «раздатку» с жестким подключением переднего моста. Одним словом, это был более вместительный и практичный вариант «брезентового» вездехода ГАЗ-69.
В 2015 году «буханка» отметила свой полувековой юбилей, а в 2016-ом сошла с конвейера в обновленном виде. Как отмечал директор завода, «снятие модели с производства является нецелесообразным, так как она остаётся востребованной многими службами, а отечественный автопром не может предоставить ничего взамен». Внешне машина почти не изменилась: разве что появились пластиковые накладки на углах переднего бампера и прямоугольные катафоты, встроенные в задний бампер. Основная же часть улучшений пришлась на салон «буханки».
Это и комбинированная приборная панель вместо нескольких отдельных циферблатов, и гидроусилитель руля. Среди «инноваций» обновленного микроавтобуса — подогрев сидений (но в этом экземпляре его нет) и штатное место под магнитолу. Разумеется, эти новшества не сделали автомобиль суперкомфортным, поэтому, заручившись поддержкой партнеров проекта, москвичи заранее подготовили УАЗ как внешне, так и внутри салона.
Кузов фургона частично обклеили виниловой пленкой красного цвета в стиле Volkswagen Hippie Bus. В салоне установили кондиционер, работающий от компрессора — вскоре он пройдет реальное «боевое крещение» в Африке, более комфортные сиденья с регулируемой спинкой, партнеры подарили им магнитолу в ретро-стиле, навигатор, датчик слежения GPS, снаряжение для кемпинга, шины японского бренда Antares. «Да даже если поставить на УАЗ нормальную резину, то его будет не узнать», — уверенно заявляет путешественник со стажем в полмиллиона километров.
«Буханка» на фоне замка Гамлета в Дании
В багажнике оправданно прописалось ГБО — ради экономии топлива в путешествии, так как цены на газ в Европе вдвое дешевле бензина, а еще благодаря баллону с объемом 160 литров можно проехать на одной заправке больше 1000 км. Расход получается 15 литров на «сотню». И вроде бы с подобным решением они явно не прогадали, но куда-то постоянно исчезает бензин, «гуляя» из одного бака в другой, и они планируют обращаться с этой проблемой к инженерам UAZ. В целом простота конструкции авто позволяет произвести ремонт в полевых условиях: помимо того, что с собой у мужчин имеется арсенал инструментов, проект поддерживает партнер, который «онлайн» обеспечит техподдержку, случись в дороге какая поломка.
Также здесь «вырезали» люк. «Правда, из-за багажника он пока не открывается. Просто пока не успели все сделать, но займемся этим сразу, как вернемся в Москву. Потом во время африканского сафари можно будет наблюдать за животными», — говорят мужчины. Очень кстати пришлась и маркиза на крыше, которая не раз спасала от палящих лучей солнца и проливного дождя — действительно полезный аксессуар во время кругосветного путешествия.
Общая стоимость всех доработок составила 15 тыс. евро, но с «обновками» лучше не переусердствовать: «Наша задача — поездить на „буханке“ в ее стоковом состоянии, без внедорожных премудростей. К примеру, некоторые устанавливают на ее кузов раму от „Гелендвагена“. Но какой в этом смысл?»
В Европе принято считать Нордкап (Nordkapp) самым северным мысом Европейского континента — «буханка» добралась и туда!
Технически все осталось без изменений — УАЗ оснащен мотором ЗМЗ-409 объемом 2,7 литра и мощностью 112 л. с., который состыкован с пятискоростной механической коробкой передач. После турне вокруг Черного моря автомобиль прошел стандартное ТО на 10 тысячах км, а по приезду в Москву они заедут к дилеру снова. Из нюансов во время поездки по Европе случилось немногое: открутился поводок щетки стеклоочистителя, забился воздушный фильтр, да в Норвегии украли крышку бензобака — пришлось прикрутить вместо нее перчатку. «Наверное, попался какой-то фетишист или забрали, как сувенир», — добродушно смеются путешественники.
Несмотря на похвальные попытки производителя вписаться в современность, к настоящему моменту автомобиль, спроектированный в начале 60-х годов, мало отвечает каким требованиям. И посадка водителя на краю «базы» «буханки» дает о себе знать сильнейшими скачками, и немилосердно трясет на любой скорости. «С точки зрения посадки и управления она сродни грузовику. Не хватает усиленного сцепления, уже просели штатные задние рессоры. В остальном все нормально. Меня даже поразила легкость и непринужденность управления рычагами включения переднего моста и раздаточной коробкой», — отмечает Александр, который за лето успел распробовать долгожителя российского автопрома.
Одна из причин, по которой выбор изначально пал все-таки на УАЗ — это его проходимость: полноприводные «буханки» способны преодолевать снежную целину высотой 40 см, но испробовать этот экземпляр в условиях реального бездорожья пока что не приходилось. В основном попадались дружелюбные дороги с асфальтовым покрытием, а также серпантины в горах Албании, Норвегии и Грузии — и «по крайней мере, машина старалась», отмечает шофер УАЗа.
Иногда они путешествуют вместе со своей семьей
Как правило, это Александр. В свою очередь Николай больше занимается вопросами организации путешествия. «Так получилось, что я приобщил Николая к автотуризму, а он меня — к туризму, которым занимается еще с 90-х годов. Причем мы оба многодетные отцы, и иногда путешествуем всей большой семьей. И нам всегда есть, куда и к кому возвращаться», — упоминает в ходе беседы Александр.
Машину используют обычно в щадящем режиме: с крейсерской скоростью 100 км/ч, и в среднем проезжают по 350–500 км в день, делая передышки. Преодолев за два с половиной месяца 23 тыс. километров, создатели проекта оказались проездом в Минске, сделав остановку в столичном центре KROWN. Забегая вперед, отметим, что УАЗ моментально гниет, поэтому накануне поездки «буханке» сделали комплексную антикоррозийную защиту в Москве. «Пока мы проехались по Европе, но потом пойдут регионы, где влажность достигает 90% при +35 градусах или случаются резкие перепады температур», — объясняет Николай.
Когда речь зашла про устойчивость к коррозии, слово взял и директор минского центра KROWN Алексей Мухлаев: «Поскольку подобные машины быстро гниют, днище, подвеску, раму, мосты, а также скрытые полости дверей, крышки багажника и моторный отсек обработали антикоррозийным составом, который в том числе предохраняет всю электронику от влаги, отчего машина работает более стабильно».
Эксперт акцентирует внимание на том, что в машинах с рессорной подвеской в самую первую очередь ржавеют сами рессоры: «Что ты с ними ни делай, но за счет механического трения листов друг об друга неизбежно оголяется металл, который под воздействием влаги начинает покрываться ярким рыжим налетом. Небольшие пятнышки есть и сейчас, но они темно-коричневого цвета, так как коррозия приостановилась из-за того, что рессоры обработали составом KROWN».
Выступая с защитой в адрес российской марки UAZ, специалист замечает, что некоторые современные автомобили европейских брендов (не будем называть их поименно) с почти нулевым пробегом после осмотра на подъемнике уезжают с вердиктом «частичная коррозия», вызывая шок у своих хозяев. В случае с «буханкой», чей пробег едва перешагнул за отметку в 20 тысяч км, ржавчины нет даже на раме и мостах, которые гниют с экстренной скоростью. «Болты и резьбовые соединения тоже быстро гниют, так что потом просто не откручиваются», — говорит Алексей Мухлаев. Ему вторит Александр: «А болгарку найти в пути очень сложно, поэтому для нас антикоррозийная обработка — это спасение».
Автопутешественники уже побывали в 18 странах мира, проехав почти 23 тысячи км. Впереди — «кругосветка»
Разглядывая красно-белый фургон, взгляд неминуемо цепляется за флаги стран, в которые заезжали Александр и Николай: Чехия, Венгрия, Албания, Черногория, Польша, Швеция, Дания… На сегодняшний день они побывали в 18 странах. Как признаются москвичи, европейцы при виде советской «буханки» пребывают в легком шоке и хлопают в ладоши, встречая почетного ветерана Ульяновского автозавода. На фоне современных иномарок он смотрится инородно, зато в Венгрии они попали на фестиваль, организованный по случаю 70-летия культовой модели VW T1, который проходил на озере Балатон, и там «буханка» органично вписалась в местный колорит и почти мимикрировала под «Фольксваген».
Если говорить про УАЗ-452, то с точки зрения дизайна это фактически «антиквариат», чей облик мало менялся еще с 50-х годов прошлого века. Но Александру узнаваемые черты фургона с круглыми фарами скорее греют душу: «Зачем вкладывать деньги во внешний облик машины, если советскому человек всегда были нужны практичность, надежность и доступность автомобиля. Дополняя крылатую фразу, можно сказать, что в СССР не было как секса, так и дизайна. Тем не менее „буханка“ популярна и по сей день».
Ей-богу, прежде всего голова идет кругом. Кто-то может посчитать такой проект как минимум безумием — на быстро гниющей и почти без комфорта машине отправиться по разным странам мира. Признаться, поначалу сомнения были и у авторов этой идеи, но теперь они приходят к выводу, что к «кругосветке» «буханка» реально готова. Прощаясь, спрашиваем, не боятся ли они по завершении путешествия увидеть сгнивший «Уазик», на что Александр отвечает совершенно бесхитростно: «За два года такое вряд ли случится, а с „Крауном“ этого можно не бояться еще много лет».
Камерун. Кариби. Выехали снова на побережье.
Наша Буханочка домчала нас до первой значимой точке в экспедиции, и впервые в истории всех Буханок и вообще отечественных авто доехала своим ходом из Москвы до экватора в Габоне!
Александр и Николай намерены продолжать свое триумфальное шествие. Сейчас они возвращаются в Москву, а в октябре «буханка» отправится в Африку, где начнется сухой сезон, чтобы потом совершить «кругосветку». Согласно прогнозам, на это уйдет от силы 1,5–2 года. Как минимум, трижды придется переправлять фургон через океан: от Африки до Америки, потом до Австралии и наконец — до Малайзии. И хочется пожелать им в этой поездке только успехов и массу ярких впечатлений.
www.uaz.ru
УАЗ 452/3303/3741/2206/3962/3909 | Описание, ресурс, масло
Описание Буханки
УАЗ 452 Буханка — российская серия грузопассажирских полноприводных автомобилей, состоящая из: грузовика (УАЗ-3303), фургона (УАЗ-3741), микроавтобуса (УАЗ-2206), медицинского автомобиля (УАЗ-3962) и модели вагонного типа (УАЗ-3909 Фермер). Данные индексы вошли в оборот в 1985 году, модели старше имели обозначение УАЗ 452 и уточняющие буквенные символы. Выпуск буханок начался еще в далеком 1965 году, в то время он заменил буханку УАЗ 450 и вот уже 50 лет мы наблюдаем их на наших с вами дорогах.
Двигатели на буханках… это эволюция мотора ГАЗ-21, в различных его вариантах. Здесь вы сможете найти силовые установки производства ЗМЗ, 2.7-литровый ЗМЗ-409, и УМЗ, это целая россыпь моделей: УМЗ 451, УМЗ 417, УМЗ 4213 и УМЗ 4218. Ульяновские двигатели ставились и на УАЗ-469 / УАЗ-3151 / УАЗ-3153 / УАЗ-3159 / УАЗ-3160, а так же на более современные УАЗ Хантер и Патриот.
WikiMotors не упустили момент прикоснуться к истории и ниже, вы найдете описание данных движков, их проблем и неисправностей, технические характеристики, ремонт, какое масло в двигатель лить, тюнинг и многое другое.
Модель УАЗ 452/3303/3741/2206/3962/3909:
1 поколение (1965 — н.в.):
УАЗ 452 / 3303 / 3741 / 2206 / 3962 / 3909 (72 л.с.) — 2.45 л.
УАЗ 452 / 3303 / 3741 / 2206 / 3962 / 3909 (90 л.с.) — 2.45 л.
УАЗ 452 / 3303 / 3741/ 2206 / 3962 / 3909 (112 л.с.) — 2.7 л.
УАЗ 452 / 3303 / 3741/ 2206 / 3962 / 3909 (99 л.с.) — 2.9 л.
УАЗ 452 / 3303 / 3741/ 2206 / 3962 / 3909 (115 л.с.) — 2.9 л.
<<НАЗАД
wikimotors.ru
2015 УАЗ 452 «Буханка» 2.0MT / 90 л.с. — ЭКСКЛЮЗИВ, РУЧНАЯ СБОРКА
УАЗ-452 / УАЗ-3741 (в народе называется «Буханка», «Таблетка») — автомобиль, производимый наУльяновском автомобильном заводе. Серийный выпуск УАЗ-452 начат в 1965 году. Двигатель — вариант двигателя ГАЗ-21.
УАЗ-452 — специальный грузопассажирский, полноприводный, двухосный автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 4×4. Машина выпускается Ульяновским автозаводом с 1965 года. Является старейшим по количеству лет выпуска российским автомобилем. Из-за внешнего сходства с буханкой хлеба, в народе стал именоваться «Буханка», «Пилюля», военные модификации — «Таблетка», так как их используют медики. Автомобили выпускавшиеся в период с 1965 по 1979 годы отличались наличием светотехники старого образца, (бесцветные поворотники, задние фонари круглой формы), штамповкой последнего бокового фальшокна заходящей назад к задним дверям, более закругленными задними углами кузова, специальной нишей для номерного знака на левой задней двери. Автомобиль производится как в кузовном (вагонном), так и в бортовом варианте (“головастик”). Кузов машины может быть оснащён боковыми одностворчатыми дверями и двустворчатой дверью сзади (конфигурация дверей зависит от конкретной модификации). В марте 2011 года этому автомобилю провели модернизацию по конкретным моделям: 39625, 3962 и 2206. Были добавлены ABS, гидроусилитель руля, ремни безопасности по стандарту Евро-4, двигатель тоже по стандарту Евро-4.
Модификации
УАЗ-452
- УАЗ-452 — фургон, основная модификация
- УАЗ-452А — санитарный автомобиль, в народе прозван «таблеткой». Автомобиль вмещал до 4-х носилок или шестерых на лавочках и одного сопровождающего в обоих случаях. Санитарка не предусматривала комфорта при перемещениях, подвеска оставалась со стандартной модели, но была единственной санитарной машиной, способной добраться в самые отдалённые места.
- УАЗ-452АС — санитарный автомобиль в северном исполнении
- УАЗ-452АЭ — шасси для установки различного оборудования
- УАЗ-452В — десятиместный микроавтобус вагонной компоновки
- УАЗ-452Д — грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом
- УАЗ-452Г — санитарный автомобиль, отличается от УАЗ-452А вместимостью
- УАЗ-452К — экспериментальный 16-местный трехосный автобус, (6×4) (1973 г).
- УАЗ-452П — седельный тягач
УАЗ-3741 и его модификации
В 1985 году была проведена модернизация, и модификации УАЗов получили новые индексы:
Автомобиль на базе УАЗ-452. Банк России
В период после 1989 года на шасси микроавтобусов УАЗ начался выпуск банковских броневиков для служб инкассации. Инкассаторские броневики производились сравнительно небольшими партиями, в различных вариантах исполнения
- УАЗ-3303 — полноприводный грузовик. Кабина — цельнометаллическая, двухместная, с двумя боковыми одностворчатыми дверями и съёмной крышкой капота двигателя. Модификации автомобиля имеют деревянную или металлическую платформы.
- УАЗ-3741 — интегрированный цельнометаллический фургон. УАЗ 3741 (37419) — грузовой полноприводный автомобиль-фургон с тремя боковыми одностворчатыми дверями и двустворчатой дверью задка.
Автомобиль муниципальной службы спасения Котласа
- УАЗ-2206 — полноприводной микроавтобус (от 8 до 11 мест в салоне). Конструкция рамная, кузов цельнометаллический.
С 1 апреля 2011 года автомобиль оборудуется гидроусилителем рулевого управления и антиблокировочной системой тормозов.
- УАЗ-3962 — cанитарный автомобиль.
- УАЗ-3909 «фермер» — модель вагонного типа. Грузопассажирский полноприводной автомобиль с 3 боковыми одностворчатыми дверями и двустворчатой дверью задка.
Технические характеристики | |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 500 |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая |
Тормозная система | двухконтурная, с вакуумным усилителем, барабанная |
Шины | 225 / 75 R 16 |
- УАЗ-3909i — военная санитарная машина.
xn--80aafe9bhdrpm.com
УАЗ «Буханка». История медицинской версии. Времена СССР
УАЗик «Буханка» — автомобиль-эпоха, автомобиль-легенда. Старейший из ныне здравствующих в серийном производстве легких коммерческих автомобилей не только России, но и мира. Уже 60 лет без принципиальной смены концепции они сходят с конвейера Ульяновского автозавода и, судя по всему, будут в серии еще не один год. Много десятилетий самым массовым автомобилем в «буханочном» семействе была «санитарка».
Да-да! Санитарно-медицинских «буханок» в советские годы делали больше, чем базовых цельнометаллических фургонов, больше, чем бортовых грузовичков-«головастиков» и на-а-а-амного больше, чем микроавтобусов. То есть медицинские УАЗ-450А, УАЗ-452А и УАЗ-3962 по количеству выпущенных экземпляров всегда превосходили прочих своих родственников по семейству, которое, к слову, было первой самостоятельной разработкой ульяновцев.
К медицинской версии прочно прикрепилось прозвище «Таблетка». Об истории «Таблетки» — наш рассказ. В технические подробности глубоко не вдаемся. Акцент — на внешности и внутреннем оснащении.
01. Разрабатывать «буханку» начали еще в первой половине 1950-х, а если считать от первых построенных опытных образцов, то «буханкам» даже больше, чем 60 лет. Этот один из первых экспериментально-«поисковых» УАЗ-450А по прозвищу «Сорока» сфотографирован на выставке в НАМИ в июле 1956 года.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
02. А это первый серийный УАЗ-450А. В 1958 году УАЗ построил первые 250 таких машин. Формы кузова и сегодня такие же, а «мордашка» тогда была другой. Еще одна особенность самых ранних УАЗ-450А — передние двери, которые открывались против хода движения.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
03. А еще на ранних «буханках» не было боковой двери для входа в салон. Доступ туда осуществлялся только через задние распашные двери.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
04. Медицинский салон у УАЗ-450А, как видите, был предельно аскетичным.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
05. Модернизировали и что-то меняли в «буханках» постоянно. Довольно быстро открывающиеся в обратную сторону передние двери уступили место привычным классическим с передней навеской петель. Но боковой двери даже у модернизированных УАЗ-450А по-прежнему не было.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
06. Последние пять экземпляров УАЗ-450А изготовили в 1966 году. Всего же с 1958 по 1966 год Ульяновский автозавод выпустил 30103 серийные «санитарки» УАЗ-450А. Одна из тех машин сохранилась в идеальном состоянии и является экспонатом заводского музея УАЗа.
Фото Николая МАРКОВА
07. У полноприводного семейства УАЗ-450 существовало «ответвление» неполноприводное, с колесной формулой 4х2 — УАЗ-451. Неполноприводных УАЗиков выпускали очень мало, «санитарка» УАЗ-451А с приводом только на заднюю ось тоже существовала, но только в опытных образцах. Серийно санитарную «буханку» 4х2 не выпускали.
Источник фото: uazbuka.ru
08. В номере 2 за 1962 год в рубрике «Новые советские автомобили» журнал «Автомобильный транспорт» разместил заметку об УАЗ-452А, «новом поколении» ульяновских санитарок. У первых опытных УАЗ-452А «мордашка» была, такой, как у 450-х, но (самое важное) наконец-то появилась боковая дверь для входа в салон.
09. В серию УАЗ-452А пошел через четыре года после заметки в «Автомобильном транспорте», в 1966 году. Серийные машины имели уже другую внешность, основные черты которой сохранились до сегодняшнего дня. Однако самые ранние легко отличить по круглым зеркалам заднего вида и однотонным белым указателям поворота. На этом рекламном снимке с доктором в модных очках и заграничных туфлях показан как раз такой вариант. Примерно тогда же к медицинским «буханкам» прикрепилось прозвище «Таблетка».
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
10. Постепенно сформировались две концепции салона — гражданская и военная. Гражданская (слева) подразумевала одни носилки и три посадочных места для врачей, военная (справа) позволяла разместить носилки для четырех пациентов (раненых).
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
11. У военной версии была интересная особенность — все окна можно было зашторить плотными брезентовыми занавесками, которые скручивались в рулоны. Правила военной светомаскировки даже для «санитарок» никто не отменял.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
12. Эти плотные занавески можно хорошо рассмотреть на отлично сохранившемся экземпляре из заводского музея.
Источник: uazbuka.ru
13. Справедливости ради необходимо отметить, что гражданский медицинский салон из п.10 — выставочный, «образцово-показательный». Серийный был значительно более простым. На фото это хорошо видно.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
Одной из главных проблем «таблеток» была плавность хода. В основе-то агрегаты «Козлика», который в свою очередь именно так прозвали за «прыгучесть». А для медицинской машины это серьёзный недостаток.
14. Над проблемой плавности хода у «таблеток» работали. На фото — опытный экземпляр УАЗ-452АГ и его шасси. Специалисты сразу увидят разницу.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
15. Но на всякий случай фото шасси в другом ракурсе.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
16. Стрелкой показано главное отличие УАЗ-452АГ от стандартных УАЗ-452А. На этой машине стояла гидропневматическая подвеска. Любопытно, что над гидропневматической подвеской УАЗ начал работать еше до того, как УАЗ-452А пошли в массовое производство. Этот опытный образец УАЗ-452АГ — 1965 года постройки. А на уровне идеи гидропневматику начали обсуждать еще в 1961 году. Но до серии дело так и не дошло, несмотря на несколько лет самых серьезных испытаний.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
17. Медицинские учреждения по всей стране продолжали получать «Таблетки» с жесткой стандартной подвеской.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
18. «Санитарка» УАЗ-452А серийно выпускалась с 1966 по 1985 год. За это время Ульяновский автозавод построил чуть больше 166 000 базовых «Таблеток» УАЗ-452А.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
К этому количеству необходимо добавить 1849 построенных экспортных «изданий» УАЗ-452АЭ, 1245 изготовленных тропических модификаций УАЗ-452АТ и 393 очень редкие северные машины УАЗ-452АС.
19. Северная версия УАЗ-452АС в обязательном для нее ярко-оранжевом цвете изображена на этом фото. Такая «таблетка» была снабжена двумя аккумуляторами вместо одного, дополнительными противотуманками, имела дополнительное утепление техническим войлоком и более богатое медицинское оснащение.
Источник: uazbuka.ru
Итого, за 19 лет производства было изготовлено почти 170 000 УАЗ-452А всех модификаций.
Работы по серьезной модернизации всего 452-го семейства были начаты еще во второй половине 1970-х. Внесли конструктивные изменения в раму, тормозную систему, рулевое управление, схему электрооборудования. Первые модернизированные образцы для испытаний были построены в 1977 году.
20. На этом фото модернизированная опытно-предсерийная «таблетка» 1977 года постройки. Слегка изменилась и внешность. Спереди поставили новые указатели поворотов ПФ-130, а сзади — фонари ФП-132. Появились новые зеркала заднего вида.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
21. Новая светотехника потребовала изменений штампов передней кузовной панели, задних угловых панелей и даже штампов пола. Из-за установки фары заднего хода и фонаря освещения номерного знака изменилась и наружная панель левой задней двери. В общем, наиболее заметными были внешние изменения сзади.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
После модернизации всему семейству присвоили новые индексы. Санитарный автомобиль получил обозначение УАЗ-3962.
22. В серию УАЗ-3962 пошел только в 1985 году, через 8 лет после постройки опытных образцов этого поколения. В первый год производства УАЗ-3962 выпускали параллельно с УАЗ-452А. В тот год сделали 4035 экземпляров УАЗ-452А и 7496 экземпляров УАЗ-3962.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
Вплоть до распада СССР Ульяновский автозавод выпускал, в среднем, тысячу УАЗ-3962 ежемесячно, то есть более 30 машин в сутки. Проще говоря, Советская держава получала новую «Таблетку» примерно каждые 45 минут.
23. Хотя ГОСТ по бело-красной окраске всех гражданских автомобилей скорой медпомощи был разработан еще в середине 1970-х, массово советские АСМП приобрели такую окраску только ближе к концу 1980-х. Для рекламного буклета, изданного в 1989 году, УАЗ-3962 красиво выкрасили по ГОСТу.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
24. И образцово-показательную фотосессию устроили. Так и хочется поверить, что на стройку врачи в СССР и в самом деле приезжали на нарядном УАЗике и в модельных туфлях на высоком каблуке 🙂
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
25. В реальности же гражданские УАЗ-3962 сходили с конвейера светло-серыми и по красно-белому ГОСТу их почти не красили.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
26. А большинство и вовсе было окрашено в классический для УАЗов «военно-защитный». Львиная доля УАЗ-3962 передавалось сразу в ведение Министерства обороны.
Кстати! Именно благодаря военным, еще при СССР, на свет чуть-было не появилась принципиально новая «Таблетка». Об этом Ремарочка.
Ремарка М-ПаркаПо техническим требованиям Министерства обороны УАЗ в конце 1980-х вел разработку совершенно нового многоцелевого фургона в рамках ОКР «Вагон».
27. В 1990 году уже были готовы опытные образцы. Совершенно новый, полностью оригинальный санитарный вагонник получил обозначение УАЗ-3972.
28. Была предусмотрена и гражданская версия этой машины. Если бы Минобороны не отменило заказ, то, глядишь, сейчас «буханка», в том числе и гражданская, была бы совсем другой…
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
Но не сложилось… СССР уже дышал на ладан и денег на запуск проекта в серию ни у УАЗа, ни у военных не нашлось…
29. Один из опытных образцов УАЗ-3972 долго был экспонатом Рязанского музея военной автотехники, пока музей существовал. Сейчас машина хранится на новой музейной площадке — на территории 147-й АБМО в Подмосковье.
Фото Николая МАРКОВА
Таким образом «Буханочной революции» не случилось. «Буханка» развал СССР встретила почти такой, какой помнила еще незабвенного Н.С. Хрущева.
30. Медицинские УАЗ-3962, выпущенные при СССР, еще «бегают» в городах и весях не только России, но и почти всех постсоветских стран.
Коллекция Дениса ДЕМЕНТЬЕВА
Впереди были «лихие 1990-е», начало третьего тысячелетия… Все эти исторические периоды «Таблетка» встретила уверенно, в добром здравии и без принципиальных конструктивных изменений. Но все же это были уже несколько другие «Таблетки».
mpark.pro
УАЗ-452 «Буханка»: катафалк для ядерной войны
Этот автомобиль разрабатывали для вывоза трупов из зоны радиоактивного заражения, но сегодня "буханка", сохранив конструкцию 50-х годов, является незаменимым транспортом в российской глубинке. Разбираем феномен удивительной машины Ульяновского автозавода.
Империя наносит удар
В начале 50-х годов прошлого века казалось, что ядерной войны между СССР и США не миновать. Постапокалиптическое будущее воспринималось почти как неизбежное, и весь вопрос был лишь в том, кто лучше к нему подготовится. Ульяновский автомобильный завод, являвшийся со времен Второй мировой войны «филиалом» по выпуску ГАЗ-69, в преддверии почти начавшейся Третьей получает от Министерства обороны секретный заказ: разработать автомобиль для… вывоза раненых и погибших из очагов радиоактивного поражения.
Об этом сейчас неизвестно практически никому, кроме нескольких оставшихся в живых разработчиков этой машины, но в обычной «буханке» с кузовом фургон, которую вы можете часто наблюдать на улицах, была реализована возможность перевозки, помимо водителя и пассажира, пяти носилок с ранеными: четыре из них крепятся по бортам в два яруса, а пятые задвигаются между боковыми… Удивительно? Мало похоже на правду? Конечно, ведь эти факты были многие годы строжайше засекречены!
Во второй половине 50-х стало приходить понимание, что апокалипсис если и будет, то не обязательно прямо сейчас. Он, может быть, случится завтра, а сегодня в быту очень пригодился бы полноприводный автомобиль вагонной компоновки, который уже практически готов к производству. Машина, к этому моменту обретшая название УАЗ-450, в основе своей имела шасси ГАЗ-69 с поставленным сверху оригинальным кузовом, нарисованным дизайнером В. И. Арямовым… Говорят «буханкой» этот автомобиль начали называть еще заводские испытатели.
Машина могла брать на борт 800 кг груза и развивать скорость 90 км/ч. В 1957 году была закончена подготовка производства этого автомобиля, а в 1958 началось его серийное производство. Интересно, что двумя годами ранее в США начали выпускать очень похожий автомобиль — Ford FC. Та машина имела два основных варианта, грузовик с короткой и длинной кабинами, фургон появился позже и выпускался мало (как и сама модель, дожившая лишь до 1965 года), однако споры по поводу советской и американской «буханок» не утихают до сих пор… Украл ли Арямов дизайн у американцев? Едва ли — машины рисовались и разрабатывались одновременно (в полном соответствии с канонами «гонки вооружений»), просто советская, как водится, задержалась с выходом в серию. Дело не в плагиате, а в общей направленности дизайна тех лет — взгляните, например, на первый Volkswagen Transporter.
Вторая «буханка»
С 1958 по 1965 год «буханка» под именем УАЗ-450 (к индексу прибавлялась буква А для санитарного авто, В — для фургона и Д — для грузовика с деревянным кузовом) выпускалась в своем первозданном виде: рама, 3-ступенчатая коробка и бензиновый мотор объемом 2.1 литра, выдающий 52 л.с., всё в чистом виде от ГАЗ-69 (такой же мотор, кстати, ставился на ГАЗ-20 «Победа»). К середине 60-х машину сделали более технологичной, уйдя от прямого родства с армейским джипом: изогнутая сварная рама поменялась на оригинальную прямую, сделанную из швеллерного профиля, рычажные амортизаторы уступили место телескопическим, а силовой агрегат был позаимствован у ГАЗ-21 «Волга» — верхнеклапанный 2.5-литровый 70-сильный двигатель был сопряжен с 4-ступенчатой коробкой передач. Кроме того, оптимизировалась сама компоновка силового агрегата и рулевого управления.
Вместе с этим машина получила и «фейслифт» — оформление передней части кабины в том виде, в котором мы знаем этот автомобиль сейчас. В 1965-м в производство пошел модернизированный грузовичок УАЗ-452Д (он получил в народе меткое прозвище «головастик»), годом позже подтянулись и остальные модификации: фургон УАЗ-452, «санитарка» УАЗ–452А (её прозвали «таблеткой» или «пилюлей»), и впервые появившийся в гамме десятиместный микроавтобус УАЗ–452В. Кстати, по одной из версий, эта «слишком гражданская» и дорогая для УАЗа тех лет модификация родилась почти случайно — на ней настояли люди из «Автоэкспорта», организации, продававшей советские автомобили за рубеж. Хотя вариант «микроавтобус» был заложен еще в первых эскизах!
«Буханка» — советский автомобиль-рекордсмен по количеству модификаций и «тюнинг-версий». Обусловлено это двумя факторами: а) автомобиль получился очень удачным и востребованным; б) УАЗ имел сильную «заточенность» под армию и при этом весьма скромные производственные мощности. Модификации можно разделить на две большие группы: сделанные силами сторонних организаций и собственно уазовские. Первая группа, многочисленные варианты «незаводского тюнинга», были порождены главным образом долгим отсутствием в гамме микроавтобуса — авторемонтные и механические заводы переделывали фургоны в автобусы, врезая окна и устанавливая сиденья. Такие машины, получившие прозвище «барбухайки», были лишены нормальной вентиляции, отопления и даже входа-выхода, но положение спасали.
И более того — «барбухайки» спровоцировали развитие целой новой отрасли советского автопрома: со временем на шасси «буханки»» стали производить вполне приличные микроавтобусы, иногда даже превосходящие заводской УАЗ-452В по комфорту — такими, например, были микроавтобусы АПВУ (Псковского авторемонтного завода). А потом те же заводы начали собирать специализированный транспорт на той же проверенной платформе — так появились автокинопередвижки (завод «Кубань»), автомобили для киносъёмок (Черниговский завод специального автотранспорта) и даже техника для мелиорации (Псковский завод «Гидроимпульс»). Что же касается собственных изысканий УАЗа, то инженерный штат породил просто гигантское количество всевозможных опытных образцов, и как жаль, что большинству из них не нашлось места на конвейере: «скорая помощь» с мягкой гидропневматической подвеской, реанимационный автомобиль для спасателей, 16-местный автобус, гусеничный вездеход, седельный тягач…
На протяжении 1970-х годов «буханки» практически не модернизировались. Но во время перестройки в 1985-1989 годах семейство вездеходов всё же подверглось обновлению: мощность двигателя подняли до 90 л.с., поставили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем и модернизированные мосты с другими передаточными числами. Поменялись и обозначения версий: бортовой грузовик стал называться УАЗ-3303, фургон — УАЗ-3741, микроавтобус — УАЗ-2206, а санитарный автомобиль — УАЗ-3962.
В 1997 автомобиль получил, наконец, новый мотор — УМЗ-4218 объемом 2.9 литра и мощностью 98 л.с. В 2008 году этот мотор совместно с фирмой Bosch, с которой УАЗ сотрудничал в области электронного впрыска топлива, модернизировали, он стал называться УМЗ-4213 (2,9 л, 99 л.с.) и отвечал нормам «Евро-3». А в марте 2011 года его довели до «Евро-4», помимо этого снабдив автомобиль ремнями безопасности того же стандарта («Евро-4»), системой ABS и гидроусилителем руля… Всё это похвальные попытки вписаться в современность, но сейчас они уже отчетливо напоминают выражение «что мертвому припарки» — к настоящему моменту автомобиль, спроектированный в начале 60-х годов, не отвечает никаким требованиям.
Плюсы и минусы
Европейский краш-тест эта машина в своем нынешнем виде не пройдет никогда. У шоферов даже есть про «буханку» такая грустная шутка: «до смерти 1,5 миллиметра». Имеется ввиду расстояние, которое отделяет сидящих в салоне от «улицы» — ничего, что могло бы гасить энергию удара при столкновении, в этом автомобиле нет в принципе. Добавьте сюда полное отсутствие комфорта в его современном понимании (если кто ни разу не ездил в таком автомобиле, попробуйте, вас ждёт чудный экспириенс — трясет там немилосердно и на любой скорости) и очень высокий расход топлива (паспортный по смешанному циклу — 13 л/100 км, но реальный — на 5-7 литров больше). Так почему же этот автомобиль до сих пор жив?
Потому что — Россия! В этой стране такой машине до сих пор нет адекватной замены, причем это касается не только армии и МЧС, которые от «буханок» не откажутся, наверное, никогда. В огромной стране, где вместо большей части дорог присутствуют направления, «буханка» незаменима — в глубинке её до сих пор активно используют как «скорую помощь», сельскохозяйственный автомобиль, маршрутное такси… Да-да, в этой стране есть огромное множество мест, где до работы, до дома или до магазина можно добраться только на «буханке»!
По проходимости «буханка» находится почти на уровне со своим «братом», великим и ужасным УАЗ-469 (он же 3151, ныне Hunter). Даже заднеприводная версия буханки (в 1960-1970-х существовала и такая) была способна пройти там, где не могли пролезть обычные микроавтобусы — клиренс-то равнялся 230 мм против 170-180 у «гражданских»! Вдумайтесь: полноприводные «буханки» способны преодолевать 40-сантиметровую снежную целину и спокойно двигаться по колее, раскатанной гружеными «Уралами». А простота конструкции позволяет произвести ремонт практически в поле и без специального инструмента — вот они, армейские корни!
Так что же, ей так и не найдется замены? И какая в этом случае ей уготована учась? Попасть под запрет производства после ввода очередных норм безопасности и экологичности? Да, это очень вероятный исход. Но… как мы знаем, УАЗ участвует в проекте «Кортеж» (который, помимо техники для правительства, подразумевает и «гражданские» версии автомобилей), и сейчас в Ульяновске начали работы с совершенно новой платформой, на коей к 2018 году должны начать строить широкое семейство внедорожников. Не исключается также, что на этой же платформе УАЗ будет строить (внимание!) микроавтобусы. И действительно, с чего бы УАЗу, переживающему сложный «переходный» период, отказываться от столь эксклюзивной ниши, как микроавтобус-вездеход?.. «Буханка NEW»?! Почему бы нет! Мы пофантазировали на тему, как может выглядеть такой автомобиль, и вот что у нас получилось…
Читайте также:
www.kolesa.ru