Система охлаждения гранта – Устройство системы охлаждения двигателя Гранты

Содержание

➤ Неисправности системы охлаждения Лады Гранты

На автомобилях семейства Лада Гранта с инжектором предустановлена жидкостная система охлаждения замкнутого типа. Антифриз циркулирует по системе принудительно, выполняя при этом две функции: отвод избыточного тепла и смазку агрегатов.

Штатная рабочая температура системы охлаждения 94 – 99℃, независимо от фактической комплектации машины, типа кузова, прочих технических характеристик.

Элементы системы охлаждения Лады Гранты

  • радиаторы печного отопителя;
  • электрический насос;
  • двигатель;
  • дроссельный узел;
  • термостат;
  • датчик температуры антифриза;
  • сигнализатор перегрева;
  • вязкостная муфта привода вентилятора;
  • вентилятор;
  • пробка радиатора;
  • радиатор;
  • крышка расширительного бачка;
  • расширительный бачок;
  • водяная помпа;
  • сливной кран нижнего контура.

А также, патрубки системы охлаждения Лады Гранты, металлические хомуты – стяжки.

Термостат

Устройство охлаждения на Ладе Гранте — главное звено в цепи. Выполняет функцию клапана, который перенаправляет поток антифриза от малого к большому кругу. Когда рабочая температура ниже 94°, термостат находится в закрытом положении. Жидкость циркулирует по малому кругу, не «заходя» в радиатор.

Термостат на Лада Гранта нового образца Термостат нового образца

По такой схеме движения нагрев жидкости происходит в разы быстрее. Когда тосол нагревается, клапан приоткрывается, запуская циркуляцию по большому кругу в магистраль водяной рубашки.

Чаще всего неисправность термостата связана с его закипанием, заклиниванием от перегрева. Деталь ремонту не подлежит, меняется новой, исправной.

Водяной насос (помпа)

Принуждает антифриз циркулировать по рубашке (системе). Конструкционно помпа расположена внутри двигателя, ближе к газораспределительному механизму (ГРМ). Мало того, имеет общий привод с ГРМ.

Насос водяной Гранта Водяной насос

Средний ресурс эксплуатации помпы 80 – 85 тыс. км. Ввиду частого нарушения регламента водителем, покупки дешевых аналогов вместо оригинальных запчастей, деталь преждевременно изнашивается.

Радиатор и вентилятор

Радиатор охлаждения на Гранту
Радиатор охлаждения

Радиатор предназначен для охлаждения антифриза. Штатный вентилятор также выполняет указанную функцию, но только после достижения рабочей температуры критической отметки в 100°.

Вентилятор на Ладу Грант Вентилятор

Оперативность активации вентилятора зависит от исправности датчика температуры. Последний в режиме «онлайн» отслеживает градус, пересылает показания электронному блоку управления двигателем (ЭБУ) для корректировки работы механизмов.

Поломка датчика приводит к закипанию двигателя. С проблемой сталкивались многие автовладельцы.

Соединительные шланги и водяная рубашка

Шланги служат звеном, соединяя все механизмы между собой. Частые неисправности связаны с нарушением целостности, герметичности системы, низким уровнем антифриза.

Шланги системы охлаждения на Ладу Гранту Патрубки охлаждающей системы

Водяная рубашка предназначена для циркуляции тосола по системе, отвода избыточного количества тепла. Повреждение рубашки приведет к гидроудару внутри. При использовании антифриза риск гидроудара ниже на 27% в отличие от дистиллированной воды.

Расширительный бачок

Уровень жидкости в системе охлаждения понижается и повышается в зависимости от фактической температуры. Чтобы компенсировать количество антифриза, в конструкции системы охлаждения предустановлен расширительный бачок.

Лада Гранта - расширительный бачок Расширительный бачок

Материал аксессуара — термостойкий полимер. На внешней поверхности нанесена градация шкал: минимального, максимального, рекомендуемого уровня. Закрывает бачок герметичная крышка с прокладкой.

Когда давление в системе достигает отметки в 1,1 кгс/кв. см, клапан открывается, стравливает избыток. Давление в системе стабилизируется. Когда температура жидкости спадает, для предотвращения разрежения впускной клапан открывается, восполняет недостающее количество воздуха.


Сколько антифриза в системе охлаждения Лады Гранты: 7.5 литров до отметки «минимум» и 8.0 литров до рекомендованного уровня.

Система охлаждения Лады Гранты — 8 и 16 клапанов, с кондиционером и без

НаименованиеОсобенность
Система охлаждения двигателя (далее — СОД) семейства Лада Гранта полностью идентична с Лада КалинаРадиатор отопителя одноходовой, пониженного сопротивления, алюминиевый, паянный, повышенной эффективности
Радиатор встроен в малый контур, в отличие от предыдущих поколений
Термостат имеет один клапан, а не два, как это было ранее
Термостат управляет потоком антифриза через радиатор СОД
Улучшена система отопления салона за счет отвода большего количества тепла с радиатора отопителяУвеличение протока тосола через радиатор при малом круге вращения
Одноходовая схема прохода вместо двухходовой
Алюминиевые трубы плоские вместо цилиндрических
На всех этапах сочленения используется пайка
Исключена вероятность завоздушиванияИзменение угла наклона магистралей подачи / обратки тосола
Улучшение аэрдинамических показателей
Тонкая надстройка рабочей температуры двигателя
Повышение эффективности работы за счетИзменения угла опережения зажигания
Экономичный режим потребления горючего

Проверка радиатора на герметичность

Процесс диагностики вовсе не сложный, проводим самостоятельно, а в случае отсутствия свободного времени посетите СТО для выполнения работ профессионалами.

Проверка радиатора лада гранта Проверка радиатора со стороны моторного отсека
  1. Помещаем машину в периметр ремонтной зоны, на смотровую яму, открываем капот.
  2. Со стороны моторного отсека осматриваем поверхность радиатора на наличие потеков, следов утечки антифриза (тосола).
  3. Аналогичные действия проводим из-под днища машины;
  4. Осматриваем магистрали подачи/обратки тосола, верхний, нижний контуры.

Наиболее распространенные места разгерметизации: углы по периметру, стыки, стяжки хомутами.

Как слить антифриз из системы охлаждения Лады Гранты

  1. Капот открыт, двигатель машины остыл до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы.
  2. Из-под днища выкручиваем 6 винтов, снимаем защиту поддона картера.
  3. Отвинчиваем сливную пробку в нижнем контуре радиатора.
  4. Параллельно отвинчиваем сливную пробку на стенке блока цилиндров. Подставляем емкость.
Гранта - отворачиваем пластмассовую пробку сливного отверстия бачка радиатора Отворачиваем пластмассовую пробку сливного отверстия бачка радиатора

Водителю на заметку!

В версии Лада Гранта 8-ми клапанной. тару под отработку подставляет ниже модуля зажигания, под блок цилиндров (гайка на «13»).

В Ладе Гранте 16-ти клапанной предварительно демонтируем стартер, так как он препятствует свободному доступу к заглушке. Если не снять стартер, то антифриз зальет деталь, временно приведя ее в непригодное состояние.

  1. После того, как жидкость полностью слита с водяной рубашки, завинчиваем сливные пробки. Заливаем новый тосол в объеме 7.5 литров до отметки «Минимум» или 8.0 литров до рекомендованного среднего уровня.

Как выгнать воздух из системы охлаждения Лады Гранты

Стравить воздух из системы можно несколькими эффективными способами.

Продувка с помощью насоса Лада Гранта Продувка с помощью насоса

Способ №1

  1. Переводим рычаг печного отопителя в положение «Максимум» (салон машины). Обязательно соблюдаем основные меры безопасности, подставляем противооткатные башмаки под задние колеса.
  2. Отвинчиваем крышку клапанов, предварительно сняв декоративную накладку.
  3. Отверткой ослабляем хомут штуцера дроссельного узла, снимаем резиновый патрубок..
  4. Отвинчиваем крышку на расширительном бачке
  5. Через марлевую повязку выдуваем ртом воздух по направлению расширительного бачка.

Важно не переусердствовать, так как можно запустить новую порцию воздуха вновь.

Способ №2

  1. Прогреваем машину к 40 – 45°, глушим двигатель.
  2. Отвинчиваем хомут дроссельной заслонки, снимаем шланг.
  3. Если из шланга вытекает жидкость — надеваем назад, в противном случае ожидаем пока выйдет воздух.
  4. Собираем конструкцию в обратной последовательности.

Не всегда одного раза достаточно, чтобы убрать воздух. Повторяем процедуру по мере необходимости.

Способ №3

  1. Заезжаем передними колесами автомобиля на возвышенность так, чтобы в системе охлаждения самой высшей точкой была «пробка».
  2. Скручиваем крышку на расширительном бачке, пробку на радиаторе.
  3. Заводим двигатель, он работает на холостых оборотах.
  4. Прогреваем машину до рабочей температуры в 40 – 45°.
  5. Как только уровень тосола начинает снижаться, восполняем недостающее количество.
  6. Повторяем процедуру до тех пор, пока не выйдет максимальное количество пробки.
  7. Завинчиваем крышки.

Воздушная пробка в системе способна не только снизить эффективность работы печного отопителя, но негативно отобразиться на работе двигателя в целом. После того, как затор будет ликвидирован, систематически проводите осмотр технического средства.

Как промыть систему охлаждения на Ладе Гранте

Нарушение сроков проведения замены жидкости, покупка дешевых аналогов способствует образованию осадка в магистрали, помутнению тосола.

Промыть систему охлаждения на Ладе Гранте

Из-за потери химических и физических свойств водяная рубашка силового агрегата подвергается коррозии, отслоению.

Постоянная повышенная рабочая температура — первый признак загрязнения, образования отложений, неисправности термостата. Изготовитель рекомендует проводить очистку магистралей через каждые 50000 км. Замена тосола через 75000 км.

Объем системы охлаждения Лады Гранты 8.0 литров.

Способы очистки
  • внешняя;
  • внутренняя.

В первом случае удаляются все загрязнения с наружной части при помощи напора воды, добавлением моющего средства. Во втором случае промывка осуществляется внутри специальными химическими средствами.

Если промывка не дала положительного результата, тогда заменяем штатный радиатор новым, так как на дне скопилось избыточное количество окаменелостей, начался процесс коррозии.

Дистиллированная вода
Лада Гранта используем дистиллированную воду Используем дистиллированную воду

Достать дистиллированную воду можно несколькими способами:

  • купить в аптеке;
  • растопить чистый снег;
  • отстаивать на протяжении полугода воду из-под крана.

Процесс промывки выглядит следующим образом:

  1. Помещаем машину на смотровой канал, отвинчиваем крепления защиты поддона картера.
  2. Скручиваем сливную пробку системы, стачиваем тосол. Предварительно выкручиваем крышку с расширительного бачка, сбрасываем давление.
  3. После того, как отработка сточена, закручиваем пробку, заливаем в систему 8.0 литров дистиллированной воды.
  4. Запускаем двигатель, прогоняем его на средних оборотах в течение нескольких минут, глушим.
  5. Повторяем п. 2, 3. Как только на выходе будет вода чистого цвета — промывка окончена.
  6. Заправляем новый тосол. Очередная замена через 75000 км.
Сода, кислота и уксус
Промывка системы охлаждения подручными средствами Промывка подручными средствами

Смешиваем указанные ингредиенты в процентном соотношении: 25 / 50 / 25, добавляем литр воды. Аналогичный объем сливаем с системы, добавляем «зелье», оставляем автомобиль в неподвижном состоянии на 6 – 8 часов, лучше на ночь.

Поутру стачиваем отработку, промываем один раз систему, заливаем чистый тосол.

Специальные средства

Процесс аналогичен вышеописанному. Проводим с соблюдением основных правил безопасности.
Приобрести присадки можно в любом специализированном автомагазине, авторынке.

Характерные неисправности системы охлаждения Лады Гранты

НеисправностьДиагностикаСпособ устранения
Уровень жидкости ниже допустимой нормы в радиатореОсмотр магистрали на целостностьДоливка
Мотор перегреваетсяЗаклинил термостатЗамена новым
Нет давления в системе охлаждения Лады ГрантыЗасорение канала, разгерметизацияЗамена водяной помпы
Электровентилятор не включается при достижении граничного температурного режимаПроверка целостности электрического контура, предохранителя

Проверка схемы вентилятора Лады Гранты

Профилактика, замена новыми
Свист из-под крышки расширительного бачкаОсмотрЗамена
Мотор длительное время набирает рабочую температуруОсмотр уровня антифризаДоливка жидкости, замена термостата новым
Датчик температуры систематически показывает ложные данныеОсмотр электрического контура, замер сопротивления датчикаЗамена новым
Нет циркуляции в магистралиОсмотр через расширительный бачок при заведенном мотореПромывка, удаление воздушных пробок

Отзывы

Положительные
1. Василий: полтора года езжу на машине, замечаний нет. Своевременно провожу технический осмотр, заправляю качественное горючее, масла, умеренный стиль вождения.
2. Геннадий: на 50000 км заклинил штатный термостат, заменил новым по гарантии. Больше поломок не было, машинка работает словно часики.
3. Кирилл: единожды лопнул резиновый патрубок в месте фиксации хомутом, считаю, что то была моя ошибка, сильно перетянул. Качеством сборки доволен, нареканий нет.
4. Владлен: слышал негативные отзывы в адрес Гранты, мол, часто завоздушивается система. Подобное случается, но крайне редко, дефект не носит массового характера.
5. Игнат: чтобы машина работала исправно, а детали служили дольше, необходимо бережно относиться к ней, ухаживать, обслуживать ее.
6. Дмитрий: полгода прошло с момента покупки машины, пока работа идеальная, никаких вложений за исключением покупки расходных материалов.
7. Валентин: качеством сборки отечественного транспорта доволен, случаются поломки, но они малозначащие, легко устранимы. Инженерам удалось сочетать хорошее качество по доступной цене.
Отрицательные
1. Иван: негативный опыт в ходе эксплуатации машины, уже на 45000 заклинил термостат, после полетел подшипник. Модель еще сырая, множество недоработок, изготовитель не стремиться их оперативно устранять.
2. Владимир: качество сборки на низком уровне, после двух месяцев эксплуатации машины треснул резиновый патрубок, пошла утечка тосола.
3. Вячеслав: Лада Гранта или Рено Логан — очевидно, что последнее. Качество изготовления французского автопрома на порядок выше отечественного аналога.

Вывод
Как показывает практика, большинство обращений в СТО вызвано заклиниванием термостата на Ладе Гранте. Причины разные. Фактор брака при изготовлении не исключается, но вина лежит также на владельце машины.

Приобретайте оригинальные запчасти, своевременно обслуживайте машину — тогда количество поломок сократиться в несколько раз.

Видео — Удаление воздуха из системы охлаждения двигателя гранта
Видео — ПЕРЕДЕЛКА СИСТЕМЫ ОХОЛОЖДЕНИЯ СОД-2110-11-12-13-14-КАЛИНА-ГРАНТА

remont-avtovaz.ru

Система охлаждения Лада Гранта: описание, характеристика, неисправности, ремонт

Система охлаждения Лада Гранта является типичной для представителей силовых агрегатов АвтоВАЗ — жидкостная, закрытого типа. Основные проблемы и неисправности, характерные для всех силовых агрегатов ВАЗ.

Описание системы охлаждения

Моторы Гранта комплектуются стандартной жидкостной системой охлаждения. В неё входит ряд деталей — радиатор, электровентилятор, термостат, водяной насос, патрубки, отопитель и расширительный бачок.

Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости производится по двум кругам — малому и большому. Рассмотрим, схему циркулирования ОЖ: водяная рубашка ГБЦ — патрубки — радиатор — водяной насос — термостат. В эту систему может добавляться отопитель.

Схема системы охлаждения

Рассмотрим, как выглядит схема охлаждающей системы Лада Гранта:

Система охлаждения: 1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 — электровентилятор радиатора; 10 — радиатор двигателя; 11 — пробка сливного отверстия радиатора; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости.

Элементы и их роль

Стоит рассмотреть более детально все элементы, а также указать неисправности и методы устранения, которые могут возникнуть. Многие владельцы силового агрегата знакомы с элементами охлаждающей системы движка.

Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой.

Термостат

Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата Лада Гранта составляет 87 — 103 градуса Цельсия. При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.

Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.

Водяной насос

Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала.

Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.

Радиатор и вентилятор

Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.

Электровентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров. Если двигатель имеет инжектор, то в цепь работы датчик-вентилятор ещё включается и электронный блок управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем связанным с работоспособностью мотора.

Патрубки и водяная рубашка

Патрубки отыгрывают роль проводящего и соединяющего звена между разными элементами системы ОЖ. Из-за их неисправности может возникнуть утечка охлаждающей жидкости, и мотор попросту начнёт перегреваться.

По водяной рубашке, в силовом агрегате циркулирует охлаждающая жидкость, где она поглощает тепло и выводит его на радиатор. Из-за пробоя этого элемента моет возникнуть гидроудар. Связано это с эксплуатацией силового агрегата на воде, при которой возникает коррозия.

Вывод

Лада Гранта, а именно её система охлаждения, имеет достаточно простую конструкцию, а также неисправности, присущие ВАЗовским моторам. Узел имеет конструктивную простоту и легко ремонтируется собственными руками.

avtodvigateli.com

Система охлаждения Лада Гранта: описание

Конструктивной особенностью двигателя внутреннего сгорания является выделение тепла от сжигания топлива. Особенно сильно нагревается верхняя часть мотора — головка блока, в которой расположены камеры сгорания. Контролировать процесс, не допустить перегревания и эффективно использовать выделяющееся тепло — задача новой схемы охлаждения Лада Гранта.

Роль схемы тепловой регуляции двигателя

Перегрев — главный враг цилиндро-поршневой группы. Алюминиевый сплав, из которого изготовлены поршни, при перегреве начинает интенсивно расширяться, рабочие поверхности — резко уплотняться. При этом повышается сила трения, вызывающая дополнительный нагрев, температура становится еще выше, и последствия таковы.

  1. Поршень начинает царапать стенку гильзы, делая на ней глубокие борозды. Если процесс не остановить, расширение материала поршня приведет к его заклиниванию в цилиндре, обрыву шатуна и так далее.
  2. Поршневые кольца, изготовленные из стали с термической обработкой, при наличии высокой температуры получают отпуск и становятся мягкими, как проволока. Даже если перегрев прекратится, материал колец не вернется к прежнему состоянию.

Вот почему система охлаждения двигателя играет такую большую роль, без ее нормальной работы эксплуатация автомобиля невозможна. Схема, примененная в силовом агрегате Лады 2190, усовершенствована и работает более эффективно, чем на предыдущих моделях концерна АвтоВАЗ.

Перечень и функции элементов

В схеме автомобиля Лада Гранта, как и в предыдущих моделях ВАЗ, задействованы следующие элементы и узлы.

  1. Главный радиатор представляет собой сотовый теплообменник, работающий по принципу «охлаждающая жидкость — воздух». Главная его цель — отдать лишнее тепло мотора в окружающую среду. Снабжен электрическим вентилятором, установленным в специальном диффузоре на поверхности теплообмена радиатора, и датчиком температуры. Последний сигнализирует о повышении температуры в сотах теплообменника, в результате чего блок управления включает вентилятор. Чаще всего такая ситуация возникает при движении в пробках или повышенных нагрузках на малой скорости движения.
  2. Рубашка охлаждения двигателя — система каналов в блоке и головке цилиндров, позволяющих отводить тепло от горячих стенок гильз и камер сгорания.
  3. Насос перекачки жидкости для охлаждения (помпа). Его задача — создавать в сети циркуляцию, преодолевая гидравлическое сопротивление каналов. Установлен на блоке цилиндров, вал привода вращает ремень ГРМ. Чем выше обороты и быстрее сжигается топливо в цилиндрах, тем интенсивнее помпа перекачивает охлаждающую жидкость в системе.
  4. Термостатический элемент, задача которого — задействовать при повышении температуры охлаждающей жидкости большой контур циркуляции и остывание ее в радиаторе. Термостат ВАЗ 2190 — одноклапанный, полностью открывает поток в радиатор при температуре 102 °С.
  5. Радиатор отопления салона — это тоже сотовый водовоздушный теплообменник, для него жидкость для охлаждения двигателя является теплоносителем, энергию которого тот передает в пространство салона с помощью небольшого электрического вентилятора.
  6. Бачок расширительный компенсирует либо принимает количество жидкости, которая уменьшается или увеличивается в объеме в зависимости от температуры. Снабжен герметичной крышкой с клапанами впуска и выпускания воздуха. Порог срабатывания клапана при повышении давления в бачке — 1.1 Bar, при появлении разрежения — 0.03 Bar. То есть задача крышки бачка — регулирование давления в системе.
  7. Соединительные патрубки с хомутами.

Система охлаждения: 1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 — электровентилятор радиатора; 10 — радиатор двигателя; 11 — пробка сливного отверстия радиатора; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости.

Описание принципа действия

Новая система охлаждения автомобиля Лада 2190 работает по определенному алгоритму. При пуске двигателя клапан термостата закрыт, жидкость циркулирует в малом контуре охлаждения по схеме: водяная рубашка двигателя — радиатор отопления салона — помпа. Параллельно в схему включен и расширительный бачок. Ранее салонный теплообменник был тоже подключен параллельно, но в модели Лада Гранта он стоит последовательно, то есть вся жидкость, циркулирующая по малому контуру, проходит через него.

Это и есть одно из главных отличий новой схемы охлаждения. По этой причине рассматриваемый теплообменник сделан одноходовым (ранее ставили двухходовые). Это значит, что вода в его сотах движется только в одном направлении. При достижении температуры жидкости в 85 °С (с погрешностью ± 2 °С) термостатический элемент начинает приоткрывать свой клапан, запуская часть воды охлаждаться в радиаторе по схеме: водяная рубашка двигателя — радиатор — помпа.

При этом движение жидкости по малому контуру продолжается параллельно, расширительный бачок имеет подключение и к радиатору. То есть давление в системе регулируется через две трубки и точки подключения — от верхней зоны радиатора и от места, где сходится 3 обратных патрубка: с радиатора, отопителя салона и с водяного насоса. Такая схема работы приносит свои преимущества.

  1. Последовательное подключение теплообменника отопителя повысило интенсивность обогрева салона, а новая одноходовая конструкция уменьшила гидравлическое сопротивление элемента и улучшила циркуляцию жидкости.
  2. По новой схеме подключения жидкость из рубашки мотора напрямую поступает на управляющий элемент термостата, а не смешивается в его корпусе, как это было ранее. Теперь клапан элемента открывается именно тогда, когда это необходимо, реагируя на реальную температуру в двигателе.
  3. Перегрев силового агрегата практически исключен, в некоторые моменты даже наблюдается определенный «недогрев», который не сказывается на работе двигателя или расходе топлива.

Благодаря обновленной системе охлаждения излишки теплоты используются более эффективно. При этом перегрев двигателя стал еще менее возможным, чем это было раньше. Многие автолюбители уже поняли достоинства новой схемы и задействуют ее на более старых моделях ВАЗ.

Рейтинг статьи:

Загрузка…

Поделиться в соцсетях:


1ladagranta.ru

Особенности системы охлаждения Лада Гранта

Система охлаждения двигателя на автомобиле Лада Гранта жидкостная, принудительного охлаждения.

Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашек охлаждения головки и блока цилиндров, термостата, радиатора с электрическим вентилятором, соединительных шлангов и подводящей трубы насоса.

 

К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя.

Заправляется система охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширительного бачка.

Расширительный бачок закреплен в моторном отсеке рядом с левой чашкой амортизаторной стойки.

Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке.

Бачок служит для поддержания постоянного уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

При нагревании жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок.

По мере остывания двигателя жидкость из бачка перетекает в систему охлаждения.

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.

 

Выпускной клапан поддерживает повышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе.

За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери.

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного (на 0,03–0,13 бар) на остывающем двигателе.

При утере пробки заливной горловины нельзя заменять ее герметичной пробкой без клапанов.

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает лопастной насос центробежного типа, крыльчатка которого приводится во вращение зубчатым ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала.

 

Насос крепится к блоку цилиндров справа.

В корпусе насосе установлен валик, который вращается в закрытом подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки.

На концы валика напрессованы зубчатый шкив и крыльчатка.

Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса.

В корпусе насоса выполнено контрольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе из строя уплотнения насоса.

При обнаружении течи жидкости заменяем насос в сборе.

Насос прокачивает охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя.

Далее жидкость поступает в корпус термостата, закрепленный на левом торце головки блока цилиндров

В корпусе установлен термостат, который способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор.

Патрубок корпуса термостата соединяется шлангом с верхним патрубком радиатора системы охлаждения, а патрубок крышки термостата – с верхним патрубком радиатора отопителя.

 

Термостат состоит из металлического баллона с термочувствительным наполнителем, пружины и ее фиксирующей пластины.

Шток баллона входит в гнездо корпуса термостата.

В закрытом положении термостата (на непрогретом двигателе) его пружина, опираясь на фиксирующую пластину, прижимает тарелку баллона к седлу отверстия в корпусе, закрывая канал между корпусом и крышкой термостата.

В результате перекрывается поток охлаждающей жидкости через радиатор системы охлаждения.

При этом вся жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор отопителя, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, подводящая труба насоса.

При достижении температуры охлаждающей жидкости (85±2) °C наполнитель баллона термостата начинает расплавляться и увеличивает свой объем, выталкивая шток из баллона термостата.

При этом тарелка баллона отходит от седла, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включающему в себя насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор системы охлаждения, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, радиатор отопителя, подводящая труба насоса.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры (100±2) °C клапан термостата полностью открывается.

Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в крышке термостата, выдает информацию контроллеру системы управления двигателем.

 

Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками (расположенными в один ряд) с охлаждающими пластинами.

Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок правого бачка, а отводится из радиатора через нижний патрубок левого бачка.

Сверху левого бачка радиатора расположен штуцер пароотводящего шланга.

В нижней части правого бачка находится сливное отверстие, закрытое пробкой.

К радиатору крепится пластмассовый кожух с электрическим вентилятором.

 

Вентилятор предназначен для обдува радиатора, когда нет или не хватает встречного потока воздуха для поддержания нормального теплового режима двигателя.

Вентилятор включается через реле по сигналу контроллера системы управления двигателем

Вентилятор включается в работу с помощью реле К1 по команде электронного блока, который оценивает температуру с помощью датчика температуры, установленного на корпусе термостата.

Температура открытия термостата – 85 – 89°С;

Температура полного открытия термостата – 102°С;

Объем жидкости в системе охлаждения – 7,5л.

Возможные неисправности системы охлаждения и методы исправления

— Неисправность

Диагностика

Устранение

Двигатель перегревается (сигнализатор перегрева загорается красным светом):

— Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости

Проверьте датчик тестером                                                      

Замените неисправный датчик

— Неисправен термостат

Проверьте исправность термостата

Замените неисправный термостат

— Недостаточное количество охлаждающей жидкости

Уровень жидкости ниже метки MIN на расширительном бачке

Устраните утечки.

Долейте охлаждающую жидкость

— Много накипи в системе охлаждения

Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи.

Не используйте жесткую воду в системе охлаждения.

Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой

— Загрязнены ячейки радиатора

Осмотр

Промойте радиатор струей воды под давлением

— Неисправен насос охлаждающей жидкости

Снимите насос и осмотрите узел

Замените насос в сборе

— Не включается электровентилятор системы охлаждения

Проверьте цепи включения электровентилятора

Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные предохранитель, реле, электродвигатель, датчик температуры, контроллер — замените

— Недопустимо низкое октановое число бензина

Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем

— Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов           

Осмотр после снятия головки блока цилиндров двигателя

Устраните причину нагарообразования.

Применяйте масло рекомендованной вязкости и по возможности с низкой зольностью

— Прорыв отработавших газов в систему охлаждения через поврежденную прокладку головки блока цилиндров

В расширительном бачке ощущается запах отработавших газов и всплывают пузырьки

Замените прокладку головки блока цилиндров.

Проверьте неплоскостность головки блока цилиндров

Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе):

— Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи. Горит сигнализатор.

Датчик и цепи проверяются омметром

Замените неисправный датчик

— Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора

Проверка тестером

Замените неисправное реле

— Неисправны контроллер или его цепи

Проверьте контроллер или замените заведомо исправным

Замените неисправный контроллер

Двигатель долго прогревается до рабочей температуры:

— Неисправен термостат

Проверьте исправность термостата

Замените неисправный термостат

— Низкая температура воздуха (ниже –15 °С)

Утеплите двигатель: установите щитки перед радиатором, но не перекрывайте более половины его площади

Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:

— Повреждение радиатора, расширительного бачка, шлангов, ослабление их посадки на патрубках

Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с водой сжатым воздухом под давлением 1 бар

Замените поврежденные детали

— Утечка жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости

Осмотр

Замените насос

— Повреждена прокладка головки блока цилиндров.

Дефект блока или головки блока цилиндров

На указателе уровня масла эмульсия с белесым оттенком. Возможно появление обильного белого дыма из глушителя и масляных пятен на поверхности охлаждающей жидкости (в расширительном бачке).

Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя

Поврежденные детали замените.

Не используйте воду в системе охлаждения; заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям

autoruk.ru

Система охлаждения Лада Гранта (ВАЗ 2190)

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания

Температура начала открытия клапана термостата, *С85-89
Температура полного открытия клапана термостата, *С102
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар)110-150 (1,1-1,5)
Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар)3-13 (0,1)
Температура охлаждающей жидкости в прогретом двигателе при температуре окружающего воздуха 20-30 *С и движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч, не более, *С
Объем жидкости в системе охлаждения двигателя, л7.84
Охлаждающая жидкость (смешивание жидкостей разных марок не допускается)Cool Stream Standard; Cool Stream Premium; Тосол-ТС Felix, Felix Carbox-40

Моменты затяжки резьбовых соединений

Наименование узлов и деталейРезьбаМомент затяжки, Нм (кгс-м)
Болты крепления насоса охлаждающей жидкостиМ67,6-8,0 (0,8-0,8)
Гайки крепления термостатаМ616.0-22,6(1,6-2,3)
Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндровМ64,2-5,2 (0,4-0,5)

Система охлаждения: 1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводяший шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 — электровентилятор радиатора; 10 — радиатор двигателя; 11 — пробка сливного отверстия радиатора; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости

В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этилен-гликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок, охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.

Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный в блоке цилиндров. Привод насоса осуществляется зубчатым ремнем привода ГРМ.

Система охлаждения состоит из двух так называемых кругов циркуляции. Малый круг не включает в себя радиатор двигателя, и жидкость омывает только блок цилиндров и головку блока цилиндров, а также протекает через радиатор отопителя. Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости. При движении по большому кругу охлаждающая жидкость проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат.

При недостаточно интенсивном воздушном потоке охлаждение радиатора производится электровентилятором. Он установлен за радиатором двигателя и включается по сигналу электронного блока управления двигателем. В цепь питания электродвигателя вентилятора встроен дополнительный резистор.

Для компенсации теплового расширения жидкости в системе охлаждения установлен расширительный бачок. В пробке бачка размещены впускной и выпускной предохранительные клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при ее остывании.

carpod.ru

Система охлаждения | Лады Гранты

Система охлаждения Лады Гранты 

  ВАЗ 2190 или Лада «Гранта» — новая разработка Волжских конструкторов. Эта машина создавалась на базе Лады «Калины», получив в наследство некую схожесть. 

  Так же специально были разработаны сотни (порядка 430) новых оригинальных элементов, включая топливную систему и новейшую систему охлаждения двигателя.

Радиатор в сборе лады гранты в зависимости от комплектации


  В системе охлаждения двигателя Лады Гранты главную роль занимает охлаждающая жидкость. Поэтому, она является жидкостной, закрытого типа. Охлаждающая жидкость циркулирует принудительно по всем элементам с равномерным распределением. Она подается (качается) насосом охлаждающей жидкости. Радиатор для Лады Гранты поставляется французский, схожий на те что ставят на Рено Логаны. В качестве охлаждающей жидкости можно использовать как тосол так и антифриз, что впрочем фактически одно и тоже. 

Система охлаждения в сборе лады гранты в зависимости от комплектации


  Рекомендуется проводить промывку элементов системы охлаждения, для исключения попадания грязи, пыли, а как следствие и засорение системы охлаждения двигателя.

  Следует отметить, что при этом, в новой Гранте, на панеле приборов отсутствует указатель температуры двигателя и охлаждающей жидкости. Вместо него предусмотрена специальная сигнальная лампочка, которая расположена на передней панели, и зажигается (с характерным кликом) когда автоматически включается охлаждающий вентилятор. По словам создателей автомобиля, точный шаговый указатель температуры дорогой для бюджетного седана. Было принято решение заменить указатель — простой лампочкой, которая загорается заранее, предупреждая что температура охладительной жидкости повысилась. Затем автоматически включается термостат и вентилятор.

Термостат в Ладе Гранте новыго поколения, разработанный специально под Ладу Гранту.

Отличительные особенности конструкции термостата Лады Гранты

1. Корпус из пластика Ultramid® A (фирма BASF, Германия).

2. Резьбовыдавливающие винты Remform® (фирма ARNOLD UMFORMTECHNIK, Германия).

3. Уплотнения, новой конструкции из материала EPDM 55 (фирма HEXPOL, Швеция).

4. Температурный датчик новой конструкции с отсутствием резьбовым креплением.

5. Резиновое уплотнение основного клапана.

grantaremont.ru

Система охлаждения «Гранты»: описание и характеристика

«Лада Гранта» — весьма популярный в России автомобиль. Изначально он позиционировался как самый доступный ВАЗ в линейке. Построена эта машина на платформе «Калины». Поэтому автомобиль отличается простым устройством и высокой ремонтопригодностью. В сегодняшней статье мы поговорим о такой немаловажной составляющей, как система охлаждения двигателя. Информация о ее устройстве и принципе работы будет полезна каждому владельцу.

Функции СОД

Для чего служит данная система? Исходя из ее названия нетрудно догадаться, что СОД служит для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. На «Гранте» используется система жидкостного типа. СОД обеспечивает эффективное охлаждение и поддерживает оптимальный температурный диапазон работы мотора на разных режимах работы.

машина лада гранта

Помимо этого, СОД обеспечивает работу салонного отопителя. Он заключен в малый круг системы и имеет отдельный компактный радиатор. Последний работает в паре со специальным моторчиком печки. Таким образом, в салон автомобиля поступает теплый воздух.

Устройство

Конструкция системы охлаждения автомобиля «Лада Гранта» предполагает наличие следующих компонентов:

  • Радиатора.
  • Водяного насоса (помпы).
  • Термостата.
  • Вентилятора охлаждения. Расширительного бачка.
  • Охлаждающей жидкости.

За что отвечает каждый элемент в системе? Рассмотрим их более подробно ниже.

Радиатор

На автомобиле «Лада Гранта» используется алюминиевый трубчато-пластинчатый элемент с пластиковыми бачками и перегородкой. Стоит отметить, что для данной модели ВАЗ применяется радиатор французского производства. Такой же использовался и на «Рено Логане».

радиатор гранта

Для чего служит радиатор? Он предназначен для охлаждения рабочей жидкости в системе путем прохождения сквозь соты потоков холодного воздуха. Устанавливается данный элемент в передней части авто, в районе «телевизора». Забор воздуха производится из улицы. Чем быстрее едет авто, тем сильнее будет теплоотвод. Но также данный процесс может осуществляться принудительно, когда машина стоит на месте (например, в пробке). Для этого в системе предусмотрен вентилятор. О нем мы расскажем ниже.

Вентилятор

Для чего служит данный механизм? Вентилятор обеспечивает продувку основного радиатора СОД на небольших скоростях движения. Обычно он работает в городских условиях либо на горных дорогах, когда двигатель терпит большие нагрузки. Стоит отметить, что система охлаждения «Лады Гранты» предусматривает наличие электрического вентилятора. Он установлен в специальном пластиковом кожухе. Последний прикреплен к радиатору охлаждения «Лады Гранты» при помощи нескольких болтов.

Как работает электрический вентилятор? Он действует несколько иначе, нежели аналоги на вискомуфте. Когда мотор холодный, лопасти его не вращаются. Но как только на электронный блок управления ДВС поступит сигнал о высокой температуре (например, 85 градусов Цельсия) от датчика, ЭБУ даст сигнал на включение вентилятора. И наоборот, если жидкость вновь стала холодной, сработает датчик и блок отключит питание на вентилятор. Происходит управление в автоматическом режиме. Но стоит отметить, что при неисправности температурного датчика (который установлен в гнезде термостата) возможны проблемы с системой охлаждения «Лады Гранты». Вентилятор не будет включаться в работу и машина начнет закипать.

Помпа

Также она именуется, как жидкостный насос системы охлаждения. На «Гранте» данный элемент находится под крышкой привода ГРМ. Приводится в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала. Внешне являет собой некую круглую крыльчатку. Этими лопастями помпа и захватывает жидкость, циркулируя ее по системе. Работает насос постоянно при включении двигателя. Разница только в оборотах вращения крыльчатки. Чем больше водитель дает газа, тем чаще вращается коленвал, и соответственно, водяной насос.

помпа гранта

В системе охлаждения «Гранты» применяется помпа центробежного типа с принудительной циркуляцией. В насосе имеются закрытые подшипники. Чтобы они свободно вращались, внутри предусмотрена смазка. Она залита на весь срок службы помпы и не нуждается в периодической замене. Меняется насос целиком в случае если подшипник начал издавать характерный шум.

Термостат

Это неотъемлемый элемент в любой системе охлаждения. «Гранта» не является тому исключением. Термостат нужен для регулировки объема потока ОЖ, что проходит через радиатор. Внутри механизма имеется специальный клапан. Благодаря ему обеспечивается наиболее оптимальный температурный режим. А расположен данный механизм между рубашкой охлаждения двигателя и основным радиатором.

лада гранта термостат

Отметим, что в СОД «Гранты» имеется два контура: малый и большой. По первому жидкость циркулирует, когда клапан термостата находится в закрытом положении. Поскольку объем антифриза в данном контуре небольшой, это позволяет быстрее набрать двигателю нужную температуру (и соответственно, прогреться). Как только жидкость достигает 85 градусов, срабатывает перепускной клапан. После этого антифриз начинает циркулировать по большому кругу. Полное открытие клапана осуществляется при 102 градусах Цельсия.

Отметим, что термостат на «Гранте» был доработан и получил усовершенствованную конструкцию. Ввиду этого его часто устанавливают на «Калину» разных поколений. Корпус термостата выполнен из пластика фирмы BASF (Германия). В качестве уплотнения применены материалы EPDM 55 от шведской компании «Хекспол». Резьбовыдавливающие винты – от фирмы «Арнольд Умформтехник» (Германия). Также в конструкции применяется усовершенствованный датчик температуры ОЖ с безрезьбовым креплением.

Расширительный бак

Расширительный бачок «Лады Гранты» предназначен для компенсации объема антифриза в системе. При нагреве, данная жидкость меняет свою плотность и увеличивается в объеме. Наряду с этим, растет и внутреннее давление в системе. Чтобы жидкость не разорвала патрубки и радиатор, в системе предусмотрен специальный бачок, компенсирующий данные нагрузки. Часть давление сбрасывается через крышку. Последняя содержит в себе специальный клапан – впускной и выпускной. Если говорить о технических характеристиках крышки, она открывается при давлении в 150 кПа. Так срабатывает выпускной клапан, который препятствует интенсивному парообразованию в системе. Впускной же задействуется при разряжении. Работает он при давлении в 3 кПа.

лада гранта расширительный бачок

Сам бачок изготовлен из полупрозрачного температуростойкого пластика. На его стенках имеются отметки (максимальный и минимальный уровень). Для замены жидкости в системе предусмотрена заливная горловина. Она герметично закрывается крышкой.

Об охлаждающей жидкости

В машине «Лада Гранта» производитель допускает использование как тосолов, так и антифризов. Среди рекомендуемых к использованию стоит отметить такие жидкости:

  • «Кул Стрим Стандарт».
  • «Кул Стрим Премиум».
  • «Феликс Карбокс».
  • Тосол ТС «Феликс».
тосол гранта

Что касается объема жидкости, система охлаждения «Гранты» рассчитана на 7,84 литра антифриза. Регламент замены – 150 тысяч километров или каждые пять лет. В случае использования тосола данный срок нужно сократить вдвое.

В заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет система охлаждения «Гранты». Несмотря на свое простое устройство, эта система играет большую роль в работе ДВС. Ведь в случае неисправности СОД, машина «Лада Гранта» попросту закипит. И это будет чревато дорогостоящим ремонтом ГБЦ.

fb.ru

Ваш электронный адрес не будет опубликован.