Двигатель ВАЗ 2130 | Характеристики, проблемы, тюнинг
Характеристики ВАЗ 2130
Годы выпуска – (1993 – наше время)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор/инжектор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 84мм
Диаметр цилиндра – 82мм
Степень сжатия – 9,4
Объем мотора – 1774 см. куб.
Мощность 2130 – 82 л.с. /5200 об.мин
Крутящий момент – 139Нм/3200 об.мин
Топливо – АИ93
Расход топлива — город 16.5л. | трасса 9.7 л. | смешанн. 12.1 л/100 км
Расход масла — 700 гр на 1000 км
Вес двигателя ВАЗ 2130 — 122кг
Геометрические размеры двигателя ваз 2130 (ДхШхВ), мм — 560х350х710
Масло в двигатель ВАЗ 2130:
5W-30
5W-40
10W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе 2130: 3.75 л.
При замене заливать около 3.5 л. до риски МАКС
Ресурс 2130:
1. По данным завода – 80 тыс.км
2. На практике – 150-180 тыс.км
ТЮНИНГ
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса – 80 л.с.
Двигатель устанавливался на:
ВАЗ 2120 «Надежда»
ВАЗ 2121 «Нива»
Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2130
Двигатель ВАЗ 2130 1,8 л. карбюраторный/инжекторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм 2130 имеет цепной привод. Двигатель относится к так называемой «классической» серии с высоким блоком. По сравнению с нива блоком 21213, блок двигателя ВАЗ 2130 выше на 1,3 мм, благодаря этому появилась возможность поставить коленвал с ходом поршня 84 мм и получить объем 1,8л.
Поговорим о минусах, двигатель классический и все проблемы шестерок и семерок есть и здесь. Двигатель ВАЗ 2130 стучит, греется, троит и т.д., в чем причина и что делать читаем ТУТ. Кроме того, на двигателях имеется проблема повышенного износа распредвала, собственно как и на всей классике, а так же потребность в регулярной (каждые 7-10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом говорит громкий стук при работе мотора на холостом ходу который слышно с места водителя при закрытом капоте.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2130
Доработка двигателя Нива 1.8 путем увеличения рабочего объема
Наиболее экономичный и простой тюнинг двигателя ВАЗ 2130 является расточка цилиндров под 84 мм поршень.
Вторая стадия установка коленвала с увеличенным ходом поршня до 86, 88 и 90 мм. Все эти варианты возможны с подбором соответствующего короткого шатуна и поршня со смещением пальца.
Расточка двигателя ВАЗ 2130
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,9 л. 84х84
— поршень большего диаметра, увеличенный ход
Моментный тракторный мотор.
Данный блок с расточенными каналами ГБЦ, легким маховиком и клапанами без усилий позволяет снять порядка 100 л.с. А используя широкоизвестный распредвал Нуждин 10,5 и доработанный карбюратор (увеличенные диффузоры) имеем конфигурацию с отдачей более 105 л.с. При объеме 1,9 с валом Нуждин 11,2 получаем около 110 л.с.
Турбо на ВАЗ 2130
За счет относительно небольшой степени сжатия, мотор можно надуть без возни по снижению степени сжатия. Берем готовый турбокит, либо сами собираем и ставим на стандартный мотор. Чтоб мотор жил долго и счастливо, дуть не больше 0,5-0,6 бар. В чем преимущества турбины… момент, турбина даст крутящий момент, а это именно то, что надо на внедорожнике. В чем минусы турбины на ниве, высокая стоимость реализации проекта. Если вы установили двигатель 2130 на классику и цель постройки скорость, тогда нужна турбина высокого давления и в целом, потребуется дорогостоящая(дороже автомобиля) комплексная доработка, так же вы всегда будете упираться в 8 клапанную ГБЦ, гораздно эффективнее сделать свап мотора 2112 или 21126 и без проблем отжимать 150-200-250++ л.с., этот процесс описан ТУТ.
Компрессор на ВАЗ 2130
Как и в разделе с турбиной, берем готовый кит с давлением 0,5бар или собираем сами подобный и ставим на стандартный мотор. Плюсы и минусы аналогичны турбине, но компрессор даст чуть меньшую прибавку, за счет того, что отбирает мощность на работу самого себя.
Для повышения эффективности работы турбины или компрессора, нужно расточить впускные и выпускный каналы ГБЦ (впуск 33мм, выпуск 31мм) и установить легкие клапана. Идти дальше дорого и бессмысленно.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 1
<<НАЗАД
wikimotors.ru
Двигатель ВАЗ 2130: характеристики, неисправности и тюнинг
Простой в обслуживании бензиновый 1,8 литровый двигатель ВАЗ 2130 10 устанавливался на автомобили ВАЗ 2130 и пользовался популярностью у автовладельцев. Этот силовой агрегат сочетал простоту эксплуатации, был экономичным в обслуживании, надежным и мощным.
В первой своей вариации такой мотор использовал карбюраторную систему питания, однако впоследствии стали оснащать этот силовой агрегат уже инжектором. Последнее положительно сказалось на мощности и экономичности этого мотора.
Технические характеристики
Двигатели ВАЗ 2130 10 имеют следующие технические характеристики:
Скачать .xls-файл
Скачать картинку
Отправить на email
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЯ |
---|---|
Годы выпуска | |
Вес | 122 кг |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания мотора | Карбюратор/инжектор |
Тип расположения цилиндров | В ряд |
Рабочий объем мотора | 1,8 литров |
Мощность двигателя | 82 л. с. |
Количество цилиндров | Четыре |
Количество клапанов | Два |
Ход поршня | 84 миллиметра |
Диаметр цилиндров | 82 миллиметра |
Степень сжатия | 9.4 |
Крутящий момент Нм/об.мин | 139 Нм/3200 |
Экологические нормы | ЕВРО 3 |
Топливо | бензин |
Расход топлива | 12.1 /100 км |
Масло | 5W-30 |
Объем масла в картере | 3,75 литров |
При замене лить | 3,5 литра |
Замена масла проводится | Каждые 10 тысяч км |
Ресурс мотора | |
— по данным завода | 80 |
— на практике | 120 |
Двигатель устанавливается на ВАЗ 2130, 2120 и 2121.
Особенности
Полностью чугунный карбюраторный двигатель ВАЗ 2130 появился в 1993 году и с небольшими изменениями производится и по сей день. Этот мотор благодаря своим отличным динамическим характеристикам получил широкое распространение у автовладельцев.
При разработке этого мотора использовались современные технологии, что позволило улучшить отдачу двигателя, одновременно гарантируя высокий крутящий момент, который был необходим для этого полноприводного проходимого автомобиля.
Этот мотор имел верхнее расположение распредвала и цепной привод. Это так называемая классическая серия, имеющая высокий блок цилиндров, что в свою очередь позволило увеличить ход поршня, а общий рабочий объем составил 1,8 литров. Двигатель развивал мощность в 82 лошадиных силы и крутящий момент 139 Ньютонов.
Благодаря использованию цепного привода ГРМ существенно упрощается обслуживание двигателя. Фактически, автовладельцу необходимо было лишь выполнять регулярную замену масла и время от времени проводить регулировку зазора клапанов.
Более каких-либо работ с этим мотором проводить не требовалось. Это достаточно простой по своей конструкции мотор отличается простотой в обслуживании и ремонте. При необходимости даже сложный капитальный ремонт автовладелец может выполнить самостоятельно.
Первоначально этот силовой агрегат оснащался карбюраторной системой питания, однако показатели расхода топлива вызывали определенные нарекания у автовладельцев. Не редкость, когда ВАЗ 2130 с этим мотором в городе кушала около 16 литров топлива на 100 километров.
В последующем был выполнен рестайлинг мотора, который получил инжекторную систему питания, соответственно сразу же улучшились его показатели топливной экономичности. В городе такой мотор с инжектором расходовал около 12 литров на 100 километров.
Недостатки
Если же говорить о недостатках этого силового агрегата, необходимо отметить:
- Склонность к перегреву. Во многом это объясняется посредственным качеством используемой системы охлаждения. Не редкость, когда соты радиатора забивались грязью, что приводило к увеличению рабочей температуры охлаждающей жидкости. В конце концов, мотор перегревался, что могло привести к повреждению головки блока цилиндров. Именно поэтому необходимо регулярно проводить очистку радиаторов и следить за состоянием помпы и термостата.
- Двигатель 2130, как большинство вазовских силовых агрегатов, отличался склонностью к излишнему потреблению масла. Автопроизводитель в технической документации даже устанавливает нормы расхода масла в 700 грамм смазки на тысячу километров пробега. Как результат, автовладельцам приходилось часто доливать масло в мотор, что несколько увеличивало расходы на эксплуатацию этого автомобиля.
- Кроме всего прочего, слабым местом этого двигателя являлась прокладка клапанной крышки, которая достаточно часто начинала протекать, что приводило к необходимости вскрытия двигателя и замены прохудившейся прокладки.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ | |
---|---|---|
У двигателя появляются выраженные звуки, как на холостых оборотах, так и под нагрузкой. | Подобное может свидетельствовать об изменении зазора клапанов, регулировать которые рекомендуется каждые 10 тысяч километров. Поэтому вскрываем двигатель и проводим регулировку зазора клапанов. | |
Мотор троит и появляется выраженная вибрация. | Подобное может свидетельствовать об износе распределительного вала. Такая проблема характерна для всех классических вазовских двигателей. Ремонт заключается в качественной диагностике и замене изношенного распредвала. | |
Двигатель часто перегревается, причём подобное происходит не только в пробках, но и при движении по трассе. | С большой долей вероятности забился радиатор, который необходимо снять и промыть под давлением. Также проверьте работоспособность водяной помпы и термостата. При необходимости замените эти элементы и залейте новый антифриз. Использовать на этом двигателе воду в качестве охлаждающей жидкости не рекомендуется. | |
У автомобиля отмечается повышенный расход топлива. | Следует проверить правильность работы карбюратора и инжектора. При необходимости выполняется их замена. |
Тюнинг
К вопросам увеличения мощности этого силового агрегата необходимо подходить с осторожностью. Дело в том, что этот мотор не отличается повышенной надежностью и даже легкий тюнинг, который увеличит его мощность на 15-20 лошадиных сил, приведет к потере моторесурса двигателя. Можем порекомендовать вам при необходимости провести замену карбюратора на инжектор, что выполняется без изменения каких-либо других элементов двигателя.
dvigatels.ru
Двигатель ВАЗ 2130: характеристики, особенности, обслуживание, ремонт
Двигатель ВАЗ 2130 имеет несколько вариантов и модификаций. Моторы устанавливались на всем известные автомобили Нива 4×4. Основным, конечно же, считается движок ВАЗ 2130, но вместо него устанавливали также силовые агрегаты с маркировкой 21213 и 21214.
Технические характеристики
Мотор ВАЗ 2130 при разработке рассчитывался для установки на автомобили класса внедорожник Нива. Поэтому, мотор имеет повышенные технические характеристики, чтобы повысить проходимость транспортного средства.
Первые версии движка имели карбюраторную систему впрыска, но было принято решение отказаться от неё, и серийное производство было уже с инжекторным вариантом подачи топлива. Сам двигатель выполнен в «классическом» стиле и имеет высокую высоту блока. Распределительный вал располагается в верхней части, а газораспределительный механизм имеет цепной привод с натяжителем.
Рассмотрим, основные технические характеристики мотора 2130, а также аналогов, которые устанавливались вместо него:
ВАЗ 2130
Наименование | Описание |
Марка | 2130 |
Маркировка | 1.8 литра (1774 см куб.) |
Тип | Карбюратор или Инжектор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Мощность | 83 л.с. |
Расход горючего | 12 литров |
Диаметр поршня | 82 мм |
Ресурс | 150 — 200 тыс. км |
Кроме этого очевидными аналогами становятся силовые агрегаты — 21213 и 21214.
Наименование | Описание |
Марка | 21213 |
Маркировка | 1.7 литра (1690 см куб.) |
Тип | Карбюратор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Мощность | 81 л.с. |
Расход горючего | 10,5 литров |
Диаметр поршня | 82 мм |
Ресурс | 150 тыс. км |
Наименование | Описание |
Марка | 2130 |
Маркировка | 1.7 литра (1690 см куб.) |
Тип | Инжектор |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 8 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Мощность | 83 л.с. |
Расход горючего | 12 литров |
Диаметр поршня | 82 мм |
Ресурс | 150 — 200 тыс. км |
Ко всем ДВС устанавливалась механическая КПП на 5 ступеней производства АвтоВАЗ.
Обслуживание
Обслуживание мотора делается спустя 12 000 км пробега, если транспортное средство ездит на бензине. В случае наличие газобаллонной установки следует делать плановое техническое обслуживание каждые 10 000 км.
В процессе ТО, в обязательном порядке меняется моторное масло и масляный фильтр. Мотор вмещает в себя 3,5 литра смазочной жидкости. Рекомендованными маслами являются, которые имеют маркировку — 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40.
Особенности двигателя таковы, что каждое второе техническое обслуживание необходимо сменить воздушный фильтр, проверить работоспособность свечей зажигания и сделать комплексную диагностику, электронному блоку управления двигателем.
Ремонт
Особенности двигателя таковы, что он ломается очень часто, поэтому не особо приветствуется автомобилистами. Самые частые неисправности — троение, пробой прокладки, перегревается и стучит. Это связано с недоработкой конструкции. При этом основными проблемными местами является — система зажигания, сцепление, клапанный механизм, карбюратор и датчики (в инжекторной версии).
Одной из самых распространённых неисправностей является эффект троения. Обычно проблема связана с неисправностью датчика охлаждения или системой зажигания. Но, можно столкнуться и с более тяжёлой причиной — прогорание клапанов. Это повлечёт капитальный ремонт головки блока цилиндров.
Конечно, большинство автолюбителей предпочитает ремонтировать автомобиль самостоятельно. Между собой владельцы двигателя называют его — «ведро с болтами», поскольку с ним проблем больше, чем с остальными моторами.
Вывод
Мотор Ваз 2130 задумывался, как движок с повышенными техническими характеристиками, но в процессе разработки и внедрения в эксплуатацию было выявлено много конструктивных недоработок. Поэтому от выпуска было решено отказаться. Обслуживать силовой агрегат необходимо каждые 12 000 км для бензина и 10 000 — для эксплуатации ГБО.
avtodvigateli.com
Двигатели ВАЗ-2130: характеристика, особенности
Многие автолюбители обожают приобретать отечественные машины. Одной из популярных серий ВАЗа считается «Нива». Речь пойдет о конкретной модели, которая получила индекс 2130. Наиболее интересным в этой машине считается двигатель. Он «классического» типа с типичными для таких агрегатов проблемами. Сама машина поддерживает смену стандартного силача, а также его доработку.
Особенности двигателя
Многие модели «Нивы» оснащены заводским двигателем, который устанавливался на машины ВАЗ с индексом 2130. Силовой агрегат создан на базе автомобиля ВАЗ-21213. Несколько раз он подвергался модификациям, в результате которых двигатель получил повышенный уровень объема и немного измененные динамические характеристики. Благодаря данным нововведениям повысилась его мощность.
Каким образом был увеличен объем? Это произошло за счет камеры сгорания и немного измененной работы поршня.
Двигатель ВАЗ-2130 выпускался в двух вариантах:
- инжекторный – на 84 лошадиных силы;
- карбюраторный – на 82 л. с.
Для более стабильной работы силового агрегата появился коленчатый вал, функциональность которого сильно отличалась от старой модели. Был использован стальной вариант. Большая часть технических характеристик двигателя была заимствована у других автомобилей того же завода.
Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ-2130
Оба двигателя автомобиля — как карбюраторный, так и инжекторный на 4 цилиндра — имели вал, который располагался сверху. Они же – обладатели цепного привода. По заявкам производителя было понятно изначально, что двигатели из стандартной серии, которой характерны высокие блоки. Проводя сравнение с силовым агрегатом «Нивы – 21213», можно заметить, что в ВАЗ-2130 блок находится выше на 0,13 см. Это позволяет ставить коленчатый вал, ход поршня которого составляет 84 мм. В результате объем двигателя достиг 1,8 литра.
Говоря о минусах этих агрегатов, нужно отметить стандартные проблемы – греются, стучат, троят. Как и у всех «классических» вариантов, появляется хроническая проблема с клапанами, о чем говорит достаточно громкий шум двигателя при холостом движении. Слышно его через закрытый капот непосредственно самому водителю.
Турбо
Необходимо взять турбокит, давление которого не более 0,6 бар, чтобы увеличить скорость. Допускается использование варианта с 0,5 бар.
Многих водителей интересуют плюсы, которые появляются при использовании турбины на ВАЗ-2130. Данный элемент позволяет получить эффект езды на внедорожнике за счет повышения крутящегося момента. Отрицательная сторона проекта упирается в стоимость его осуществления.
При монтаже турбины на стандартный двигатель («классический»), для того чтобы увеличить скорость, следует приобрести элемент с высоким давлением. После его установки придется потратить достаточное количество средств, которое, как правило, превышает стоимость самой машины, для полной доработки начатого. Многие автолюбители советуют сделать свап автомобиля.
Компрессор
Для того чтобы установить компрессор на ВАЗ-2130, необходимо взять кит, давление которого составляет 0,5 бар. Его также можно сделать самому. Устанавливать этот элемент необходимо на стандартный двигатель. Положительные и отрицательные моменты монтажа компрессора соответствуют тем, которые есть у турбины. Однако следует отметить то, что данная деталь забирает для своей работы дополнительную мощность. А это, как результат, уменьшает показатели необходимых функций.
Наиболее популярными компрессорами стали модели фирмы Eaton. Они используются в моторе автомобилей марки «Мерседес».
Для того чтобы добиться максимального эффекта от использования компрессора и турбины, следует приобрести, а затем установить легкие клапаны. Также не помещает расточить каналы ГБЦ. Этого будет достаточно. Как правило, другие манипуляции обходятся намного дороже, хотя толку от них мало.
fb.ru
Двигатель ВАЗ
Двигатель ВАЗДвигатель ВАЗ-2130.
Отличия ВАЗ-2130 производства ОПП ДТР АО «АвтоВАЗ» от серийного двигателя ВАЗ-21213:
1. Блок цилиндров увеличен на 1,5 мм. Оригинальный коленчатый вал с увеличенным радиусом кривошипа. Оригинальный по профилю распределительный вал.
2.
В двигателе применены оригинальные
стальные спортивные коленвалы. Эта сталь в
2,5 раза прочнее чугуна.
3. На двигателе установлен карбюратор
«Солекс» с оригинальными, увеличенными
сечениями жиклёров и с применением новых
виниловых патрубков на вакуумных каналах.
Также на ВАЗ-2130, в отличие от ВАЗ-21213,
установлено электронное бесконтактное
зажигание с датчиком Холла, что ещё более
увеличивает срок службы и точную
тактовость подачи искры. Мотор может
держать удивительно низкие обороты
холостого хода при стабильной динамике
разгона.
4. Увеличен ход поршня на несколько
миллиметров и доработана камера сгорания,
что и даёт прирост мощности и крутящего
момента:
|
ВАЗ-21213(1.7 л) |
ВАЗ-2130(1.8 л) |
Прирост |
Мощность |
56/76 кВт/л.с. |
60/82 кВт/л.с. |
7% |
Крутящий момент |
123/3400 Нм/о.м. |
134/3000 Нм/о.м. |
9% |
Удельный расход топлива |
279 г/кВтч |
280 г/кВтч |
0,03% |
Очень важно то, что
стенки цилиндров остались без изменений, в
отличии от других форсированных моторов.
Рис. 1. Двигатель (продольный разрез): 1 — Коленчатый вал; 2 — Вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 3 - Звездочка коленчатого вала; 4 — Передний сальник коленчатого вала; 5 — Шкив коленчатого вала; 6 — Храповик; 7 — Крышка привода механизма газораспределения; 8 — Ремень привода насоса охлаждающей жидкости и генератора; 9 — Шкив генератора; 10 — Звездочка привода масляного насоса, топливного насоса и распределителя зажигания; 11 — Валик привода масляного насоса, топливного насоса и распределителя зажигания; 13 - Блок цилиндров; 14 — Головка цилиндров; 15 — Цепь привода механизма газораспределения; 16 — Звездочка распределительного вала; 17 — Выпускной клапан; 18 — Впускной клапан; 19 — Корпус подшипников распределительного вала; 20 — Распределительный вал; 21 — Рычаг привода клапана; 22 — Крышка головки цилиндров; 23 — Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 24 - Свеча зажигания; 25 — Поршень; 26 - Поршневой палец; 27 — Держатель заднего сальника коленчатого вала; 28 — Упорное полукольцо коленчатого вала; 29 - Маховик; 30 — Верхнее компрессионное кольцо; 31 — Нижнее компрессионное кольцо; 32 — Маслосъемное кольцо; 33 - Передняя крышка картера сцепления; 34 - Масляный картер; 35 — Передняя опора силового агрегата; 36 — Шатун. |
Компоновка двигателя отличается простотой и компактностью. Все узлы двигателя, требующие регулировки и ухода, расположены в легкодоступных местах.
Блок цилиндров. Блок 13 отлит из специального чугуна. Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами А, В, С, D, Е. Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного класса для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0,07 мм. Диаметры цилиндров каждого класса следующие, мм:
Класс |
Диаметр цилиндра |
А |
82,000-82,010 |
B |
82,010-82,020 |
C |
82,020-82,030 |
D |
82,030-82,040 |
E |
82,040-82,050 |
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшипников не взаимозаменяемы, и для различия на их наружной поверхности сделаны риски.
В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец 28, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. Спереди устанавливается сталеалюминиевое полукольцо, а сзади — металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя обеспечивается в пределах 0,06-0,2 мм. Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходимо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. Канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
В передней части блока цилиндров имеется полость для привода механизма газораспределения, закрытая крышкой 7. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 27 заднего сальника. В крышку 7 и держатель 27 установлены самоподжимные сальники. В левой части блока установлен валик 11 привода вспомогательных агрегатов. В отверстия под подшипники валика запрессованы сталеалюминиевые втулки.
Головка цилиндров 14 общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В головку запрессованы чугунные седла и направляющие втулки клапанов, В отверстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. Для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между втулкой и стержнем клапана применены металлорезиновые маслоотражательные колпачки.
Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе и пропитанная графитом.
Поршни 5 изготовлены из алюминиевого сплава. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте имеет коническую форму. Кроме того, в головки поршня залита стальная термокомпенсационная стальная пластина. Все это выполнено для компенсации неравномерной тепловой деформации поршня при нагреве. В бобышках поршня имеются отверстия для прохода масла к поршневому кольцу.
Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 1,2 мм в правую сторону двигателя для уменьшения стука поршня при переходе через ВМТ. Поэтому на днище поршня клеймится стрелка, которая при сборке должна быть обращена в сторону передней части двигателя.
Поршни, как и цилиндры, по наружному диаметру сортируются на пять классов через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец — на три категории через 0,004 мм, обозначаемые цифрами 1, 2, 3. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня. При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.
Поршневой палец 6 — стальной, цементированный, трубчатого сечения, плавающего типа, т. е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами. Поршневые пальцы, как и отверстия в бобышках поршня, по наружному диаметру подразделяются на три категории через 0,004 мм. Категория пальца маркируется на его торце цветом: синим — первая категория, зеленым — вторая, красным — третья. Собираемые палец и поршень должны принадлежать к одной категории.
Поршневые кольца 30, 31 и 32 изготовлены из чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца 30 хромирована для повышения износостойкости и для улучшения прирабатываемости имеет бочкообразную форму образующей. Нижнее компрессионное кольцо 31 скребкового типа (с проточкой по наружной поверхности), фосфатированное. Кольцо надо устанавливать проточкой вниз. Маслосъемное кольцо 32 имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю витую пружину (расширитель).
Шатуны 36 — стальные, кованые, с разъемной нижней головкой, в которой устанавливаются вкладыши шатунного подшипника. Шатун обрабатывают вместе с крышкой, поэтому при сборке номера на шатуне и крышке должны быть одинаковы.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм, как и поршни. Номер класса клеймится на верхней головке шатуна.
По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые краской на стержне шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе, т.е. с одинаковой маркировкой.
Шатунные болты запрессованы в нижнюю головку шатуна. Поэтому чтобы не нарушить посадку болтов в отверстиях головки, нельзя выпрессовывать болты из головки шатуна при ремонтных работах.
Коленчатый вал 1 — пятиопорный, отлит из чугуна. Шейки вала закалены токами высокой частоты на глубину 2-3 мм. В заднем конце коленчатого вала выполнено гнездо под передний подшипник первичного вала коробки передач, по наружному диаметру которого центрируется маховик 29. Маховик устанавливается на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка около зубчатого обода маховика) и ось шатунной шейки первого цилиндра находились в одной плоскости и по одну сторону от оси коленчатого вала.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников — тонкостенные, сталеалюминиевые. Все шатунные вкладыши одинаковые и взаимозаменяемые. Верхние вкладыши 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников одинаковые, с канавкой на внутренней поверхности, а нижние — без канавки. Вкладыши 3-го коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной и отсутствием канавки на внутренней поверхности.
Рис. 2. Двигатель (поперечный разрез): 1 — Крышка шатуна; 2 — Вкладыш шатуна; 3 - Шатун; 4 — Стартер; 5 — Теплоизолирующий щиток стартера; 6 — Выпускной коллектор; 7 — Дренажная трубка впускной трубы; 8 - Впускная труба; 9 — Маслоотражательный колпачок; 10 — Сухарь клапана; 11 — Тарелка пружин; 12 — Пружина рычага привода клапана; 13 — Рычаг привода клапана; 14 - Регулировочный болт клапана; 15 - Распределитель зажигания; 16 — Втулка регулировочного болта; 17 — Направляющая втулка клапана; 18 — Седло клапана; 19 - Валик привода масляного насоса, топливного насоса и распределителя зажигания; 20 — Топливный насос; 21 - Шестерня привода масляного насоса, топливного насоса и распределителя зажигания; 22 — Масляный фильтр; 23 — Валик масляного насоса; 24 — Корпус масляного насоса; 25 — Ось ведомой шестерни масляного насоса; 26 — Ведущая шестерня масляного насоса; 27 — Крышка масляного насоса; 28 — Пружина редукционного клапана; 29 — Редукционный клапан масляного насоса; 30 — Ведомая шестерня масляного насоса; 31 — Приемный патрубок масляного насоса. |
Газораспределительный механизм обеспечивает наполнение цилиндров двигателя горючей смесью и выпуск отработавших газов в соответствии с принятым для двигателя порядком работы цилиндров и фазами газораспределения. К деталям механизма относятся: распределительный вал, клапаны и направляющие втулки, пружины с деталями крепления, рычаги привода клапанов.
Распределительный вал, управляющий открытием и закрытием клапанов, чугунный, литой. Трущиеся поверхности кулачков подвергнуты отбеливанию. Этот процесс заключается в электродуговом оплавлении поверхностей, в результате которого образуется слой так называемого «белого» чугуна, обладающего высокой твердостью. Вал вращается на пяти опорах в специальном корпусе 19 (см. рис. 1), а от осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.
Клапаны (впускной и выпускной) расположены в головке цилиндров наклонно в один ряд. Головка впускного клапана имеет больший диаметр для лучшего наполнения цилиндра, а рабочая фаска выпускного клапана, работающая при высоких температурах в агрессивной среде выпускных газов, имеет наплавку из жаростойкого сплава. Пружины прижимают клапан к седлу и не позволяют ему отрываться от рычага привода. Верхняя опорная тарелка 11 пружин удерживается на стержне клапана двумя сухарями 10, имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса.
Рычаги 13 передают усилие от кулачка распределительного вала к клапану. Рычаг одним концом опирается на сферическую головку регулировочного болта 14, а другим на торец клапана. Регулировочный болт ввернут во втулку 16 и стопорится контргайкой.
Рис. 3. Привод вспомогательных агрегатов: 32 - Звездочка распределительного вала; 33 - Успокоитель цепи; 34 — Звездочка привода масляного насоса, датчика-распределителя зажигания и топливного насоса; 35 — Цепь привода механизма газораспределения; 36 - Звездочка коленчатого вала; 37 - Ограничительный палец цепи; 38 — Башмак натяжителя; 39 — Натяжитель; А - Установочный выступ на корпусе подшипников распределительного вала; В - Установочная метка на звездочке распределительного вала; С - Установочная метка на блоке цилиндров; D — Установочная метка на звездочке коленчатого вала. |
Привод вспомогательных агрегатов. Вспомогательные агрегаты двигателя и механизм газораспределения приводятся в действие от коленчатого вала с помощью цепной передачи. Она состоит из двухрядной втулочнороликовой цепи 5, ведущей звездочки 36 на коленчатом валу, ведомой звездочки 4 привода вспомогательных агрегатов, ведомой звездочки 2 распределительного вала, успокоителя 35 цепи и натяжителя 39 с башмаком 38. Башмак натяжителя и успокоитель цепи имеют стальной каркас с привулканизированным слоем резины.
Около звездочки коленчатого вала в блок цилиндров завернут ограничительный палец 37. Он не допускает спадания цепи в картер двигателя при снятии звездочки распределительного вала (когда на автомобиле снимается головка цилиндров).
При отворачивании фиксирующей гайки натяжителя цепь натягивается башмаком 38, на который действуют пружины натяжителя. Башмак натяжителя вращается вокруг болта крепления.
После затяжки гайки 1 (рис. 4) стержень 3 зажимается цангами сухаря 9, вследствие чего блокируется пружина 8 натяжителя цепи. При работе двигателя на плунжер 7 воздействует только внутренняя пружина 5, обеспечивающая благодаря зазору 0,2-0,5 мм в механизме натяжителя компенсацию колебаний цепи.
Рис. 4. Натяжитель цепи: 1 — колпачковая гайка; 2 — корпус; 3 — стержень; 4 — стопорное кольцо; 5, 8 — пружины; 6 — шайба; 7 — плунжер; 9 — цанговый зажим (сухарь). |
Успокоитель 33 цепи гасит колебания ведущей ветви цепи. При работе двигателя цепь вытягивается. Она считается работоспособной, если натяжитель обеспечивает ее натяжение, т.е. если цепь натянулась не более чем на 4 мм.
Валик 19 привода масляного насоса, датчика-распределителя зажигания и топливного насоса установлен вдоль двигателя и имеет две опорные шейки, винтовую шестерню и эксцентрик, который через толкатель приводит в действие топливный насос. Винтовая шестерня валика 19 находится в зацеплении с шестерней 21, которая приводит в действие датчик-распределитель зажигания и масляный насос. Шестерня 21 вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в блок цилиндров. В шестерне выполнено отверстие со шлицами, в которое входят шлицевые концы валиков датчика-распределителя зажигания и масляного насоса.
Рис. 5: Е — Метка ВМТ на шкиве коленчатого вала; F — Метка опережения зажигания на 0°; G — Метка опережения зажигания на 5°; Н — Метка опережения зажигания на 10°; I — Диафрагма фаз газораспределителя: а — впуск горючей смеси; b — сжатие; с — рабочий ход; d — выпуск. |
Работа двигателя. За один рабочий цикл в цилиндре двигателя происходит четыре такта — впуск горючей смеси, сжатие, рабочий ход и выпуск отработавших газов. Эти такты осуществляются за два оборота коленчатого вала, т.е. каждый такт происходит за полоборота (180°) коленчатого вала.
Впускной клапан начинает открываться за 12°30’ до подхода поршня к верхней мертвой точке (ВМТ). Это необходимо для того, чтобы клапан был полностью открытым, когда поршень пойдет вниз. Закрывается клапан через 51′ после прохождения поршнем нижней мертвой точки (НМТ). Вследствие инерционного напора струи всасываемой горючей смеси она продолжает поступать в цилиндр, когда поршень уже начал движение вверх, и тем самым обеспечивается лучшее наполнение цилиндра.
Выпускной клапан начинает открываться за 38° до НМТ. В этот момент давление в цилиндре еще довольно велико, и газы начинают интенсивно истекать из цилиндра. Закрывается клапан через 10° после прохождения поршнем ВМТ.
Существует такой момент (23°30′ поворота коленчатого вала около ВМТ), когда открыты одновременно оба клапана — впускной и выпускной. Такое положение называется перекрытием клапанов. Из-за малого промежутка времени перекрытие клапанов не приводит к проникновению отработавших газов во впускной трубопровод, а наоборот, инерция потока отработавших газов вызывает подсос горючей смеси в цилиндр и улучшает его наполнение.
Чтобы обеспечить согласование моментов открытия и закрытия клапанов с углами поворота коленчатого вала (т.е. обеспечить правильную установку фаз газораспределения), на звездочках коленчатого и распределительного валов имеются метки D и В, а также С на блоке цилиндров и А (выступ) на корпусе подшипников распределительного вала. Если фазы газораспределения установлены правильно, то при положении поршня четвертого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия метка А должна совпадать с меткой В, а метка С — с меткой D. Когда полость привода распределительного вала закрыта крышкой, то положение коленчатого вала можно определить по меткам на шкиве коленчатого вала и крышке привода распределительного вала.
Чтобы обеспечить правильную работу механизма газораспределения при тепловом расширении деталей на работающем двигателе, зазоры между кулачками и рычагами привода клапана устанавливаются равными 0,15 мм для впускных клапанов и 0,20 мм для выпускных на холодном двигателе. Если зазоры больше, то клапаны будут открываться с запаздыванием и закрываться с опережением. Если зазора нет, то клапаны на работающем двигателе будут оставаться немного приоткрытыми. В результате резко сократится долговечность клапанов и седел, упадет мощность двигателя.
riboravto.narod.ru