Температура кипения моторного масла, его застывания и вспышки. Зависимость вязкости смазки от ее температуры
Внутри работающего двигателя создаются повышенные нагрузки — высокая температура и мощное давление. Однимиз основных требований к любому моторному маслу является его способность сохранять свои свойства при повышенных температурах. Существует два показателя, по которым определяется качество смазочной жидкости:
- Температура вспышки и застывания.
- Вязкость.
Температура кипения моторного масла должна находиться в установленном диапазоне. Это возможно только при соответствии смазочного продукта заявленным характеристикам — масло должно быть высокого качества. Повышение температурного показателя может привести к поломке двигателя внутреннего сгорания. Закипание смазки происходит при неправильном уходе за силовым агрегатом и создании нагрузки выше допустимого уровня.
Что означает высокая температура масла
При определении характеристик смазочной жидкости рассматриваются два важных показателя высокой температуры:
- допустимая;
- температура кипения.
Коэффициент допустимости говорит об оптимальной температуре масла. Бывают случаи, когда в моторе температура масла дошла до рабочего состояния, а изменение вязкости происходит с некоторым запозданием.
Чем короче этот временной отрезок, тем лучше смазочное вещество справляется с основной функцией, которая состоит втщательномсмазывании трущихся поверхностей деталей работающего движка. При выполнении этого условия износ мотора не будет увеличиваться даже при его сильном нагреве.
Завышенный коэффициент кипения опасен для двигателя. Кипение, пузырение и дымность недопустимы. Температура возгорания моторного масла равна 250°С. При этом смазка разжижается, низкий показатель вязкости свидетельствует о некачественном смазывании и порче всей механической части двигателя.
Недопустимо повышение температуры смазки в работающем двигателе более, чем на два градуса за одну минуту.
Если смазочный материал горит одновременно с топливом, понижается концентрация масла, выхлоп приобретает характерный цвет и запах. Расход смазки резко возрастает. Водителю приходится постоянно заливать новые порции.
Пренебрежение рабочими показателями температуры не рекомендуется, т. к. кипение масла приводит к повышенному износу силового агрегата.
Вспышка масла
Вспыхивание смазочного материала происходит при его смешивании с горючим. Этот эффект возникает, когда к нему приближается газовое пламя. Смазка нагревается, появляются пары высокой концентрации, это приводит к их воспламенению. Воспламенение и вспышка характеризуют такой параметр, как летучесть смазочной жидкости. Онанапрямую зависит от типа смазки и степени ее очистки.
Если температура вспышки резко снизилась, это означает, что в двигателе есть серьезные неисправности. К ним относятся:
- неполадки в системе впрыска;
- нарушение подачи топлива;
- выход из строя карбюратора.
Чтобы узнать температуру вспышки конкретного смазочного материала, рабочую жидкость нагревают в специальном тигле при закрытой и открытой крышке. Фиксирование нужного показателя производится при помощи зажженного фитилька, проведенного над тиглем с раскаленным маслом.
При его нагревании сильно увеличивается концентрация паров нефтепродукта. Это вызывает быстрое воспламенение моторного масла, похожее на пожар. Независимо от его вида (синтетическое или минеральное), качественное масло не только вспыхивает, оно продолжает гореть.
Температура застывания масла
При застывании смазочное вещество становится малоподвижным, его тягучесть полностью исчезает. Смазка застывает вследствие кристаллизации парафина. Моторное масло при низкой температуре резко изменяет свои свойства. Оно обретает твердость и теряет пластичность.
Смазочный материал должен обладать оптимальным температурным показателем, находящемся в пределах между коэффициентами вспышки и застывания.
Значения этого параметра со сдвигом, ближе к тому или иному коэффициенту, приводит к снижению смазывающих свойств и потере работоспособности двигателя внутреннего сгорания.
Влияние вязкости масла на стабильность работы двигателя
Смазочные материалы необходимы для снижения сил трения между поверхностями рабочих деталей и узлов силового агрегата. При работе «на сухую» происходит заклинивание, быстрый износ и выход из строя всего мотора.К основным требованиям относятся следующие функции:
- Исключение трения между деталями.
- Свободное прохождение смазочной жидкости по всем каналам масляной системы.
Показатель вязкости смазки является важным параметром. Он находится в прямой зависимости от температуры двигателя и окружающей среды. Значение вязкости может отклоняться от оптимальных показателей вследствие повышения температуры внутри мотора. Для обеспечения слаженной работы всех систем силового агрегата необходимо, чтобы все рабочие процессы проходили в пределах допустимых норм.
Определение вязкости по маркировке
На фирменной канистре с моторным маслом любого производителя содержится подробная информация о показателе вязкости продукта по системе САЕ. Обозначение вязкости состоит из числовых и буквенных символов, например, 5W40.
Здесь английская литера W говорит о зимнем параметре. Числа, стоящие слева и справа от нее — зимний и летний показатели температуры соответственно. В этом диапазоне обеспечивается стабильная работа двигателя, использующая конкретный товар.
Влияние низких температур на стабильность запуска движка
Особое внимание уделяется зимнему показателю. Ведь именно при низких температурах окружающей среды трудно запускать двигатель «на холодную». Из цифры 5 вычитается постоянноечисло 35. Полученный результат (- 30° С) — это минимально допустимая температура, при которой данное масло позволит осуществить быстрый запуск двигателя. «35» — это постоянная величина для всех видов смазочных материалов.
Быстрый запуск холодного двигателя внутреннего сгорания также зависит от следующих показателей:
- тип двигателя;
- техническое состояние движка;
- исправность топливной системы и аккумулятора;
- качество горючего.
Чем опасна высокая температура в двигателе
Чрезмерный нагрев двигателя намного опаснее его охлаждения. Масло закипает при 250 — 260°С, при этом возникают воспламенение, пузыри и дым. Если такая ситуация продолжается длительное время, вязкость смазочной жидкости резко снижается, и детали не получают качественного смазывания. При этом смазочный продукт навсегда утрачивает все свои изначальнополезные свойства и качества.
Начиная с 125°С, масло испаряется и улетучивается с парами горючего, не попадая на поршневые кольца. Количество моторного масла резко уменьшается, что вызывает потребность в постоянном его доливании.
Причины чрезмерного нагрева моторного масла
Старение смазочного материала происходит вследствие окислительных процессов, происходящих в его основе.В результате химических реакций выделяются негативные отложения:
- Нагар.
- Осадки шлама.
- Лаки.
Эти процессы ускоряются при воздействии высоких температур.
Нагаром называются твердые вещества, которые образуются при окислении углеводородов. К ним причисляют также элементы свинца, железа и прочие механические частички. Нагарные скопления могут стать причиной детонационных взрывов, калильного зажигания и пр.
Лаки — это окисленные масляные пленки, образующие липкий налет на контактирующих поверхностях. Под воздействием высоких градусов происходит их запекание. Они состоят из углерода, водорода, золы и кислорода.
При лаковом покрытии ухудшается теплопередача поршней и цилиндров, что может вызвать их опасный перегрев. Сильнее всего от лаков страдают поршневые канавки и кольца, которые залегают в них из-за коксования. Коксование — это вредная смесь нагаров с лаками.
Шламовые осадки представляют собой смеси эмульсионных загрязнений с продуктами окисления. К их образованию приводят плохое качество смазочных материалов и нарушение режима эксплуатации автомобиля.
Заключение
Опытные автовладельцы рекомендуют новичкам бережно относиться к своему транспортному средству:
- Не допускать длительных поездок на большой скорости.
- Отслеживать температуру машинного масла.
- В рекомендованный срок производить замену смазочного продукта.
- Использовать только проверенные сорта моторного масла в строгом соответствии с рекомендациями автопроизводителя.
В паспорте на автомобиль содержится подробная информация о марке моторного масла, подходящего именно для конкретного силового агрегата, установленного на данной машине.
От чего зависит температура кипения моторного масла?
С точки зрения физики, любое вещество может принимать три агрегатных состояния:
- твердое;
- жидкое;
- газообразное.
Смазочные материалы не исключение: несмотря на то, что это достаточно сложные химические композиции. Технические жидкости могут превратиться в густую пасту, не способную перемещаться по каналам, или напротив: закипеть, как вода в чайнике, активно испаряясь и теряя объем.
Если масло закипело, двигатель может загореться
Температура кипения или застывания моторного масла, определяет свойства всего состава, а не отдельно основы или присадок. Следует помнить, что любые негативные свойства сложных смесей определяются худшей характеристикой любого из компонентов.
То есть, если одна из присадок имеет температуру кипения 180°C, то следует считать, что все масло закипит при этой температуре. Если смазка закипит (разумеется, это выглядит не так, как кипение воды в чайнике), её характеристики моментально изменятся.
Смазывающая пленка не сможет удерживаться на рабочей поверхности механизмов, часть присадок расслоится и будет работать не эффективно. Кроме того, пары масла могут вспыхнуть внутри мотора. А это приведет к пожару, который трудно потушить.
Диапазон рабочих температур
Моторное масло должно стабильно сохранять свойства в широком пределе температур. Как минимум, в том рабочем диапазоне, который производитель установил для конкретного двигателя.
Что происходит с маслом, когда оно закипает
Собственно, функционирование всех механических частей и связанных с ними жидкостей, должно быть предсказуемым в заданном температурном диапазоне. Для штатных компонентов мотора, определяющие характеристики установил автозавод, вы не сможете их изменить.
Ошибка при подборе расходников, может негативно сказаться на работе силового агрегата. При этом рабочий температурный показатель двигателя с водяным охлаждением не совпадает с рабочей температурой смазки.
ДВС воздушного охлаждения не берем во внимание, ввиду ограниченного количества производимых моделей. Стандартная температура прогретой силовой установки находится в диапазоне 80°C – 90°C. Для дизелей принимается такой же показатель, с учетом более длительного времени выхода на оптимальную температуру.
Температура моторного масла при любом раскладе будет выше температуры охлаждающей жидкости на 10°C – 15°C, и составит максимум 105°C. Разумеется, если система охлаждения мотора исправна.
Почему моторное масло в двигателе горячее охлаждающей жидкости, потому что cмазочные материалы не вступают в контакт с контурами охлаждения мотора, к тому же, масло нагревается от раскаленных поршней.
Зависимость вязкости от температуры
Одной из важнейших характеристик является вязкость смазочного материала.
Демонстрация зависимости вязкости масла от температуры
Это всегда компромисс:
- Густое масло лучше удерживается на поверхности детали, и формирует надежную пленку в пятне контакта.
- Жидкое масло эффективнее доставляется к точкам смазки, без проблем продвигается по масляным каналам, и хорошо фильтруется.
Производители подбирают баланс показателя вязкости смазочного материала совместно с мотористами автозаводов. Существует общепризнанная классификация, созданная много десятилетий назад Ассоциацией автомобильных инженеров Америки (SAE). Она установила 6 градаций вязкости для зимней эксплуатации: SAE от OW, до 25W, а также 5 летних градаций вязкости: SAE от 20 до 60.
Для проведения исследований, понятия вязкости разделены:
- Кинематическая, которая измеряется при температурах выше нуля, определяется с помощью специальных измерительных капилляров. Величина измерения – стоксы (Ст) или сантистоксы (сСт).
Эта величина зависит исключительно от температуры, и характерна для зимних масел, в составе которых нет загустителей. - Динамическая – кинематическая вязкость, помноженная на плотность технической жидкости. Эта величина в полной мере отражает зависимость моторного масла от температуры. Единица измерения: мили Паскаль-секунды (мПа-с).
В чем секрет? В зачет идет величина не только вязкости, но и сопротивления, которое возникает при механическом взаимодействии моторного масла и детали. При формировании измеряемой величины, большое влияние оказывает именно температура.
Измерение производится в ротационных измерителях, то есть динамическим путем. Величина характерна для загущенных смазочных материалов, которые относятся к всесезонным.
Температура воспламенения
Моторное масло, вне зависимости от основы (минеральная или синтетическая), относится к горючим материалам. При нагревании до критической величины, смазка воспламеняется. Для каждой марки существует температура вспышки.
При тестировании жидкостей, применяются две специальные методики:
- В закрытом тигле создаются условия, похожие на реальную работу внутри картера двигателя.
Как правило, температура горения при таком методе составляет 120°С – 150°С. - В открытом тигле моделируется ситуация, похожая на попадание смазки на раскаленные части выпускного тракта. При таких условиях, температура вспышки составляет 180°С – 230°С.
Второй тест не является абсолютно правильным. В реальных условиях температура воспламенения масла ниже, и составляет 150°С – 190°С. Это связано с тем, что свободное масло в подкапотном пространстве образует дополнительные пары механическим путем.
Однако этот показатель говорит скорее о пожарной безопасности (точнее, небезопасности). К техническим характеристикам смазочных материалов, эта величина не имеет отношения. При утечке моторного масла, труба глушителя (температура от 250°С до 750°С) может стать источником возгорания.
Важно! Температура вспышки напрямую зависит от количества паров, выделяемых при определенных условиях. Фактически, это прямая зависимость от температуры кипения.
В свою очередь, степень испаряемости моторного масла зависит от наличия летучих фракций. Влияние на этот показатель оказывает как химический состав основы, так и количество присадок, основанных на воспламеняющихся компонентах.
Температура кипения
При достижении рабочего диапазона температуры двигателя, вязкость моторного масла приходит в норму, присадки активируются.
Если в мотор залита смазка, которая не имеет допуска производителя для данного типа ДВС, может произойти закипание автомобильного масла. До возгорания дело доходит редко, разве что система охлаждения двигателя окажется неисправной.
Если масло закипает, двигатель закоксовывается
Температура кипения моторных масел на 2-3 десятка градусов ниже температуры вспышки. Если смазка находится на грани кипения, или уже кипит – происходит активное разделение состава на фракции, присадки.
Нарушаются рабочие характеристики, масло перестает выполнять свои функции. Кроме того, при закипании уменьшается уровень технической жидкости: под давлением, пары масла в большом количестве выходят через сапун или систему вентиляции картерных газов.
Важно! Длительная работа на масле, которое находится близко к точке закипания, не просто изнашивает детали двигателя. Возможно залегание клапанов, проворачивание вкладышей коленвала, и даже заклинивание мотора.
Причины перегрева моторного масла – как с ними бороться
- Во-первых, следует по возможности подбирать смазочные материалы с улучшенными температурными характеристиками. В данном случае есть прямая связь с типом основы. Минеральное масло закипает быстрее, и часто работает в граничных режимах, близких к несовместимости с температурными допусками. Если ваш двигатель работает с повышенными нагрузками (например – турбина или высокофорсированная конструкция), то лучше применять синтетическое масло или полусинтетику.
- Во-вторых – следует разобраться с системой охлаждения масла. В некоторых моторах имеется радиатор охлаждения смазки, либо его роли выполняют специальные ребра на картере мотора или его поддоне. Внешние стенки двигателя должны быть чистыми, масляно-пылевая шуба ухудшает теплообмен.
- Разумеется, сам по себе мотор не должен перегреваться. Неисправная система охлаждения (помпа, радиатор, термостат) приводит не только к перегреву блока цилиндров. Лишние градусы получает и моторное масло.
- Внутри силовой установки есть многочисленные каналы, по которым смазка распределяется по всему объему. При нормальном состоянии фильтра, и функционировании помпы, моторное масло интенсивно перемещается внутри двигателя. При этом горячая смазка из зоны работы поршней, активно меняется с уже остывшей, со дна картера. Общая температура смазочных материалов стабилизируется.
- И, разумеется, необходимо своевременно проводить регламентные работы. По мере износа смазки, меняются ее характеристики, в том числе и температурные.
Тестирование моторных масел путем нагрева – видео
Заключение
Перегрев масла возможен только в случае неисправности двигателя или неправильном подборе технических жидкостей. Если вы содержите автомобиль в нормальном техническом состоянии, и придерживаетесь рекомендаций производителя – никаких проблем, связанных с закипанием или воспламенением масла не будет.
Температура кипения моторного масла в двигателе автомобиля
Температура кипения моторного масла является важной характеристикой, так как определяет диапазон, в котором оно сохраняет свои свойства и способно обеспечить работу двигателя без ущерба для его механических частей. Обычно, рабочие температуры масла в двигателе находятся в пределах 100⁰С, поэтому оно должно обладать устойчивостью в этой температурной зоне. Но необходимо учитывать, что в жаркие дни, при работе двигателя длительное время и с повышенной нагрузкой, а также в случае неполадок может произойти перегрев. А если масло при этом не обладает температурной устойчивостью, оно неизбежно начнет закипать.
При какой температуре кипит моторное масло?
В зависимости от состава и наличия присадок для этого необходима температура 250-300⁰С. После достижения данного уровня происходит распад масла, наиболее летучие фракции выделяются, после чего оно теряет способность справляться со своими функциями.
Причины превышения рабочих температур двигателя
Как правило, таких причин может быть две. Это выход из строя системы охлаждения, включая поломку вентилятора, радиатора, термостата или водяной помпы, а также критическое снижение уровня охлаждающей жидкости.
Вторая причина — это низкое качество залитого масла или отсутствие его своевременной замены, из-за чего оно не справляется с уменьшением трения внутренних частей двигателя.
Признаки того, что превышена температура закипания моторного масла
- На приборной панели современных автомобилей существует специальный индикатор, показывающий температуру двигателя. Но остается шанс на то, что этот индикатор неисправен, поэтому следует обращать внимание на другие признаки.
- Распознать закипание масла можно по соответствующим булькающим звукам, проявляющимся при нагреве двигателя.
- Выделение большого количества дыма из подкапотного пространства.
- Черные выхлопные газы, имеющие запах гари.
Если во время езды температура кипения моторного масла в двигателе оказалась превышена, нужно аккуратно прекратить движение, причем желательно сделать это накатом, без нажатия на педаль тормоза. Автомобиль не нужно глушить сразу, следует дать мотору проработать еще 5 минут, включив на полную систему печку, которая перетянет на себя избыточное тепло радиатора.
При перегреве двигатель нельзя запускать повторно, так как это может только усугубить ситуацию. Специалист на СТО должен не только устранить причину, но и убедиться, что сложившаяся аварийная ситуация не причинила двигателю существенный ущерб.
Температура масла в двигателе. Нормы, характеристики, функционал
При работе температура масла в двигателе нагревается во время работы, выдерживая значительные нагрузки, вызываемые работой его узлов и деталей. По этому, смазочные материалы должны быть высокого качества и соответствовать условиям эксплуатации. Чтобы не довести до температуры кипения моторного масла, необходимо знать, какую смазку необходимо применять.
Моторное масло и температура двигателя
Смазочная жидкость является важным компонентом для работы любого двигателя. Документом, определяющим классификацию и обозначение масел, применяемых на двигателях внутреннего сгорания, является межгосударственный стандарт ГОСТ 17479-85, с дополнениями 1999 года. Требования этого документа взаимосвязаны с международными стандартами SAE, API и ACEA, которые определяют параметры масел в зависимости от сезона и температуры окружающей среды. Стандарт SAE определяет вязкостно-температурные характеристики смазки. Стандарт API указывает на применение смазки, в зависимости от типа двигателя, срока его выпуска и технических параметров (например, с турбонадувом или без). Стандарт ACEA разработан европейскими производителями. Он похож на стандарт API, но имеет более жёсткие показатели.
На основании указанных документов, автомасло бывает бензиновое, дизельное и универсальное. Масляный раствор изготавливается из минерального масла с добавлением различных компонентов и присадок. В зависимости от добавок, масляная жидкость в машинный агрегат делится на: минеральную, синтетическую и полусинтетическую.
По своей структуре масляный раствор разделяется на три разновидности:
- Зимняя. Особенностью является более жидкое состояние, что позволяет облегчить моторный пуск автомобиля. В теплое время года масляный раствор не пригоден для применения, так как в процессе эксплуатации его вязкость станет меньше нормативной. Функции по защите и смазке агрегатов будут сведены к минимуму. Имеет буквенно-цифровую маркировку.
- Летняя. Применяется при температуре окружающей среды выше нуля градусов. Такая жидкость имеет высокий показатель вязкости и текучести. Не рекомендуется использование зимой, так как из-за высокой вязкости двигательный пуск автомобиля будет трудным. Имеет цифровую маркировку.
- Всесезонная. Наиболее популярная разновидность жидкости у всех водителей. Может использоваться в любое время года при любых температурах окружающей среды. Имеет двойную маркировку.
Выбор масла оказывает прямое влияние на температуру двигателя. Рабочая температура силовой установки находится в пределах от 70 до 90 градусов в зимнее время. С повышением температуры до нулевой отметки, можно начинать движение при прогреве двигателя до 50-70 градусов. В летнее время узлы и агрегаты не нуждаются в прогреве. Начинать движение можно в естественных условиях. При рекомендуемом температурном режиме, мотор надежно запускается и работает, а наполнение цилиндров проводится в максимальном объеме. Некоторые виды пусковиков имеют нормальный рабочий режим при температуре от 100 до 110 градусов. В основном, это мотый агрегат воздушного охлаждения, например двухтактный движок.
Как устроена система смазки двигателя
Задача системы смазки – это хранение, транспортировка, очистка и подача масла к трущимся узлам двигателя с целью снизить трение сопряженных деталей, обеспечить плавный пуск двигателя и не допустить его перегрева. Выполнение задачи обеспечивает комплекс узлов и агрегатов, который включает:
- Картер двигателя (поддон) со сливной горловиной.
- Масляный насос.
- Фильтр для очистки масла.
- Радиатор для охлаждения масляной жидкости.
- Редукционный клапан.
- Датчик давления.
- Датчик температуры.
- Трубопроводы.
Принцип работы системы смазки основан на подаче комбинированной подаче смазочной жидкости к трущимся деталям. Подача масла начинается после пуска двигателя. Насос закачивает масляную жидкость из картера двигателя и подает его в фильтр для смазки. После очистки, жидкость под давлением подается на кривошипно-шатунный и распределительный механизмы двигателя. Через шатуны масляный раствор подается в цилиндры двигателя. Разогретая масляная жидкость поступает в радиатор, где происходит его охлаждение. Из радиатора масляная жидкость сливается в поддон.
Остальные узлы силового агрегата смазываются после создания масляного облака. Оно получается в результате разбрызгивания смазки кривошипно-шатунным механизмом через зазоры и технологические отверстия. После смазки масляная жидкость поступает в поддон, перемешиваясь с маслом, поступившим из радиатора, и процесс подачи смазки начинается по-новому.
Функциональность смазочных жидкостей
Чтобы силовой агрегат функционировал устойчиво, необходимо правильно подобрать смазочный раствор. Его выбор проводится по параметрам, основными из которых являются:
- Вязкость. Основной показатель любого масла. Означает способность масляной жидкости поддерживать должный уровень текучести, покрывая детали внутри двигателя. Степень вязкости зависит от температуры двигателя и своей собственной. С повышением температуры уровень вязкости падает.
- Индекс вязкости. Величина, определяющая уровень вязкости смазочного раствора в зависимости от его температуры. Увеличение индекса вязкости увеличивает диапазон температур, в которых он может работать. Показатель является разным для каждого вида масла.
- Температурное показание вспышки. Значение, которое определяет уровень легкокипящих фракций в масляной жидкости. У качественных масел вспышка происходит при температуре от +230 градусов и выше. Если масляный раствор не качественный, то маловязкие компоненты будут быстро выгорать и испаряться, а его расход будет увеличиваться.
- Температурное показание кипения. Показатель, при котором масляная жидкость теряет свойство вязкости и смазочные показатели. Ее вскипание приведет к контакту трущихся деталей силовой установки и выходу ее из строя.
- Температурное показание воспламенения. Величина критического нагрева масляной жидкости. Ее горение начинается при достижении ее температуры +260 градусов. Воспламенение грозит взрывом движка и травмами для пассажиров.
- Летучесть. Масляный раствор начинает испарение при температуре +250 градусов. Определение летучести проводят способом НОК. При указанной температуре на протяжении одного часа необходимо провести кипение одного литра масла. Если через час останется 900 грамм жидкости, то уровень летучести составляет 10%. По международным стандартам, эта норма не должна превышать 15%.
- Температурное показание застывания. Величина, определяющая уровень потери текучести масляной жидкостью. При достижении температуры застывания вязкость смазки резко возрастает или происходит процесс увеличения вязкости с застыванием парафина, в результате чего смазка затвердевает.
- Щелочное значение ТВN. Число, которое определяет щелочные характеристики масла, полученные в результате добавления моющих и деградирующих присадок. Это показатель способности масляной жидкости к обезвреживанию вредных примесей и кислот, получаемых в результате работы силовой установки. Уменьшение щелочного показателя свидетельствует об уменьшении числа активных присадок, что может привести к коррозии внутренних деталей силовой установки.
- Кислотное число ТАN. Показатель, который определяет присутствие в смазочной жидкости элементов окисления. Увеличение кислотного числа говорит о присутствии большого число продуктов окисления. Кислотное число определяют при отборе масла для проведения его анализа. Обычно, увеличенное кислотное значение связано с длительной эксплуатацией или высокой рабочей температурой силовой установки.
Рабочая температура масла в двигателе
Смазка, в зависимости от своих характеристик, может применяться в температурном диапазоне от — 50 до + 170 градусов. От температурного режима двигателя зависит рабочая температура масла в разогретом двигателе и сохранение ее вязкостно-технических параметров. Нормальный температурный режим двигателя составляет от + 80 до + 90 градусов. При таком прогреве, пусковой агрегат имеет максимальный коэффициент полезного действия. Масляная смазка прогревается на 10-15 градусов больше, чем охлаждающая жидкость. Поэтому, рабочая температура моторного масла в разогретом двигателе, находится в пределах от + 90 до + 105 градусов. Не рекомендуется превышать верхний показатель. Это грозит смазке потерей характеристик и быстрому износу трущихся деталей.
Изменения температуры масла в двигателе
Детали двигателя изготовлены с учетом их расширения при нагревании и возвращения к первоначальному состоянию по мере остывания двигателя. От того, какая температура масла в работающем двигателе, зависит работа силового агрегата. Чересчур низкое или высокое нагревание масла работающего движка влечет негативные последствия.
Низкой температурой смазки можно считать отметку в + 80 градусов. При таком показателе снижается эффективность силовой установки и уменьшение ее ресурса. Детали силового агрегата буду иметь незначительное расширение, что приведет к образованию зазоров между ними и уменьшению компрессии. При слабо прогретом пусковике влага способна конденсироваться и образовывать в смазке кислоты, которые будут влиять на износ узлов и агрегатов. Низкий градус может вызвать загустение и зависание смазки. Это повлияет на ее прохождение через фильтр, создает вакуум в системе смазки и трудности в работе силовой установки.
Высокое нагревание еще опасней, чем низкий показатель нагрева. Разогрев масляной жидкости выше + 105 градусов ведет к тому, что ее вязкость резко уменьшается и увеличивается текучесть. Под нагрузкой зазор между деталями почти исчезает, детали кривошипно-шатунного механизма вступают в контакт между собой.
При достижении температуры +125 градусов, смазка обретает высокую текучесть. Это позволяет ей проникать сквозь маслосъемные кольца и сгорать в цилиндре вместе с топливом. Уменьшается концентрация смазки и возрастает ее расход. Это недопустимо и ведет к изнашиванию узлов и агрегатов силовой установки.
Температура начала кипения моторного масла составляет + 250 градусов. При таком показателе у смазки почти отсутствует вязкость, она находится в разжиженном состоянии и хорошо испаряется. Защитная пленка между трущимися деталями отсутствует. Показателем того, что у масла началось закипание, является резкое повышение температуры, около 3-4 градусов ежеминутно.
Вязкостно-температурные характеристики
Согласно межгосударственного стандарта 17479.1-85, масла разделяются по вязкости, назначению и рабочим показателям. По вязкости смазки делятся на зимний и летний классы. Класс имеет цифровое обозначение, к зимнему классу добавляется буква «з».
По назначению масляные жидкости делятся на группы, определяющие эксплуатационный режим силовых агрегатов, с соответствующей маркировкой:
- Нефорсированные моторы бензинового и дизельного типа. Маркируется буквой «А».
- Малофорсированные моторы бензинового и дизельного типа. Маркируется буквой «Б1» — бензиновые, «Б2» — дизельные.
- Среднефорсированные моторы бензинового и дизельного типа. Маркируется буквой «В1» — бензиновые, «В2» — дизельные.
- Высокофорсированные моторы бензинового и дизельного типа, работающие в различных условиях. Маркируется буквой «Г1, Д1» — бензиновые, «Г2, Д2» — дизельные, «Е1, Е2»
Маркировка масла состоит из цифр и букв. Например, маркировка М-4з/6В1 обозначает: М – масло, 4 – класс вязкости, буква «з» — зимнее, 6 – класс вязкости летом, В1 – среднефорсированный бензиновый силовой агрегат. По характеристикам совпадает маслу SАЕ 10w/20.
Вязкостно-температурные характеристики масел по межгосударственному стандарту 17479.1-85 и соотношение с SАЕ, выложены в таблице:
Класс вязкости в странах СНГ | Наибольшая вязкость при -18С | Параметры вязкости при +100С | Классификация SАЕ | |
минимум | максимум | |||
3з | 1200 | 3.8 | 5w | |
4з | 2500 | 4.1 | 10w | |
5з | 6100 | 5.6 | 15w | |
6з | 10500 | 20w | ||
6 | 7.0 | 20 | ||
8 | 7.0 | 9.5 | 20 | |
10 | 9.5 | 11.5 | 30 | |
12 | 11.5 | 13.0 | 30 | |
14 | 13.0 | 15.0 | 40 | |
16 | 15.0 | 18.0 | 40 | |
20 | 18.0 | 23.0 | 50 | |
3з/8 | 1200 | 7.0 | 9.5 | 5w/20 |
4з/6 | 2500 | 5.5 | 7.0 | 10w/20 |
4з/8 | 7.0 | 9.5 | ||
4з/10 | 9.5 | 11.5 | 10w/30 | |
5з/10 | 6100 | |||
5з/12 | 11.5 | 13.0 | ||
5з/14 | 13.0 | 15.0 | 15w/40 | |
6з/10 | 10500 | 9.5 | 11.5 | 20w/30 |
6з/14 | 13.0 | 15.0 | ||
6з/16 | 15.0 | 18.0 |
Вывод
Изложенный материал показал, какие виды, и типы смазки существуют, и какая температура масла должна быть в работающем двигателе. Для автомобильного двигателя всегда необходимо подбирать качественную смазку. Это продлит его работу, а хозяина избавит от досрочного ремонта.
Температура вспышки и кипения трансформаторного масла
Безопасность функционирования мощных трансформаторных установок в значительной мере определяется качеством охлаждающей среды – трансформаторного масла. Приобретая данные нефтепродукты, важно знать (и доступным образом проверить) такие параметры, как температуру вспышки и кипения трансформаторного масла.
Общие свойства и функции трансформаторного масла
Масло должно иметь следующие свойства:
- Отличные диэлектрические характеристики, гарантирующие минимальные потери мощности.
- Высокое удельное сопротивление, что улучшает изоляцию между обмотками.
- Высокую температуру вспышки и термическую стабильность, снижающие потери на испарение.
- Долгий срок службы и отличные характеристики старения даже при сильных электрических нагрузках.
- Отсутствие агрессивных компонентов в составе (в первую очередь, серы), что обеспечивает защиту от коррозии.
Цели применения:
- Изоляция между обмотками и другими токопроводящими частями трансформатора.
- Охлаждение частей трансформатора.
- Предотвращение окисления целлюлозы из бумажной изоляции обмотки.
Существует два типа трансформаторных масел: нафтеновые и парафиновые. Отличия между ними сведены в таблицу:
Позиции для сравнения | Нафтеновое масло | Парафиновое масло |
1. | Низкое содержание парафина/воска | Высокое содержание парафина/воска |
2. | Температура застывания нафтенового масла ниже, чем у парафинового масла | Температура застывания парафинового масла выше, чем у нафтенового масла |
3. | Нафтеновые масла окисляются легче, чем парафиновые | Окисление парафинового масла меньше, чем нафтенового |
4. | Продукты окисления растворимы в масле | Продукты окисления нерастворимы в масле |
5. | Окисление сырой нефти на основе парафина приводит к образованию нерастворимого осадка, который увеличивает вязкость. Это приводит к снижению теплоотдачи, перегреву и сокращению срока службы | Хотя нафтеновые масла более легко окисляются, чем парафиновые, но продукты окисления растворимы в масле |
6. | Нафтеновые масла содержат ароматические соединения, которые остаются текучими при сравнительно низких температурах, вплоть до -40°C | — |
Температура вспышки трансформаторного масла
Данная характеристика представляет собой минимальное значение температуры, при которой начинается процесс парообразования.
Основными функциями трансформаторного масла являются изоляция и охлаждение трансформатора. Это масло устойчиво при высоких температурах и обладает отличными электроизоляционными свойствами. Именно поэтому такие масла используются в трансформаторах с целью изоляции токоведущих частей, находящихся под высоким напряжением, и их охлаждения.
Отсутствие нагрузки или её непроизводительные потери имеют тенденцию повышать температуру обмотки трансформатора и изоляцию вокруг обмотки. Повышение температуры масла происходит вследствие отвода тепла от обмоток.
Если температура вспышки масла ниже нормативной, то нефтепродукт испаряется, образуя внутри бака трансформатора углеводородные газы. В этом случае обычно срабатывает газовое реле Бухгольца. Оно является защитным устройством, которое монтируется во многих конструкциях силовых электрических трансформаторов, где предусмотрен внешний масляный резервуар.
Обычный диапазон температур вспышки трансформаторных масел – 135….145°С.
Температура кипения трансформаторного масла
Она зависит от химического состава фракций. Точка кипения парафинового масла, изготовленного из более стабильных к высоким температурам компонентов, составляет около 530°С. Нафтеновые масла кипят при 425°С.
Таким образом, выбирая состав охлаждающих сред, следует учитывать условия работы трансформатора и его производственные характеристики, в первую очередь, продолжительность включения и мощность.
Температура моторного масла в двигателе
К смазочным материалам, используемым в автомобиле и к моторному маслу в частности предъявляется ряд требований, которые связаны не только с особенностями физико-химических процессов, происходящих при работе мотора, но и с условиями эксплуатации.
Для того чтобы иметь представление о том, какие факторы влияют на смазочные материалы ДВС, следует рассмотреть основные понятия описывающие температурно-зависимые свойства:
- Температура (t°) вспышки;
- t° кипения;
- Эксплуатационная t°.
Смазочные вещества применяются для того, чтобы исключить сухой контакт соприкасающихся движущихся частей механизмов ДВС. Они предназначены для создания границы скольжения и разделения трущихся деталей. Температура вспышки связана с таким параметром, как испаряемость.
Моторная смазка имеет ряд характеристик, включая вязкость. Вязкость напрямую зависит от температуры. Диапазон рабочих температур ДВС заставляет производителей учитывать изменение вязкости начиная с момента запуска мотора до выхода на оптимальный режим.
Смазка трущихся частей ДВС осуществляется непрерывно во время его работы. Простейшая система состоит из масляного насоса, обеспечивающего циркуляцию, фильтра и каналов в головке и блоке цилиндров, коленчатом вале и т.д., по которым лубрикант подается в места контакта. Как правило, система смазки имеет несколько датчиков, контролирующих важнейшие параметры системы:
- Датчик уровня — оповещает водителя о том что снизился уровень, и требуется пополнение или замена;
- Датчик температуры — в основном встречается на спортивных автомобилях, двигатели которых постоянно испытывают колоссальные нагрузки;
- Датчик давления — предупреждает о падении давления в системе смазки. Причиной могут быть засорившийся или неисправный фильтр или засорение масляной магистрали.
Для определения температуры, при которой происходит вспышка паров легких углеводородов содержащихся в моторном масле, его нагревают в специальном тигле до тех пор, пока пары не начнут вспыхивать от открытого пламени. Вспышки в работающем моторе не происходит, но лубрикант может испаряться и происходит так называемый угар. Это медленный и незаметный процесс, и датчик уровня масла в итоге только констатирует факт. Методика определения t° вспышки регламентируется ГОСТ 6356.
У моторного смазочного материала две взаимозависимые характеристики — это вязкость и температурный режим. С повышением t° вязкость снижается и наоборот, при низких температурах оно становится более вязким. В описании смазочного материала в эксплуатационных характеристиках всегда указываются оба параметра.
Вспышки летучих углеводородов происходят при достижении определенной температурной отметки, за которой начинается процесс их кипения и испарения. Хорошим показателем считается t° вспышки от 225°Цельсия и выше, для сравнения, пары дизельного топлива вспыхивают при +55°. В низкокачественных нефтепродуктах с низкой вязкостью содержится большой процент легких фракций которые выгорают и, как результат, снижается объем смазочной жидкости, о чем извещает датчик.
Температура вспышки — это характеристика в большей степени имеющая лабораторно-промышленное хождение, и на которую подавляющее большинство автовладельцев внимание не обращают. Производители также не акцентируют внимание потребителей на t° вспышки, не указывая ее на упаковках моторных масел.
Рабочий диапазон температур масла моторного лежит в пределах от -40 до +180 градусов. Промышленностью выпускаются моторные смазки с различными вязкостно- температурными характеристиками, соответствующими требуемым параметрам, которые в свою очередь продиктованы особенностями силовой установки и климатом. Так, в дизельном ДВС иные условия, более высокие температуры и состав топлива, требующие моторных масел особой рецептуры. Характеристики моторного лубрикатора могут варьироваться в зависимости от структуры его основы и набора модифицирующих присадочных компонентов, которые не позволяют маслу становиться более или менее вязким в различных температурных условиях, сохраняя смазывающие свойства. От условий окружающей среды зависят такие параметры, как проворачиваемость и прокачиваемость.
Свойства низкотемпературных моторных смазок позволяют эксплуатировать транспортное средство в холодных климатических условиях, при этом сохраняя все оптимальные рабочие параметры — вязкость, текучесть и адгезия к металлическим поверхностям.
Известно, что система смазки двигателя функционирует в двух режимах одновременно, осуществляя смазку трущихся деталей под давлением и без давления. Давление обеспечивает насос шестереночного роторного или иного типа.
Под давлением обычно смазываются поверхности коленчатого и распределительного валов и других моторных узлов, капельная смазка поршней происходит за счет разбрызгивания масла движущимися частями. В условиях низких температур, оно становится более густым и возрастает усилие на стартере для поворота коленчатого вала мотор с трудом заводится и горит датчик «давление масла». Смазка застывает из-за содержащихся в нем углеводородов парафинового происхождения с высокой t° кипения, которые имеют свойство кристаллизоваться при низких температурах. Низкотемпературные смазки содержат малое количество парафиновых углеводородов и специальные присадки, не позволяющие смазке густеть на морозе. Для подогрева моторного масла в некоторых марках машин есть функция принудительного разогрева картера, облегчающая холодный запуск.
Переход вещества из жидкого состояния в газообразное может быть выражен простым испарением либо происходить в фазе кипения жидкости. Диапазон кипения большинства моторных смазок лежит за пределами нормальных эксплуатационных параметров ДВС.
Высокие температуры в камере сгорания разлагают попавшие туда частицы смазки на простейшие соединения в виде сажи, часть которой выносится выхлопными газами, а часть оседает в виде нагара на кольцах и поршне. Высокотемпературные процессы окисления моторных масел способствуют образованию лаковых отложений на внутренних поверхностях двигателя. Чем ниже качество моторного масла тем ниже его точка кипения.
В автомобильных двигателях внутреннего сгорания охлаждение как правило жидкостное. Датчик температуры на большинстве автомобилей срабатывает при достижении порогового значения 85-90 градусов, включая принудительное охлаждение двигателя. Система охлаждения двигателя конструктивно соседствует с системой смазки, поэтому для кипения моторного масла потребуется прогреть мотор до такой температуры при которой раньше начнет испаряться охлаждающий агент. Для справки, средняя t° кипения антифриза на основе этиленгликоля 120-125 по Цельсию.
В спортивных автомобилях с форсированными бензиновыми двигателями t°моторного масла не должна выходить за пределы рабочих температур. Во избежание перегрева масла на силовой агрегат устанавливается система охлаждения состоящая из масляного радиатора, трубопроводов и специального переходника под масляный фильтр. В этот же контур часто устанавливается датчик температуры, если машина им штатно не укомплектована с завода. Такая дополнительная функция охлаждения способствует лучшей теплоотдаче мотора работающего с большой нагрузкой.
Понимание таких терминов как t° вспышки, вязкость, тепловой режим и диапазон эксплуатационных температур — это всего лишь минимум знаний о моторной смазке, нужных автолюбителю. Если более углубленно рассматривать каждый параметр, то можно узнать, что t° вспышки, скажем, синтетических масел в среднем ниже, чем у натуральных. За физическими процессами стоят химические превращения сложных веществ, о которых не расскажет датчик температуры или датчик давления масла, — разработчики тратят огромные средства на создание новых химических соединений-присадок, улучшающих свойства смазочных материалов.
В руководстве по эксплуатации транспортного средства, как правило, указываются типы используемых жидкостей, включая лубриканты ДВС. Отклонение от рекомендуемых параметров может привести к перегреву и преждевременному износу механизмов.
Вам будет интересно
Рабочая температура масла в двигателе: какая должна быть?
Работа двигателя внутреннего сгорания предполагает использование противоизносной жидкости – моторного масла. От него во многом зависит срок службы и мощностные характеристики транспортного средства. Моторное масло постоянно циркулирует по каналам системы, отводит тепло, смазывает механизмы. За счет этого происходит его перемешивание, частичное остужение и частичный нагрев. Температура масла в двигателе постоянно меняется. Какой же она должна быть, чтобы система работала исправно? Попробуем разобраться.
Функции моторного масла
Моторное масло внутри двигательной системы играет важную роль. Оно выполняет следующие функции:
Моторное масло в двигателе.
- Снижает трение между механизмами, способствует сохранению целостности металлических поверхностей.
- Предотвращает прорывы газа из камеры сгорания наружу.
- Очищает каналы системы, способствует устранению их засорений.
- Предотвращает образование нагара и копоти внутри рабочего пространства.
- Обеспечивает защиту от коррозийных процессов.
- Способствует отводу тепла, стабилизирует температуру в местах трения.
Большая часть автовладельцев уверена, что перегрева двигателя не допускает охлаждающая жидкость, но исследователи доказали, что около 70% тепла из рабочей зоны выводит именно моторное масло.
Почему температура моторного масла важна
Степень вязкости смазочного состава напрямую зависит от его температуры. При чрезмерном нагреве нефтепродукт обретает повышенную текучесть и стремительно стекает с рабочих поверхностей. В охлажденном состоянии происходит обратная реакция: жидкость кристаллизуется, повышается ее плотность, увеличивается вязкость. Когда такие температурные сдвиги происходят в рабочем диапазоне, это не нарушает работы системы, однако выход за пределы «дозволенного» влечет за собой серьезные последствия.
Слишком низкая температура
Рабочая температура внутри картера не должна опускаться ниже границы в 90°С. Если вдруг произошло снижение, система охлаждения еще больше понизит данный показатель, а это уже чревато неэффективной работой всей силовой установки. При пониженных температурах масла в двигателе происходит недостаточное расширение металлических элементов. Из-за этого образуются слишком большие зазоры между механизмами. Данные зазоры влекут за собой появление вибрации в двигателе и преждевременное разрушение механизмов. Недостаточный нагрев смазочного состава приводит к повышению его плотности и невозможности справляться с возложенными на него функциями.
При недостаточно прогретом моторе внутри него начинает скапливаться влага, которая, попадая в моторное масло, запускает процесс образования кислот. Кислоты в свою очередь разрушают легкие металлы. При нормальной температуре вода в рабочей зоне не концентрируется.
Рабочая температура масла в двигателе не может быть достигнута в следующих случаях:
- Нарушение герметичности системы. Если через патрубки происходит обильный подсос воздуха, то двигатель не сможет набрать требуемую температуру.
- Выход из строя термостата. Подклинивание этого миниатюрного элемента способно нарушить работу всей системы. Если термостат не закрывается, то происходит интенсивная потеря тепла.
- Смешивание охлаждающей жидкости с моторным маслом. Нарушение герметичности системы охлаждения может повлечь за собой попадание антифриза в смазочный состав. Это в свою очередь вызовет потерю работоспособности обеих смазок и повысит риск отказа двигательной системы.
Слишком высокая температура
Раскаленный двигатель.
С недостаточным прогревом все понятно, но что меняется, если температура превышает допустимые нормы? Максимальная температура масла не должна превышать 125°С. Если повышение происходит, нефтепродукт перестает поступать на поршневые кольца и начинает гореть. Вместе с гарью образуется копоть, которая забивает каналы системы и вызывает масляное голодание.
Горение масляной смеси вынуждает автовладельца делать регулярную доливку. При смешивании с новой жидкостью происходит временное восстановление температурного баланса.
Если ваш автомобиль стал чаще просить поднять уровень смазки, это повод показать его специалисту.
Температура масла в двигателе, как правило, повышается, когда в системе охлаждения падает уровень охлаждающей жидкости и давление моторного масла. В последнем случае жидкость не успевает отвести тепло из рабочей зоны и нагревается под воздействием раскаленных поверхностей.
Устаревание масла и потеря его вязкостных свойств также могут стать причиной нарушения температурного диапазона.
Как правильно выбирать смазочный состав моторного масла
Все автопроизводители, перед тем, как определенная модель транспортного средства поступает в свободную продажу, проводят комплекс исследований для определения допустимой вязкости и химической основы смазочной жидкости автомобиля. Т.к. каждый двигатель уникален по своему, он нуждается в определенном типе нефтепродукта. И только опытным путем можно определить, какие составы ему подойдут. После проведенных испытаний инженеры фиксируют результаты в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Каждый автолюбитель должен перечисленные автопроизводителем требования соблюдать беспрекословно. Любое отклонение от них повлечет серьезные проблемы с двигательной системой, которые оставят невнимательного владельца «без колес».
При эксплуатации транспортного средства необходимо соблюдать следующие правила:
- Необходимо использовать только рекомендованные автопроизводителем виды моторных масел. Не экспериментировать с их смешиванием.
- Регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля в соответствии с его сервисной книжкой.
- Нельзя закрывать внешние вентиляционные отверстия транспортного средства для длительного удерживания тепла внутри машины. Такая мера может спровоцировать перегрев двигательной системы и нагрев масла.
- Необходимо проводить проверку исправности системы охлаждения. Антифриз или тосол должен заменяться в соответствии с периодичностью, установленной производителем.
- Раз в неделю важно проверять уровень моторного масла в системе. Если его мало, доливать следует только аналогичную смазку.
Почему производители не рекомендуют смешивать нефтепродукты
Смешение разных масел.
Состав нефтепродуктов сильно отличается друг от друга. Причем даже в рамках одного бренда ингредиенты, используемые для создания смазки, могут быть различны. Представьте теперь, насколько сильно отличаются друг от друга моторные масла конкурирующих производителей? При смешивании двух таких нефтепродуктов однородность наступает крайне редко. Ввиду различающихся составов нагрев и остужение будет проходить асинхронно. К примеру, в двигателе вашей машины было залито масло Liqui Moly 5w30 Molygen, а вы решили долить в него Castrol Vecton 10w40. Что произойдет? Жидкости образуют внутри установки два слоя, которые будут распределяться, нагреваться и остывать автономно друг от друга. Смазка с индексом 10w40 будет дольше нагреваться и дольше сохранять тепло из-за более высокой плотности, чем 5w30. 5w30 будет более резво откликаться на внутренний «климат» мотора. Таким образом, внутри него будет нарушен тепловой баланс, который приведет к нестабильной работе системы.
Разбавлять ГСМ другими составами можно только в экстренных случаях и только для того, чтобы доехать до ближайшего сервисного центра. В остальных ситуациях подобные деяния могут спровоцировать заклинивание коленвала.
Подведем итог
Какая температура масла должна быть в двигателе? На этот вопрос ответили много лет назад советские ученые из НАМИ. Они провели ряд исследований и смогли установить благоприятную температуру моторного масла, при которой износ металлических элементов является минимальным — 90-105°С. При этом, температура охлаждающей жидкости должна быть на 10°С ниже. Любое отклонение от нормы способно привести к преждевременному износу механизмов, влекущему за собой дорогостоящий ремонт силовой установки. Поэтому при появлении первых симптомов повышения или снижения температуры моторного масла необходимо проводить диагностику всего автомобиля.
Также следует помнить, что рабочая температура масла в двигателе будет сохраняться в допустимом диапазоне в спокойном стиле вождения, не предполагающем длительной работы на повышенных оборотах.
Точки кипения для обычных жидкостей и газов
Точка кипения вещества — это температура, при которой оно меняет состояние с жидкости на газ во всем объеме жидкости. При температуре кипения молекулы в любом месте жидкости могут испаряться.
Точка кипения определяется как температура, при которой давление насыщенного пара жидкости равно окружающему атмосферному давлению.
Температура кипения при атмосферном давлении (14.7 фунтов на квадратный дюйм, 1 бар (абс.)) для некоторых распространенных жидкостей и газов можно найти в таблице ниже:
Продукт | Точка кипения при атмосферном давлении ( o C) | |||
---|---|---|---|---|
Ацетальдегид CH 3 CHO | 20,8 | |||
Ангидрид уксусной кислоты (CH 3 COO) 2 O | 139 | |||
Ацетон CH 3 COCH 3 | 56.08 | |||
Ацентонитрил | 81,6 | |||
Ацетилен | -84 | |||
Акролеин | 52,3 | |||
Акрилонитрил | 77,2 | |||
Спирт — этил (зерно, этанол) C H 5 OH | 79 | |||
Спирт — аллил | 97,2 | |||
Спирт — бутил-н | 117 | |||
Спирт — изобутил | 107.8 | |||
Спирт — метил (метиловый спирт, древесный спирт, древесный нафта или древесный спирт) CH 3 OH | 64,7 | |||
Спирт — пропил | 97,5 | |||
Аллиламин | 54 | |||
Аммиак | -35,5 | |||
Анилин | 184,1 | |||
Анизол | 153,6 | |||
Аргон | -186 | |||
Бензальдегид | 178.7 | |||
Бензол (бензол) C 6 H 6 | 80,4 | |||
Бензонитрил | 191,1 | |||
Тормозная жидкость, точка 3 (сухая — влажная точки кипения) (влажная включает гигроскопическую влагу) | 205 — 140 | |||
Тормозная жидкость Dot 4 (сухая — влажная точки кипения) | 230 — 155 | |||
Тормозная жидкость Dot 5 (сухая — влажная точки кипения) | 260 — 180 | |||
Тормозная жидкость Точка 5.1 (сухой — влажный, точки кипения) | 270-190 | |||
Бром | 58,8 | |||
Бромбензол | 156,0 | |||
1,2-Бутадиен | 10,9 | |||
н-бутан | -0,5 | |||
1-бутан | -6,25 | |||
Бутанал | 74,8 | |||
1-бутанол | 117,6 | |||
2-бутанон | 79.6 | |||
Масляная кислота n | 162,5 | |||
Камфора | 204,0 | |||
Карболовая кислота (фенол) | 182,2 | |||
Бисульфид углерода | 47,8 | |||
Двуокись углерода CO 2 (сублимирует) | -78,5 | |||
Дисульфид углерода CS 2 | 46,2 | |||
Окись углерода | -192 | |||
Тетрахлорид углерода (тетрахлорэтан) CCl 4 | 76.7 | |||
Хлор | -34,4 | |||
Хлорбензол | 131,7 | |||
Хлороформ (трихлорметан) | 62,2 | |||
Циклогексан | 80,7 | |||
Циклогексан | 2529Циклогексан | 252949,3 | ||
n — Декан | 174 | |||
Дихлорметан — см. Метиленхлорид | ||||
Диэтиловый эфир | 34.4 | |||
Диметилсульфат | 186 | |||
Диметилсульфид | 37,3 | |||
Диизопропиловый эфир | 68,4 | |||
2,2 — Диметилпентан | 79,2 | |||
1,4-Диоксан 900 | 101,2 | |||
Dowtherm | 258 | |||
Этан | -88,78 | |||
Эфир | 34.6 | |||
Глицерин | 290 | |||
Этан C 2 H 6 | -88 | |||
Этанол | 78,24 | |||
Этиламин | 16,6 | |||
Этилацетат CH 3 COOC 2 H 3 | 77,2 | |||
Этилбензол | 136 | |||
Этилбромид C 2 H 3 Br | 38.4 | |||
Этилен | -103,7 | |||
Бромистый этилен | 131,7 | |||
Этиленгликоль | 197 | |||
3 — Этилпентан | 93,5 | |||
Фтор | -187 | Формальдегид | -19,1 | |
Муравьиная кислота | 101,0 | |||
Трихлорфторметановый хладагент R-11 | 23.8 | |||
Дихлордифторметановый хладагент R-12 | -29,8 | |||
Хлордифторметановый хладагент R-22 | -41,2 | |||
2,3 — Диметилбутан | 58 | |||
Диизобутил | 25Фурфурол | 161,5 | ||
Фирфуриловый спирт | 168 | |||
Бензин | 38-204 | |||
Глицерин | 290 | |||
Гликоль | 19729 | |||
Гликоль | ||||
н-гептан | 98.4 | |||
н-гексан | 68,7 | |||
Гексиламин | 132 | |||
Водород | -253 | |||
Соляная кислота | -81,7 | |||
Фтористоводородная кислота | Хлорид водорода | -81,7 | ||
Сероводород | -60 | |||
Йод | 184,3 | |||
Изопропиловый спирт | 80.3 | |||
Гидропероксид изопропилбензола | 153 | |||
Изобутан | -11,72 | |||
Изобутен | -6,9 | |||
Изооктан | 99,2 | |||
Изооктан | Изопрен | 34,1 | ||
Изопропилбензол | 152 | |||
Реактивное топливо | 163 | |||
Керосин (парафин) | 150-300 | |||
Льняное масло | 287 | |||
Ртуть | .9 | |||
Метан | -161,5 | |||
Метанол (метиловый спирт, древесный спирт) | 64,5 | |||
Метилацетат | 57,2 | |||
Бромистый метил | 3,3 | |||
Метилхлорид | -23,9 | |||
Метиленхлорид (CH 2 Cl 2 , дихлорметан) | 39,8 | |||
Метиламин | -6.4 | |||
Метиловый эфир (C 2 H 6 O) | -25 | |||
Метилциклогексан | 101 | |||
Метилциклопентан | 71,8 | |||
Метилиодид | 2 — Метилгексан | 90,1 | ||
3 — Метилгексан | 91,8 | |||
2 — Метилпентан | 60,3 | |||
3 — Метилпентан | 63.3 | |||
Нафта | 100 — 160 | |||
Нафталин (нафталин) | 217,9 | |||
Неогексан | 49,7 | |||
Неопентан | 9,5 | |||
азотная кислота | Нитробензол | 210,9 | ||
n — Нонан | 150,7 | |||
Азотная кислота | 120 | |||
Азот | -196 | |||
n — Октан | 125.6 | |||
Оливковое масло | 300 | |||
Кислород | -183 | |||
Паральдегид | 124 | |||
n — Пентан | 36 | |||
1 — Пентен | 30 | |||
Пероксиуксусная кислота | 110 | |||
Бензин | 95 | |||
Нефть | 210 | |||
Петролейный эфир | 35-60 | |||
Фенол | 182 | |||
Фосген | 8.3 | |||
Фосфорная кислота | 213 | |||
Пропанал | 48 | |||
Пропан | -42,04 | |||
Пропен | -47,72 | |||
2-пропанол | 82,2 | 141 | ||
Пропиламин | 47,2 | |||
Пропилен | -47,7 | |||
Пропиленгликоль | 187 | |||
Насыщенный рассол | 108 145 | |||
Стирол | 25||||
Сера | 444.6 | |||
Серная кислота | 330 | |||
Дихлорид серы | 59,6 | |||
Диоксид серы | -10 | |||
Сульфурилхлорид | 69,4 | |||
Смола | ||||
Толуол | 110,6 | |||
Триптан | 80,9 | |||
Триэтаноламин | 350 | |||
Скипидар | 160 | |||
Вода | 100 | |||
Вода | , морская вода | ,7 | ||
о-ксилол | 144,4 | |||
м-ксилол | 139,1 | |||
п-ксилол | 138,3 |
Средние точки кипения | FSC 432: Нефтепереработка
Средние точки кипения
Средние точки кипения используются для прогнозирования физических свойств и определения характеристик сложных углеводородных смесей. Ключевым моментом здесь является представление смеси соединений с диапазоном точек кипения одной характеристической точкой кипения. Поскольку это сложная задача, существует пять различных «средних точек кипения», которые используются в различных соотношениях. Их:
- VABP (средняя по объему точка кипения)
- MABP (молярная средняя точка кипения)
- WABP (средняя температура кипения)
- CABP (Средняя кубическая точка кипения)
- MeABP (средняя средняя точка кипения) = (MABP + CABP) / 2
1, 2 и 3 могут быть определены для смеси n компонентов как:
(Объем, моль или вес) ABP = ∑ x i T bi, где ABP выражается как VABP, MABP или WABP, и x i — соответствующий объем, мольная или массовая доля компонента i, а T bi — нормальная точка кипения компонента i.Среднюю кубическую точку кипения (CABP) и среднюю среднюю температуру болинга (MeABP) можно рассчитать следующим образом.
CABP = ∑ x ivolume T bi 1/3 3 MeABP = MABP + CABP / 2Для нефтяных потоков объем, масса или мольные доли компонентов обычно не известны. В этом случае VABP рассчитывается на основе данных стандартной дистилляции (метод ASTM D86), а эмпирические зависимости (диаграммы или уравнения) используются для расчета других средних точек кипения.
Вот процедура:
Уравнение 1 (Ts — температуры ASTM D86 для 10, 30, 50, 70 и 90% объема дистилляции, соответственно):
VABP = (T 10% + T 30% + T 50% + T 70% + T 90%) / 5Наряду с VABP, наклон ASTM D86, SL, используется для преобразования VABP в другие средние точки кипения.
Уравнение 2:
SL = (T 90% — T 10%) / 80Следующие эмпирические уравнения могут быть использованы для получения разницы температур (ΔT) между VABP и другими средними точками кипения (ABP) [2]:
Уравнение 3:
In −Δ T Среднее значение массы = −3,64991−0,02706 (VABP − 273,15) 0,6667 +5,163875 S L 0,25Уравнение 4:
В Δ T молярное среднее значение = -1,15158-0,01181 (VABP-273,15) 0,6667 +3.70612S L 0,333Уравнение 5:
In Δ T Среднее кубическое = -0,82368-0,08997 (VABP-273,15) 0,45 + 2,456791S L 0,45Уравнение 6:
In Δ T Среднее значение = -1,53181-0,0128 (VABP-273,15) 0,6667 + 3,646064S L 0,333и
Уравнение 7:
(Вес, молярный, кубический или средний) ABP = VABP-Δ T (вес, молярный, кубический или средний)Единицей температуры, используемой для VABP, SL и ΔT в этих корреляциях, является Кельвин.
Следующий скрипт можно использовать для расчета VABP, MeABP, введя температуры дистилляции в таблицу.
Вы также можете использовать диаграммы на Рисунке 4.1a и Рисунке 4.1b (стр. 39) вашего учебника [3], чтобы получить MeABP и MABP, соответственно, из VABP. Обратите внимание, что наклон кривой дистилляции, используемой в этих диаграммах, относится к дистилляции с истинной точкой кипения (TBP) (не к дистилляции ASTM) и рассчитывается как (T 70% -T 10% ) / 60.
[3] Переработка нефти , Дж. Х. Гэри, Г. Э. Хандверк, М. Дж. Кайзер, 5-е издание, CRC Press NY, 2007, Глава 4, стр. 39.
,Точка кипения
Документы с указанием точки кипения элементов и различных химических соединений при различных условиях
Воздух — свойства в условиях равновесия газ-жидкость
Рисунки и таблицы, показывающие, как свойства воздуха изменяются по кривым кипения и конденсации ( температура и давление между тройной точкой и критической точкой). Приведена также фазовая диаграмма воздуха.
Спирты и карбоновые кислоты — физические данные
Молочный вес, точка плавления и кипения, плотность, значения pKa, а также число атомов углерода и водорода в каждой молекуле приведены для 150 различных спиртов и кислот
Аммиак — Теплофизические свойства
Химические, физические и термические свойства аммиака.Включена фазовая диаграмма.
Аммиак — Давление пара при газожидкостном равновесии
Рисунки и таблица, показывающие давление насыщения аммиака при температуре кипения, единицы СИ и британские единицы
Средняя точка кипения
Определение, объяснение и примеры расчета различных типов средней точки кипения нефтепродукты и другие смеси углеводородов: VABP, MABP, WABP, CABP и MeABP
Средняя точка кипения на основе силы тяжести и молекулярной массы
Формулы и примеры расчета температуры кипения смесей углеводородов на основе силы тяжести и молекулярной массы
Бензол — теплофизические свойства
Химические, физические и термические свойства бензола, также называемого бензолом.Включена фазовая диаграмма.
Точка кипения воды и высота над уровнем моря
Высота и точка кипения воды
Точки кипения обычных жидкостей и газов
Температуры кипения некоторых распространенных жидкостей и газов — ацетона, бутана, пропана.
Хлорид кальция и вода
Температура замерзания, плотность, удельная теплоемкость и динамическая вязкость хлорида кальция. Охлаждающая жидкость.
Диоксид углерода — теплофизические свойства.
Химические, физические и термические свойства диоксида углерода.Включена фазовая диаграмма.
Элементы периодической системы
Элементы периодической системы с названиями, символами, атомными номерами и массами, температурами плавления и кипения, плотностью, электроотрицательностью и сродством к электрону и электронной конфигурацией
Этанол — теплофизические свойства
Химические, физические и термические свойства этанола (также называемого спиртом или этиловым спиртом). Включена фазовая диаграмма.
Этилен — теплофизические свойства
Химические, физические и термические свойства этилена, также называемого этеном, ацетеном и олефиантным газом.Включена фазовая диаграмма.
Этиленгликоль-теплоноситель
Точка замерзания, вязкость, удельный вес и удельная теплоемкость теплоносителей на основе этиленгликоля или рассолов
Топливо и точки кипения
Некоторые распространенные виды топлива и их точки кипения
Плавление и Испарение Теплота обычных материалов
Точки плавления, теплота плавления, точки кипения и тепло для испарения обычных веществ, таких как водород, вода, золото и другие.,
Глицерин — точки кипения и замерзания
Точки кипения и замерзания водных растворов глицерина
Углеводороды — физические данные
Молочный вес, точка плавления и кипения, плотность, температура вспышки и температура самовоспламенения, а также количество атомов углерода и водорода в каждой молекуле даны для 200 различных углеводородов
Углеводороды, спирты и кислоты — точки кипения
Температура кипения (° C и ° F) с различным числом атомов углерода до C33
Точки плавления и кипения, плотности и растворимость для неорганических соединений в воде
Физические константы для более чем 280 распространенных неорганических соединений.Плотность дана для фактического состояния при 25 ° C и для жидкой фазы при температуре плавления.
Температуры плавления и кипения — Теплоты испарения и плавления обычных материалов
Температуры плавления и кипения, скрытая теплота испарения и теплота плавления обычных веществ, таких как медь, золото, свинец и др. — единицы СИ
Металлы — Температуры кипения
Металлы и их температуры кипения
Азот — теплофизические свойства
Химические, физические и термические свойства азота — N 2
Органические соединения азота — физические данные
Температуры кипения и плавления аминов, диаминов, пирролезов , пиридины, пиперидины и хинолины показаны вместе с их молекулярными структурами, а также молекулярными массами и плотностью.
Органические соединения серы — физические данные
Точки кипения и плавления нефтей, сульфидов, дисульфидов и тиофенов показаны вместе с молекулярными структурами, а также молекулярными массами и плотностью.
Пентан — теплофизические свойства
Химические, физические и термические свойства пентана, также называемого н-пентаном. Включена фазовая диаграмма.
Теплоносители на основе пропиленгликоля
Точки замерзания теплоносителей на основе пропиленгликоля — подходят для пищевой промышленности
Хладагенты — физические свойства
Физические свойства хладагентов — молекулярная масса, кипение, замерзание и критические точки
Толуол — теплофизические свойства
Химические, физические и термические свойства толуола, также называемого метилбензолом, толуолом и фенилметаном.Включена фазовая диаграмма.
Вода — точки кипения при высоком давлении
Онлайн-калькулятор, рисунки и таблицы, показывающие точки кипения воды при давлении от 14,7 до 3200 фунтов на квадратный дюйм (от 1 до 220 бар абс.). Температура указывается в ° C, ° F, K и ° R.
Вода — точки кипения при давлении вакуума
Онлайн-калькулятор, цифры и таблицы, показывающие температуру кипения воды в различных единицах вакуума, СИ и британской системе мер.
Вода — теплота испарения
Онлайн-калькулятор, рисунки и таблицы, показывающие теплоту испарения воды при температурах от 0 до 370 ° C (32-700 ° F) — единицы СИ и британские единицы
.точек кипения при высоком давлении
Когда вода нагревается, она достигает температуры — точки кипения — при которой давление пара достаточно велико, чтобы внутри воды образовывались пузырьки. Температура кипения воды зависит от давления.
Онлайн-калькулятор точки кипения воды
Калькулятор, представленный ниже, можно использовать для расчета точки кипения воды при заданном абсолютном давлении.
Температура на выходе указывается в ° C, ° F, K и ° R.
Примечание! Давление должно быть в пределах 1-220 бар, 14.7-3200 фунтов на квадратный дюйм, 760-165 000 мм рт. Ст. Или 30-6500 дюймов рт. Ст.
Точки кипения воды при абсолютном давлении в диапазоне от 1 до 70 бар или от 14,7 до 1000 фунтов на квадратный дюйм указаны на рисунках и в таблицах ниже:
См. Вода и тяжелая вода для получения информации о термодинамических свойствах при стандартных условиях.
См. Также другие свойства Вода при изменении температуры и давления : Точки кипения при вакуумном давлении, Плотность и удельный вес, Динамическая и кинематическая вязкость, Энтальпия и энтропия, Теплота испарения, Константа ионизации, pK w , нормальной и тяжелой воды, точки плавления при высоком давлении, число Прандтля, свойства в условиях равновесия газ-жидкость, давление насыщения, удельный вес, удельная теплоемкость (теплоемкость), удельный объем, теплопроводность, температуропроводность и давление пара в газе. жидкое равновесие.
Абсолютное давление | Температура кипения воды | ||||||
[бар] [1×10 5 * Па] 11 | фунтов / кв. дюйм] | [мм рт. ст.] | [дюйм рт. ст.] | [° C] | [° F] | ||
1.013 | 14,7 | 760 | 29,92 | 100 | 212 | ||
1,034 | 15,0 | 776 | 30,54 | 101 | 213 | ||
1,103 | 16,0 | 827 900 | 102 | 216 | |||
1,172 | 17,0 | 879 | 34,61 | 104 | 219 | ||
1.241 | 18,0 | 931 | 36,65 | 106 | 222 | ||
1,310 | 19,0 | 983 | 38,68 | 107 | 225 | ||
1,379 | 20,0 | 40,72 | 109 | 228 | |||
1,517 | 22,0 | 1138 | 44,79 | 112 | 233 | ||
1.655 | 24,0 | 1241 | 48,86 | 114 | 238 | ||
1,793 | 26,0 | 1345 | 52,94 | 117 | 242 | ||
1,931 | 28,0 | 1448 900 | 119 | 246 | |||
2,068 | 30,0 | 1551 | 61,08 | 121 | 250 | ||
2.206 | 32,0 | 1655 | 65,15 | 123 | 254 | ||
2,344 | 34,0 | 1758 | 69,22 | 125 | 258 | ||
2,482 | 36,0 | 1862 | 127 | 261 | |||
2,620 | 38,0 | 1965 | 77,37 | 129 | 264 | ||
2.758 | 40,0 | 2069 | 81,44 | 131 | 267 | ||
2,896 | 42,0 | 2172 | 85,51 | 132 | 270 | ||
3,034 | 44,0 | 89,5844 | 134 | 273 | |||
3,172 | 46,0 | 2379 | 93,66 | 135 | 276 | ||
3.309 | 48,0 | 2482 | 97,73 | 137 | 279 | ||
3,447 | 50,0 | 2586 | 101,8 | 138 | 281 | ||
3,585 | 52,0 | 2689 | 140 | 284 | |||
3,723 | 54,0 | 2793 | 109,9 | 141 | 286 | ||
3.861 | 56,0 | 2896 | 114,0 | 142 | 288 | ||
3,999 | 58,0 | 2999 | 118,1 | 144 | 291 | ||
4,137 | 60,0 | 122,2 | 145 | 293 | |||
4,275 | 62,0 | 3206 | 126,2 | 146 | 295 | ||
4.413 | 64,0 | 3310 | 130,3 | 147 | 297 | ||
4,551 | 66,0 | 3413 | 134,4 | 148 | 299 | ||
4,688 | 68,0 | 138 3517 900 | 149 | 301 | |||
4,826 | 70,0 | 3620 | 142,5 | 151 | 303 | ||
4.964 | 72,0 | 3723 | 146,6 | 152 | 305 | ||
5,102 | 74,0 | 3827 | 150,7 | 153 | 307 | ||
5,240 | 76,0 | 3930 900 | 154 | 309 | |||
5,378 | 78,0 | 4034 | 158,8 | 155 | 310 | ||
5.516 | 80,0 | 4137 | 162,9 | 156 | 312 | ||
5,654 | 82,0 | 4241 | 167,0 | 157 | 314 | ||
5,792 | 84,0 | 158 | 316 | ||||
5,929 | 86,0 | 4447 | 175,1 | 158 | 317 | ||
6.067 | 88,0 | 4551 | 179,2 | 159 | 319 | ||
6,205 | 90,0 | 4654 | 183,2 | 160 | 320 | ||
6,343 | 92,0 | 4758 900 | 161 | 322 | |||
6,481 | 94,0 | 4861 | 191,4 | 162 | 323 | ||
6.619 | 96,0 | 4965 | 195,5 | 163 | 325 | ||
6,757 | 98,0 | 5068 | 199,5 | 164 | 326 | ||
6,895 | 100 | 5171 | 164 | 328 | |||
7,239 | 105 | 5430 | 213,8 | 166 | 331 | ||
7.584 | 110 | 5689 | 224,0 | 168 | 335 | ||
7,929 | 115 | 5947 | 234,1 | 170 | 338 | ||
8,274 | 120 | 6206 | 172 | 341 | |||
10,34 | 150 | 7757 | 305,4 | 181 | 359 | ||
12.07 | 175 | 9050 | 356,3 | 189 | 372 | ||
13,79 | 200 | 10343 | 407,2 | 194 | 382 | ||
15.51 | 225 | 11636 900 | 200 | 392 | |||
17,24 | 250 | 12929 | 509,0 | 205 | 401 | ||
18.96 | 275 | 14222 | 559,9 | 210 | 410 | ||
20,68 | 300 | 15514 | 610,8 | 214 | 417 | ||
22,41 | 325 | 16807 66907 22,41 | 325 | 16807 | 218 | 425 | |
24,13 | 350 | 18100 | 712,6 | 222 | 432 | ||
25.86 | 375 | 19393 | 763,5 | 226 | 438 | ||
27,58 | 400 | 20686 | 814,4 | 229 | 445 | ||
29,30 | 425 | 233 | 451 | ||||
31,03 | 450 | 23272 | 916,2 | 236 | 456 | ||
32.75 | 475 | 24565 | 967,1 | 239 | 462 | ||
34,47 | 500 | 25857 | 1018 | 242 | 467 | ||
36,20 | 525 | 27150 | 36,20 | 525 | 27150 | 245 | 472 |
37,92 | 550 | 28443 | 1120 | 247 | 477 | ||
39.64 | 575 | 29736 | 1171 | 250 | 482 | ||
41,37 | 600 | 31029 | 1222 | 252 | 486 | ||
43.09 | 625 | 32322 | 255 | 491 | |||
44,82 | 650 | 33615 | 1323 | 257 | 495 | ||
46.54 | 675 | 34908 | 1374 | 260 | 499 | ||
48,26 | 700 | 36200 | 1425 | 262 | 503 | ||
49,99 | 725 | 37493 | 264 | 507 | |||
51,71 | 750 | 38786 | 1527 | 266 | 511 | ||
53.43 | 775 | 40079 | 1578 | 268 | 515 | ||
55,16 | 800 | 41372 | 1629 | 270 | 518 | ||
56,88 | 825 | 42665 900 44 | 272 | 522 | |||
58,61 | 850 | 43958 | 1731 | 274 | 525 | ||
60.33 | 875 | 45251 | 1782 | 276 | 529 | ||
62.05 | 900 | 46543 | 1832 | 278 | 532 | ||
65,50 | 950 | 49129 | 281 | 539 | |||
68,95 | 1000 | 51715 | 2036 | 285 | 545 | ||
75.06 | 1089 | 56301 | 2217 | 290 | 555 | ||
84,64 | 1228 | 63485 | 2499 | 298 | 570 | ||
98,78 | 1433 | 310 | 590 | ||||
114,6 | 1662 | 85965 | 3384 | 321 | 610 | ||
127.9 | 1854 | 95895 | 3775 | 329 | 625 | ||
147,3 | 2136 | 110462 | 4349 | 341 | 645 | ||
163,3 | 2369 | 349 | 660 | ||||
186,8 | 2710 | 140127 | 5517 | 360 | 680 | ||
213.5 | 3096 | 160131 | 6304 | 371 | 700 | ||
222,4 | 3226 | 166829 | 6568 | 374 | 706 |
- 51 C = o 5/9 [T ( o F) — 32]
- 1 фунт / дюйм (фунт / дюйм 2 ) = 6 894,76 Па (Н / м 2 ) = 0,068948 бар = 51,7149 мм рт. Ст. = 2,03602 дюйма рт. Ст.
См. Вода и тяжелая вода — термодинамические свойства.
См. Также Плотность воды, удельный вес и коэффициент теплового расширения, Динамическая и кинематическая вязкость, Энтальпия и энтропия, Теплота испарения, Константа ионизации, pK w , нормальной и тяжелой воды, Давление и точки кипения, Удельный вес, Удельная теплоемкость (теплоемкость) и Удельный объем для онлайн-калькуляторов, рисунков и таблиц.