Интервал замены – Периодичность замены масла в двигателе. Через сколько тысяч км нужно менять масло

Содержание

Интервал замены моторного масла

Правильный интервал

Фёдор Авдеев

Несмотря на рекомендации производителей смазочных материалов, существует одно строгое правило: в течение гарантийного периода интервал замены моторного масла определяется только производителем техники. По истечении заводской гарантии на двигатель межсервисный интервал может быть увеличен, если такую возможность подтвердят соответствующие испытания. И всё же, как определить правильный интервал замены масла?

Изначально интервал замены моторного масла определяется производителем техники, причём он может сильно отличаться в зависимости от условий эксплуатации. Предписания завода-изготовителя обязательны в течение всего гарантийного периода, установленного на автомобиль, а иногда и после, если предусмотрена отдельная гарантия на силовой агрегат. Интервал замены масла (или межсервисный интервал) зависит от уровня эксплуатационных свойств самого моторного масла.

Самый верный способ

Но ведь у большинства представителей техники существуют свои показатели допуска для моторных масел. Да, это так, и интервал замены определяется именно соответствием этим допускам. Например, при применении масла с допуском MAN M 3277 на двигателе D28 Euro 2 максимальный межсервисный интервал составляет 100 000 км, но уже при использовании масла с более низким допуском M 3275 он сокращается до 75 000 км при одинаковых условиях использования.

И всё же, как водителю понять, с какой оптимальной частотой ему необходимо менять масло в двигателе? Здесь ответ достаточно простой: чем больше нагрузка на двигатель, тем чаще нужно менять масло. Самый верный способ измерить уровень нагрузки – это посмотреть на средний расход топлива. Если автомобиль эксплуатируется в плотном городском потоке с полностью загруженным прицепом или фургоном, то расход топлива будет всегда завышен. Однако и на трассе при постоянной скорости нагруженный до отказа тягач будет расходовать изрядное количество солярки. А повышенный расход свидетельствует о высокой нагрузке на двигатель, что сопровождается интенсивным накоплением сажевых частиц в масле и его «срабатыванием». В итоге масло необходимо чаще менять. Некоторые производители чётко регламентируют межсервисный интервал в зависимости от расхода топлива. Например, MAN рекомендует менять масло для определённой модели двигателя не реже одного раза на 80 000 км пробега, если расход топлива не превышает 30 л на 100 км. Если расход топлива составляет от 30 до 50 л на 100 км, то интервал сокращается до 55 000 км и т. д.

Основополагающие факторы

На предприятиях замена масла часто привязывается к определенному временному интервалу – производитель может установить срок, по истечении которого масло нужно будет поменять вне зависимости от текущего пробега. Такое решение вполне объяснимо: эксплуатационные характеристики масла снижаются не только во время работы, но и во время стоянки автомобиля. Как правило, временной фактор играет меньшую роль, поскольку перевозчики стараются максимально задействовать действующий автопарк, исключив простои. Если мы говорим о стационарной и строительной технике, то здесь время работы двигателя исчисляется моточасами и является основополагающим фактором при определении интервала замены масла.

Однако на частоту смены масла могут влиять и технические особенности автомобиля. Это немаловажные факторы, в том числе конструкция самого двигателя. Один и тот же производитель может предписывать различные интервалы замены для разных модификаций двигателей, отличающихся, например, объёмом картера. Он может быть стандартным или увеличенным. Если установлен последний, то замена масла производится реже. Объём картера зависит от выбранной комплектации. Интервал замены в этом случае может различаться на ¼ для одной и той же модели двигателя.

Масло и топливо

Раз уж заговорили о картере, то давайте выясним, какой объём картера является более выгодным с экономической точки зрения. Заранее определить, какой тип картера окажется экономически более выгодным, бывает сложно. Для этого проводятся специальные расчёты, после чего перевозчик выбирает тип двигателя, исходя из среднего по автопарку расхода топлива, длины стандартного маршрута, загруженности транспортного средства и многих других факторов.

Мало кому известно, что на интервал замены масла сильно влияет качество топлива. Поэтому большинство производителей вводит различные поправочные коэффициенты, т. е. факторы, снижающие интервал замены. Один из ключевых параметров, влияющих на качество топлива, – это количество серы, содержащейся в нём. Кислоты, которые она в итоге образует в процессе сгорания, окисляют как само масло, так и металлические детали двигателя. Ресурс присадок на нейтрализацию образующихся кислот будет расходоваться интенсивнее при повышенном содержании серы в топливе. Поэтому в зависимости от качества топлива рекомендуемый интервал замены может различаться в три раза и более. При заправке транспортного средства можно ориентироваться на «паспорт качества», который обязана иметь каждая АЗС. Но сказать с полной уверенностью, будет он настоящим или поддельным, нельзя. Да и не каждый водитель станет проверять документы на топливо. В случае непредвиденной поломки двигателя производитель обязательно возьмёт пробу из бака. Если окажется, что серы в топливе много, а интервал замены масла несоответствующий, то сервис может отказать в гарантийном ремонте.

Редакция благодарит Александра Лихолитова, технического специалиста по смазочным материалам «Шелл», за помощь при подготовке материала.

www.gruzovikpress.ru

Интервал замены масла – метод расчета самостоятельно

Интервал замены масла, главным образом, зависит от типа двигателя, условий эксплуатации, применяемого топлива (содержание серы в случае дизельного топлива), уровня качества масла, типа базового масла, состояния воздушного фильтра и т.п.

Производители автомобильной техники отображают требования к смазочным материалам и интервалам их замены в руководствах и инструкциях по эксплуатации.

Производители масел могут гарантировать соответствие качества масла данным требованиям, однако точно сказать в течение какого пробега масло будет работать не могут. Так как присутствует множество факторов, которые невозможно предусмотреть.

Ниже приведен метод расчета интервалов замены масла с учетом различных факторов реальной эксплуатации, основанный на рекомендациях производителей автомобильной техники.

Методика расчета

Большинство производителей легковых бензиновых автомобилей рекомендуют менять моторное масло раз в год или через каждые 10000-12000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Для дизельных двигателей и турбированных бензиновых двигателей рекомендуемый интервал, как правило, составляет шесть месяцев или 5,000 км пробега, так как дизельные двигатели более склонны к образованию сажи и продуктов окисления в маслах.

Турбокомпрессоры подвергают моторные масла высоким температурным воздействиям и повышенному образованию отложений. Турбина работает на частотах около 100,000 об/мин (как и бормашина стоматолога). Когда двигатель останавливается в турбине некоторое время поддерживается высокая температура от трения и от выхлопной трубы. При контакте масла с нагретыми поверхностями может возникнуть растрескивание образовавшихся твердых нагаров, что может привести к повреждению подшипников.

В инструкции по эксплуатации мелким шрифтом написано, что реомендуемый интервал замены составляет 10000 км пробега при нормальных или идеальных условиях эксплуатации. В этом и заключается проблема – что такое нормальные условия с точки зрения моторного масла?

Таблица 1 Факторы и условия сокращающие интервалы замены масла

Факторы Описание Степень влияния
Короткие поездки Проблема наиболее ярко выражена при частких поездках на расстояние менее 5 км в зимних условиях. Вода и топливо имеют тенденцию к конденсации в картере двигателя при резких изменениях температуры масла. Самый большой износ происходит во время холодного пуска. (-) 3
Дорожная пыль Эксплуатация автомобиля в пыльных условиях (гразные или гравийные дороги) может привести к засорению масляного фильтра и появлению в составе масла твердых частиц кремния, провоцирующих повышенный износ деталей двигателя. Повышение концентрации продуктов износа в составе масла увеличивает отложения, коррозию и образование кислот. (-) 3
Двигатели с большим пробегом

При пробеге 100,000-120,000 км у двигателя увеличивается расход картерных газов, проникновение несгоревшего топлива и коррозонно активных веществ в поддон двигателя.

100,000 ~ 150,000 km : (-) 1

150,000 ~ 250,000 km : (-) 2

250,000 ~           : (-) 3

(-) 1 to (-) 3 в зависимости от пробега

Дизельные двигатели

В дизельном двигателе образуется больше сажи и кислотных продуктов в составе картеных газов.

(-) 3

Альтернативные топлива

При работе двигателя на этанольных смесях в картере может скапливаться вода.

(-) 3

Турбированные двигатели

Высокие температуры турбокомпрессора оказывают негативное воздействие на базовые масла и присадки.

(-) 2

Большой расход масла

С одной стороны при высоком расходе масла на угар мы обновляем масло постоянно, с другой – очень высокий расход картерных газов.

(-) 2

Эксплуатация при высокой температуре окружающей среды

Высокая температура окружающей среды, например, в пустыне, способствует окислению, увеличению испаряемости и срабатываемости присадок.

(-) 3

Увеличение интервалов замены

Увеличение интервалов замены уменьшает надежность эксплуатации двигателя

(-) 2

Буксировка тяжелых грузов

Приводит к повышению эксплуатационных температур, утоньшению масляной пленки, деструкции загущающей присадки и повышению содержания продуктов износа в масле. Продукты износа сокращают срок службы моторных масел за счет окисления, образования отложений и кислот.

(-) 2

Таблица 2.Факторы и условия увеличивающие интервалы замены масла

Факторы Описание Степень влияния

Синтетические масла

Ситетические масла обладают превосходнымими антиокислительными характеристиками, высокой стойкостью к изменению температуры и деструкции.

Серия ZIC XQ: (+) 2.5 ~ 3

Серии ZIC A / ZIC 5000: (+) 2

Серии Hilflo / SD 5000: (+) 1.2 ~ 1.5

(+) 3 – ПАО

(+) 2 – Группа III

Использование более эффективного масляного фильтра

Снижение содержания в масле продуктов износа.

(+) 3

Загородная эксплуатация

Снижение негативного воздействия на двигатель за счет его работы на оптимальных режимах.

(+) 2

Новый двигатель

Более низкий уровень картерных газов после первых 500-5000 км пробега, но меньше 50,000 км.

(+) 1

Периодическая проверка состояния масла

Простая проверка уровня масла может быть очень эффективной мерой предотвращения неисправностей

(+) 2

Экологический фактор (расход масла)

Акцент на сокращение расхода масла.

(+) 1 to (+) 2

Качество топлива

Содержание серы в топливе:

< 50 ppm

50  ~ 500 ppm

500~2,000 ppm

2,000 ~ 5,000 ppm

>5,000 ppm

 

0

(-) 0,5

(-) 1,0

(-) 1,5

(-) 2,0

Старые автомобили

Некоторые владельцы автомобилей с низкой стоимостью предпочитают увеличивать интервалы замены масла для снижения расходов. Другие наоборот, меняют чаще, так как состояние двигателей не самое лучшее.

(+) 1 to (+) 2

 

Для определения интервала замены масла необходимо проанализировать данные таблиц 1 и 2 и выписать степени влияния (с минусом из таблицы 1, с плюсом из таблицы 2).

Например:

  • Турбированный двигатель -2
  • Увеличение интервалов замены — 2
  • Базовое масло Группы III + 2 (ZIC A)
  • Эффективный масляный фильтр + 3
  • Новый двигатель + 3

_________________________________

Итого + 2 (поправочный коэффициент)

Затем умножаем полученный коэффициент на 3000 км. И прибавляем к рекомендованному производителем пробегу до смены масла: 3000*2 + 12000 = 18000 км (но не более 24000 км).

При отрицательном значении поправочного коэффициента вычитаем полученное число (но не менее 1600 км).

Для получения временного интервала замены масла разделите полученное значение на 800 (максимум 12 месяцев).

В нашем случае, исходя из ежемесячного пробега автомобиля 800 км: 18000 / 800 = 23 месяца, но т.к. 12 месяцев максимум, то временной интервал замены масла в нашем случае 12 месяцев.

От сюда следует, что в данном конкретном примере интервал замены масла составляет 18000 км или 12 месяцев в зависимости от того, что наступит раньше.

Можно предположить, что при использовании моторных масел более высокого уровня качества, можно увеличить интервалы замены масла при сохранении ресурса масляных фильтров и деталей двигателя (особенно на грузовых дизельных двигателях).

Наш опыт показывает, что это возможно. Большое количество компаний значительно сократило затраты при помощи программы SK по срокам замены масла при использовании моторных масел ZIC VHVI.

www.zamena-masla-oilcity.ru

Оптимизация интервалов замены масла для тяжелых транспортных средств


30.03.2013
Оптимизация интервалов замены масла для тяжелых транспортных средств

Шестьдесят лет назад слив моторного масла (замена масла) грузовика производился обычно через 500 км. Благодаря более высокому качеству смазочных материалов, экологически чистым видам топлива, улучшенной технологии фильтрации и более надежным двигателям, сегодня интервал замены уже достигает 50000 миль (80000 км) и более на этих же типах транспортных средств.
   Тем не менее, типичные интервалы замены масла остаются в пределах 25000 км.  Небольшое внимание к данному стандарту связано с тем, что транспортные средства сталкиваются с различными факторами. Например, у двух одинаковых автомобилей могут возникнуть очень разные сроки службы масла. У одного срок службы может приблизиться к 80000 км, в то время как у другого его  едва хватит на 15000 км. Это различие в сроках службы масла является результатом многих факторов, но в основном, трех из них:
   1. Конструкция двигателя, возраст и условия эксплуатации — конструктивные характеристики
    двигателя и различные условия его эксплуатации могут повлиять на срок службы масла.
   2. Модели и условия вождения — где и как грузовой автомобиль эксплуатируется.
   3. Свойства масла — качество и эффективность разработок моторного масла.

   Конструкция двигателя, возраст и характеристики

   Эффективность топлива двигателя напрямую связана со сроком службы масла. Как улучшить эффективность сгорания, которая определяет тип и количество частиц, обдувающих поршневые кольца. Поршневой «прорыв газов» является, как правило, основным источником загрязнений, попадающих в масло. Эти загрязнения включают грязь, воду, копоть, частицы топлива, оксиды азота (NOx) и частично сгоревшие углеводороды (HC). Но не только эффективность сгорания влияет на загрязнение. Элементы конструкции двигателя, такие как эффективность уплотнений, контроль температуры и методы контроля выбросов, влияют на тип и концентрацию загрязняющих веществ в масле.
   Некоторые характеристики двигателя, например, пробег и общее количество часов эксплуатации, со временем неизбежно приведут к укороченным интервалом замены масла. Тем не менее, поддержание оптимального качества масла в системе является управляемым процессом при условии достаточной фильтрации и качества уплотнений. В критических компонентах, таких как фильтры, отказ не ограничивается лишь коротким сроком службы масла. На рисунке 1 показано, как плохая фильтрация может привести к цепной реакции вредных воздействий на двигатель, а также к большим эксплуатационным расходам.

Счетчик загрязнений при фильтрации контролирует грязеемкость фильтра. Важно, чтобы она была в соответствии с ожидаемым или необходимым интервалом замены масла. Кроме фильтрации и уплотнений на интервал замены масла влияет и размер поддона. С увеличением объема циркулирующего моторного масла в двигателе будет уменьшаться и концентрация загрязнений. Увеличенный размер поддона также означает больше присадок и меньше тепловых проблем. В результате, производители двигателей предлагают большие размеры поддона в качестве одного из условий увеличения интервала замены масла.

Хотя все двигатели предназначены для обеспечения оптимальных условий циркуляции масла, даже самые лучшие модели подвержены определенному уровню загрязнения с течением времени. Эти загрязнения генерируются либо из внутренних, либо из внешних источников. На владельце грузовика лежит ответственность за обеспечение оптимального обслуживания двигателя.

   Условия вождения

Характеристики моторного масла должны удовлетворять условиям, с которыми сталкивается грузовик. Вождение при экстремальных температурах оказывает вредное воздействие на моторное масло. С одной стороны, холодные пуски могут привести к загущению масла, нарушению работы подшипников и ухудшению смазки стенок цилиндра при запуске. С другой стороны, высокотемпературная среда приведет не только к снижению вязкости, но также к вредным химическим реакциям, таким как окисление масла, и к сокращению срока его службы. Кроме того, тяжелые внешние условия — пыльные грунтовые дороги и высокая влажность воздуха, увеличивают вероятность попадания внешних загрязнений в масло при заборе воздуха и через камеру сгорания.

Но не только внешние загрязнения — любой фактор, влияющий на эффективность использования топлива, также влияет на срок службы масла. Низкая топливная эффективность означает, что двигатель работает не в оптимальном режиме. В результате и моторное масло работает не в оптимальных условиях. К числу неблагоприятных факторов работы грузовика относятся крутые склоны, высокие нагрузки, вождение в условиях «стоп-пуск», буксования и даже стиль вождения.

Как изменились времена

   Автотранспортная отрасль прошла долгий путь за последние 60 лет.

   1949 Интервал замены масла: в соответствии с руководством интервал замены масла составлял от 500 до 1000 км.

   2012 Интервал замены масла: сегодня интервал замены масла может достигать 50000 миль (80500 км).

   У грузовика с прицепом класса 8 стандартный интервал замены масла 25000 миль (40200 км). MPG составляет в среднем чуть менее 6 миль на галлон (39,2 л на 100 км) по сравнению с 4 MPG (58,8 л на 100 км) 30 лет. назад.

   От того, где и как тяжелые грузовики эксплуатируются, зависит их показатель MPG (миль на галлон). Он варьирует в пределах 2-7,5 миль на галлон (117,6 – 31,5 л на 100 км).

Число MPG (Mile Per Gallon) — полезный индикатор для определения рабочего цикла двигателя. Производители двигателей MaxxForce и Cummins недавно приняли решение — рекомендовать интервал замены масла основывать на расходе топлива. Рисунок 3 показывает, как интервал замены масла для двигателей 2010 MaxxForce может изменяться от 18000 до 40000 миль. Это важно по сравнению с предыдущей рекомендацией интервала в 25000 миль, который был стандартным руководством в течение многих лет. Теперь, это не только экономия топлива и экономия на газе, но это также уменьшение расходов моторного масла.

Свойства масла

   Требования к моторным маслам Американского института нефти (API) и Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) сформулированы так, чтобы обеспечить работу двигателя в оптимальном режиме и с удлиненным сроком службы. Тем не менее, даже масла самого высокого качества могут по ряду причин подвергаться деградации. Не только начальные характеристики масла (чистота, возраст и т.д.) важны, но также моторное масло должно противодействовать негативным условиям, сокращающим срок его службы.

Контроль за частицами и другими загрязняющими веществами

   Хотя одна крошечная частица износа может показаться не слишком разрушительной, но она одна способна генерировать до 20 новых частиц с момента возникновения. Эти частицы будут вести разрушительную работу, пока не будут, наконец, удалены, уничтожены или обезврежены. После многократного увеличения частиц загрязненное масло может оказаться смертельно опасным для двигателя.
   Всякий раз, когда твердые загрязняющие вещества в масле быстро не фильтруются, последствия могут быть намного хуже, чем просто от суммы загрязнений. В условиях объединения с другими загрязнителями эти твердые вещества могут привести к значительному сокращению срока службы масла.

   Главные из них:
   • Шлам и сажа — формирование шламовых отложений за счет сочетания твердых загрязняющих веществ и влаги приводит к повышенному износу двигателя и сокращению срока службы масла.
   • Ингрессия воды и охлаждающей жидкости — влага, гликоль и кислоты способствуют коррозии, истощению присадок и окислению масла.
   • Разбавление топлива — в случае разбавления топлива, масляная пленка становится тонкой, содействуя окислению масла и потере вязкости.

Выбор Премиум-масла для двигателя

   Моторное масло класса Premium, как правило, синтетика. Оно рекламируется для улучшения производительности двигателя, экономии топлива, пусковой и общей чистоты двигателя. Однако, если целью является улучшенная защита двигателя и в то же время экономическая эффективность, то масло Premium не всегда лучший выбор. Это похоже на проблемы при покупке гибридного автомобиля. Например, если гибрид экономит «X» количество топлива и стоит вам на «Y» дороже, вы будете «Z» лет кономить топливо. Если «Z» действует еще долго после того, как вы продадите автомобиль, вы потеряете деньги. Кроме того, масло Premium обеспечивая «X» преимуществ, стоит вам на «Y» больше и должно вам служить «Z» лет, чтобы пользоваться этими преимуществами. Иногда «Z» проявляется еще долго после других непредвиденных или неконтролируемых сбоев, например, в результате преждевременной замены масла, как минимум.

Классы вязкости моторного масла

   Так как вязкость зависит от температуры, важно, чтобы моторное масло сохраняло оптимальную вязкость во всем диапазоне рабочих температур. Для этого используются высокомолекулярные добавки, такие как модификаторы вязкости. Они имеют тепловые характеристики, снижающие скорость изменения вязкости при изменении температуры.
   Стандартное моторное масло для тяжелых грузовиков уже давно стало класса 15W-40. На этом уровне вязкости обеспечивается достаточная защита от износа при минимизации потерь энергии на преодоление вязких сил сопротивления. Если используются новые, более высокого качества двигатели, которые менее подвержены износу, можно использовать вязкость классом ниже, например, 10W-30 или 5W-30. Это может стать предпочтительной альтернативой для повышения экономии топлива и масла, а также увеличения интервала замены.
   На рисунке 4 показано, как различны причины, будь они основаны на вождении, конструкции двигателя или свойствах масла, могут привести к увеличению негативных воздействий и загрязнению масла. Это, в свою очередь, может привести к более короткому сроку службы масла и возможному отказу двигателя. Любая из этих причин оказывает негативное влияние на интервал замены масла. Сохранение оптимальной работоспособности масла является ключом к увеличению срока службы и масла и двигателя.

Оптимальный интервал замены масла

   Оптимальное время для замены масла в двигателе наступает в тот момент, когда последствия вредного воздействие и ухудшение качества масла более значительны, чем затраты и время, сэкономленные за счет продления интервала. Эти пагубные последствия могут проявиться в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Краткосрочные последствия включают потерю эффективности топлива и снижение качества моторного масла между заменами. Долгосрочные последствия — это постоянные повреждения внутренних компонентов двигателя, что приводит к расходам, связанным с ремонтом, перестраиванием  и временем простоя.
   Довольно сложно определить, когда наступит этот идеальный момент для замены масла. Если качество моторного масла контролировалось регулярно, этим моментом будет:
   • Когда характеристики моторного масла ухудшились до определенного предела.
   • Когда есть потери щелочного числа (TBN) и рост кислотного числа (TAN), приводящие к внутренней коррозии.
   • Когда агломераты сажи и грязи начинают откладываться на внутренних компонентах двигателя. Однако эти проявления сложно выявить в процессе работы грузовика, поэтому лучший вариант лежит в способности водителя контролировать качество масла либо в режиме реального времени (он-лайн датчики), либо периодически производить анализ масла.

Анализ масла

   Хотя анализ масла может стать успешной подсказкой в определении интервала замены масла, это не дешево. Поэтому важно, чтобы соответствующие процедуры (отбор проб и тестирование) осуществлялись с целью получения полезных результатов.
   Основные элементы, которые необходимо соблюдать, включают в себя:
   • Регулярный отбор проб и оптимальные методы анализа.
   • Тщательная эксплуатация и техническое обслуживание, в том числе: MPG, тип масла, ведение журналов, поддержание объема масла, типы вождения, время простоя, время работы / расстояние и т.д.
   • Оптимальный тестируемый набор и стратегии интерпретации данных.
   Одним из основных свойств моторного масла является способность нейтрализовать кислоты. Чтобы помочь улучшить эту способность, в моторное масло добавляют щелочные присади (как правило, это моющие средства). Эта щелочность, которая может быть измерена как щелочное число TBN (Total Base Number), обеспечивает хорошую оценку важного свойства — старения масла. При заливке масла TBN имеет максимальное значение. TBN падает, когда масло начинает окисляться или становится чрезмерно загрязненным гликолем или кислотами сгорания прорывных газов. В этих условиях начинает увеличиваться общее кислотное число TAN (Total Acid Number). Так же, как эффективность использования топлива может оказаться наиболее влиятельным фактором снижения срока службы масла, так и уровень TBN является надежным прямым средством измерения деградации моторного масла. Другими важными факторами деградации масла являются: сажа, копоть, засорения и истощение добавок.

Водитель и владелец автопарка

   При оценке оптимального интервала замены масла владельцы автопарков и водители имеют различные проблемы и преимущества. Владельцы могут использовать большое количество данных на основе базовых маршрутов, базовых грузовиков, анализа тенденций, которые могут быть очень надежными. Водители грузовых автомобилей (1, иногда 2 человека) могут сделать разумные оценки в связи с пониманием тенденций транспортного средства и истории его эксплуатации. Возможность и умение водителя осуществлять мониторинг вождения, условий эксплуатации (климат, грунтовая пыль и рельеф местности), выбранного моторного масла и фильтра, КПД двигателя и т.д., также могут помочь в выборе оптимального интервала замены масла. (рис 7)

Симптоматическая диагностика

   Качество моторного масла имеет решающее значение для оптимальной работы двигателя и автомобиля в целом. Во многих отношениях моторное масло в автомобиле можно сравнить с циркулирующей кровью в организме человека. Например, моторное масло циркулирует по различным деталям двигателя, обеспечивает защиту от износа, помогает двигателю нормально функционировать, поддерживает оптимальную температуру, очищает от загрязнений, а также содержит присадки, которые препятствуют коррозии и улучшают уплотнения.
   Так же и кровь в теле человека циркулирует по различным органам, обеспечивает их питательными веществами, помогает телу функционировать нормально, поддерживает нормальную температуру, участвует в обмене веществ, а также содержит различные вещества, которые препятствуют инфекционными заболеваниям, уничтожают бактерии и паразитов. Моторное масло фильтрует масляный фильтр, а кровь фильтруется такими органами, как печень и селезенка.
   Кровь полезна не только потому, что она обеспечивает тело всем необходимым, но она также может свидетельствовать о состоянии организма. Когда пациент идет к врачу с неизвестной болезнью, врач сначала попытаться определить причину, используя известные симптомы. Если этого недостаточно, пробы крови могут быть взяты и исследованы в лаборатории. Кровь действует как подпись организма в целом и предлагает дополнительные подсказки относительно причин болезни.
   Моторное масло обеспечивает такую же подпись для двигателя и всех компонентов, через которые она протекает. Двигатель может иметь датчики наблюдений за симптомами, которые показывают хорошо ли он работает. Но иногда этого не достаточно, чтобы указать на отказ двигателя. Если пробы масла исследовали в лаборатории, найденные частицы могут стать уликами, которые задолго до проявления очевидных признаков могут заранее предсказать отказ двигателя. Изменение состояния масла также является предвестником отказа. Чтобы определить оптимальный интервал замены масла, необходимо учесть все факторы и симптомы.
   Все чаще производители автомобилей, в том числе тяжелых грузовиков, устанавливают в приборную панель индикаторы, чтобы предупредить водителя о необходимости замены масла. Тем не менее, многие водители основываются исключительно на одном факторе, например, на пробеге или на количестве моточасов для оценки уровня старения масла. В более современных транспортных средствах используются более сложные методы, в том числе прямые измерения, исследования по определенному алгоритму или их комбинации.
   Для прямых измерений используются различные бортовые датчики, которые через электрическую емкость или микромеханический резонатор могут обнаружить и грубо измерить количество загрязняющих веществ в масле. Алгоритмические методы используют несколько переменных, которые предоставляются модулями контроля двигателя. Это изменения температуры и уровня масла, значения MPG (мили на галлон) и среднее MPH (миль в час).
   Рисунок 7 демонстрирует лишь два измерения MPG и MPH для определения интервала замены масла. Для калибровочной карты был сформулирован алгоритм с учетом всех упомянутых ранее факторов влияния на моторное масло. Это более надежный метод определения интервала замены масла.
   Большая часть всей информации для этого метода уже поставляется модулями управления двигателем. Если бортовые датчики были включены и предоставили информацию об уровне загрязнения масла, то надежность этого метод значительно увеличивается. В итоге, к концу срока службы масло находится под влиянием сложного набора факторов. Многие из них могут контролироваться, управляться и использоваться для оптимизации интервалов замены масла. Это методы вождения, анализы масла, алгоритмы, показания бортовых датчиков или любой из других методов, описанных выше. Преимущества выходят далеко за рамки поддержания чистоты масла. Комплексный анализ может дать ключ к обеспечению нормальной работы двигателя, предупредить его преждевременный отказ и увеличить оптимальный срок службы масла.

   Роман Маслов.
   По материалам журнала “Machinery Lubrication”  

 

www.expert-oil.com

Безопасный интервал замены моторных масел, моточасы двигателя

После введения норм токсичности Евро-6 производителям моторов, моторных масел и смазочных материалов стало непросто справляться со своей работай. В нашем обзоре мы расскажем, почему так произошло, а также о том, насколько рекомендации сервисменов отвечают интересам клиента.

Безопасный интервал замены моторных масел в двигателе автомобиля, мото-часы работы двигателя как эталон для определения сроков замены моторных масел.

В XXI веке об эффективности такой обкатанной веками конструкции, как автомобильный двигатель, говорить просто смешно. Ее можно сделать практически любой. Для дрэга одной, для кольцевых гонок другой. Для грузоперевозок третьей и для домохозяек четвертой. Ну а уж как грамотно защитить мотор от износа, стало предельно ясно уже во второй половине прошлого века.

К 70-м годам была изобретена «синтетика», молекулы которой конструировались исходя из той задачи, которую для данных моторных масел предстояло решать, куда уж эффективнее! Однако разработчики моторных масел несколько опередили время, кое-где «синтетика» уже применялась, но до автомобилей пока еще не добралась, так как являлась очень химически активной.

Стандартные резиновые уплотнения, сальники и применяемые в то время цветные металлы и их сплавы подобного экстрима долго не выдерживали. Позже за дело взялись уже серьезно, и новые материалы позволили использовать синтетическую основу и в ДВС. Срок службы, защитные свойства и температурный диапазон использования моторных масел перешли на совершенно иной уровень. Так что сейчас «минералка» на нефтяной основе практически сошла со сцены.

Безопасный интервал замены моторных масел в двигателе автомобиля, мото-часы работы двигателя как эталон для определения сроков замены моторных маселБезопасный интервал замены моторных масел в двигателе автомобиля, мото-часы работы двигателя как эталон для определения сроков замены моторных масел

Есть еще полусинтетика — смесь минеральной и синтетической основы. Она несколько увеличивает возможности чистой минералки. Однако ныне всем перспективным силовым агрегатам предписаны синтетические масла.

Что это? Очередной маркетинговый код или реальная необходимость? Немного и того, и другого.

Во-первых, даже если на канистре написано Fully Synthetic, то это не значит, что там 100% «синтетика» на основе ПАО. Ведь только она может по праву носить это название. Поскольку подобное масло действительно синтезируется из природного газа. Впрочем, в разных странах разные правила. У кого-то в канистре может быть 50% ПАО, у кого-то 30%. Определить действительное содержание полиальфаолефинов можно лишь в лабораторных условиях по температуре вспышки.

Но сие не так уж и важно. Лидеры рынка, обычно крупные нефтяные гиганты или входящие в их зону влияния подразделения, которые тщательно заботятся о своей репутации, а состав базовых масел и присадок определяется строгой рецептурой и действительно наилучшим образом защищает мотор. Во всяком случае так было раньше.

Технологии гидрокрекинга моторных масел.

Но наука не стоит на месте, и химики создали новый продукт из тяжелых нефтяных фракций НС, или гидрокрекинговое масло. Интересно, что несмотря на то, что оно по сути является минеральным, его удалось улучшить настолько, что по своим защитным функциям масло если и уступает ПАО, то совсем немного.

Еще в 1999 году американцы разрешили маркировать НС-минералку как Fully Synthetic и рынок принял такую постановку вопроса. Заартачились только чопорные немцы, не привыкшие обманывать потребителей в угоду маркетинговым стратегиям. Так что теперь только в Германии пишут на емкостях с ПАО «vollsynthetisches», а на канистрах с гидрокрекинговыми маслами «НС-Synthetic» или просто «НС».

А нам-то какая разница, если защита практически одинакова, а НС-масла стоят дешевле примерно на треть? Проблема только в том, что продукт гидрокрекинга и служит примерно на треть меньше — термоокислительные свойства у него хуже. А на фоне официальных рекомендаций по интервалам проведения техобслуживания, на НС-маслах вы получите ощутимый перепробег, особенно если эксплуатируете машину в городе, но об этом чуть позже, а пока подведем некий промежуточный итог.

Шесть групп качества моторных масел.
1. Базовые масла.

Обычная «минералка», полученная методом селективной очистки, дополнительно избавленная растворителями от лишнего парафина.

2. Высокорафинированные минеральные масла с низким содержанием примесей, прошедшие гидроочистку.
3. Гидрокрекинговые масла НС.
4. Полиальфаолефины, «синтетика».

Имеют очень высокую антиокислительную способность. Лишены примесей серы и металла. Синтезируются из природного газа.

5. «Эстеровая» синтетика.

Еще лучше, еще стабильнее. Обычно синтезируется из рапсового масла. Работает без потери качества от -65 до +350 градусов Цельсия. Успешно противостоит сдвигу, располагает высочайшей стойкостью и выдающимися антиокислительными качествами. Кроме того, эстеры или полиэфиры имеют полярные молекулы. Проще говоря, приклеиваются к зонам трения.

6. Масла, изготовленные по GTL-технологии.

Сначала из газа получают чистый парафин. Далее уже из него конструируют молекулы масла, затем гидроочистка, и полиинтернаолефины готовы к применению в качестве базового материала, осталось лишь добавить присадки. Превосходят ПАО по смазывающим свойствам и лишь чуть-чуть не дотягивают до эстеров. Но зато лишены всех недостатков последних. Например, гигроскопичности. Широкого распространения пока не получили из-за высокой цены.

Важность присадок для моторных масел.

Присадки для моторных масел производятся всего лишь несколькими химическими компаниями в мире, обычно под заказ. Сами производители моторных масел их не делают, однако есть и исключения. Хорошо известная компания Motul, к примеру, занимается всем сама. А американская химическая корпорация Ashland производит часть присадок на собственных мощностях для своего дочернего бренда Valvolin, остальное закупается на стороне.

В общем, у каждой фирмы свои предпочтения и коммерческие приоритеты. Стоит ли говорить о том, что присадки как раз и определяют качество конечного продукта, обеспечивая наилучшие свойства моторного масла. Здесь же стоит отметить, что в качественных маслах именитых производителей уже есть все необходимое для защиты двигателя и дополнительных присадок не требуется.

Какие моторные масла предлагает дилер.

В большинстве своем официальные дилеры используют гидрокрекинговую минералку, называя ее «синтетикой». Достойного качества НС-масла стоят не так дорого, соответственно, выгодны для сервисменов. Гидрокрекинговыми являются, например, практически все фирменные масла для японских автомобилей. Total делает масла для концерна Nissan, ExxonMobil и IDEMITSU для Toyota.

Производитель масел №1 в Японии Sankyo Yuka, например, никогда не производил синтетику ПАО и уж тем более эстеровую. Рио Катада, представитель их бренда Pro Fix, на вопрос: «Почему?», ответил тоже вопросом: «А зачем?»

И это справедливо. Если соблюдать сроки замены, то, может, не имеет особого смысла. Правда, официальные рекомендации не всегда учитывают самое главное — условия эксплуатации. А они очень разные.

Мото-часы работы двигателя как эталон для определения сроков замены моторных масел.

Американцы, кстати, давно уже привязали регламент к мото-часам, а не к пробегу, что правильно. Давайте и мы попробуем посчитать пробеги и перепробеги, основываясь на этой методике. Для начала надо знать, на какое количество мото-часов нужно ориентироваться в случае применения того или иного продукта. Поскольку после данного пробега масло выработает присадки, потеряет львиную долю смазывающих свойств, изменит вязкость. Да еще и может начать подгорать, забивая смазочные каналы.

1. Минералка: 150 мото-часов (далее М/Ч).
2. Полусинтетика: 200-250 М/Ч, в зависимости от уровня качества.
3. НС-масла: от 250 до 300 М/Ч, тоже в зависимости от уровня качества.
4. Fully Synthetic: ПАО и эстеры: 350 М/Ч, эстеровое масло теоретически может прослужить чуть больше. Но лучше не рисковать, поскольку фишка полиэфиров не в сроке службы, а в более надежной защите ДВС.

Считаем сроки замены для моторных масел.

Как посчитать самому, когда менять моторное масло? Это совсем не сложно. Нужно просто вычислить среднюю скорость, с которой вы перемещаетесь, выставив на одометре соответствующий режим. Обычно она не очень сильно меняется изо дня в день. Выборка на протяжении 3000-5000 км даст вам результат достаточной точности.

Допустим, у вас Nissan с официальным межсервисным пробегом 15 000 км, а ездите вы в основном по городу из дома на работу и обратно. При обслуживании заливаете фирменное гидрокрекинговое масло Nissan у официального дилера. Средняя скорость ваших перемещений, с учетом многочисленных светофоров и пробок — 20 км/ч. Поверьте, это вполне реально. Считаем: 300х20 = 6000 км.

Перепробег в данном случае будет 9000 км. То есть на протяжении 9000 км двигатель вашего автомобиля подвергается повышенному износу, и чем дальше, тем больше. Поскольку масло к 15 000 километрам потеряет почти все свои смазывающие свойства. А вот если вы постоянно катаетесь где-то за городом по трассе, со средней скоростью 50 км/ч, то к пробегу в 15 000 километров масло не растеряет своей бодрости.

Нормы токсичности.

А теперь вернемся к теории. Нормы ограничения вредных выбросов Евро-6 заставили автопроизводителей, скажем прямо, попотеть над тем, чтобы уложиться в них. Поэтому защите двигателя от износа уделялось несколько меньше внимания, чем прежде. И что обидно, последние тенденции таковы, что моторные масла просто обязаны в угоду экологии защищать ДВС все хуже и хуже.

Снижение вязкости моторных масел.

Каким должно быть моторное масло, обеспечивающее полноценную защиту двигателя, известно всем и довольно давно. Точно определены диапазоны горячих и холодных вязкостей для беспроблемной эксплуатации в различных регионах.

И минимальный показатель горячей вязкости (когда мотор прогрет) не должен быть меньше 13 сантистоксов, что соответствует примерно 40 условным единицам после буковки W. Больше — можно, меньше — нет. Поскольку гидродинамические подшипники двигателя под нагрузкой могут перейти из гидродинамического режима в режим обычного трения, а это очень быстрый износ соответствующих пар трения.

Но масляный насос двигателя потребляет энергию, как и любой механизм, и тем активнее, чем уровень вязкости масла выше, что приводит к повышению расхода топлива и увеличению количества вредных веществ в выхлопных газах. Поэтому инженеры начали снижать вязкость масла, разгружая тем самым масляный насос.

Хитрости рекомендаций для моторных масел.

Иногда к рекомендациям можно относиться как к рекомендациям, но не всегда. Скажем, вы владелец Chrysler, Mitsubishi, Peugeot или Hyundai-Kia и вас объединяет наличие под капотом глобального World Gasoline Engine 4B12. Выпущен он больше двадцати лет назад и, несмотря на столь солидный возраст, обладает отличными характеристиками и продвинутой конструкцией. Еще бы, ведь его разрабатывали сразу три крупнейших автомобильных концерна.

Пожелания по обслуживанию 4В12 в 2007 году, когда он только начал устанавливаться на машины, были совершенно понятными, но теперь резко изменились. Может, изменился и сам мотор? Нет, он остался прежним. Тогда почему в рекомендациях ранее указывалась вязкость моторного масла не ниже 40, а теперь даже в оригинальной программе Jeep автопроизводитель требует горячую вязкость не более 30?

Все просто. В 2007 году инженеры думали, как защитить мотор. А к 2010-му переключились на соблюдение норм токсичности Евро-5. На 5W40 их выполнить не получается, поэтому был совершен переход на 5W30. Та же история с остальными моторами тех лет разработки, и если их владелец разбирается в теме, то вполне может использовать старые требования по моторным маслам вместо новых, значительно уменьшив таким образом износ двигателя.

Более жесткие требования Евро-6 для моторных масел.

Но близились 2015 год и Евро-6, а экологическое лобби становилось все сильнее, и борьба с внутренним сопротивлением в ДВС вышла на новый уровень. Прекрасный двигатель Pentastar — мощный и экономичный, который заменил в линейке Chrysler сразу семь типов моторов, выполнив при этом нормы Евро-5, срочно переделали. Зачем? Ведь еще недавно Боб Ли, вице-президент Отделения разработки двигателей компании Chrysler Group LLC, сказал буквально следующее:

«Наши инженеры добились наилучшего сочетания особенностей конструкции и технологии, что позволило создать двигатель V-6, который превосходит ожидания наших клиентов. Удивительно простая и остроумная конструкция до максимума повышает функциональность и дает возможность получать лучшие в классе характеристики шумо и вибронагруженности, топливной экономичности, а также снижать эксплуатационные расходы».

Ответ прост. Евро-6 Pentastar уже не выполнит даже с маловязким маслом. Все, что можно было сделать с точки зрения эффективности, уже сделано. Остается одно — пересмотреть конструкцию в угоду экологам.

К 2014 году двигатель Pentastar потерял в объеме 0,4 литра и получил масляный насос, ограниченный по производительности. Хотя уровень мощности остался на прежнем уровне. Стремления вполне понятные. Увеличить среднее эффективное давление и снизить сопротивление в системе смазки. Но это было чревато повышенным износом компонентов двигателя.

Европейский фактор.

В Европе и для ориентированных на Европу автопроизводителей все еще серьезнее. Одно время бытовало мнение, что атмосферники уже отжили свое, Mazda выступила в их защиту со своими «Небесными технологиями».

При этом сами европейцы предпочли создавать моторы сразу с запасом по экологическим нормам, выпустив TSI и его итальянские и французские аналоги. Борьба за экономию идет по всем направлениям. Среднее эффективное давление таково, что двигатели работают на пределе своих физических возможностей. Масляные насосы низко-производительны для снижения внутреннего сопротивления. А масляные каналы настолько малы, что через них просто не получится прокачать масло «традиционной» вязкости.

В такие моторы уже не получится залить «альтернативное» масло. Выполнять предписания производителя придется скрупулезно. Но не допускать перепробега, посчитав мото-часами, а не километрами, каждому под силу. К тому же мы рассказали, как это сделать.

Выбор моторных масел для двигателя своего автомобиля.

Если мотор вашего автомобиля разработан раньше, чем экологические нормы выхлопа перешли за грань разумного, применяйте масла с горячей вязкостью не менее 40 для новых машин и 50 для двигателей, пробежавших больше 150 000 км. Холодная вязкость перед буковкой W зависит от того, насколько трескучие морозы бывают в вашем регионе. Соответственно, чем холоднее, тем цифра должна быть меньше.

А вот с современными даунсайзинговыми моторами и наддувными ничего уже не поделаешь. Остается соблюдать рекомендации производителя. Главное — помнить про хитрость мото-часов и ни в коем случае не допускать перепробегов.

По материалам журнала «Автокомпоненты».
Владимир Кузьменко.

Похожие статьи:

  • Техническое обслуживание свечей зажигания двигателя УМЗ-421, провода высокого напряжения.
  • Тормозная жидкость стандартов DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, свойства, проверка состояния, замена, правила смешивания тормозных жидкостей разных классов.
  • Охлаждающие жидкости, антифризы и тосолы для системы охлаждения автомобиля, состав, базовая жидкость, присадки, значение цвета антифриза и тосола, свойства.
  • Как правильно выбрать моторное масло для автомобиля, допуски моторного масла, определение уровня содержания присадок в моторном масле и его класса вязкости.
  • Салонные фильтры для автомобиля, разновидности, признаки необходимости замены, когда менять салонный фильтр в автомобиле.
  • Трансмиссионные масла для автомобиля, основные функции и свойства, как классифицируются трансмиссионные масла.

auto.kombat.com.ua

Когда менять масло? Почему не стоит увеличивать интервалы между ТО

 

 

 

По регламенту

У автовладельцев, которым рекомендуют реже менять масло в моторе, возникает резонный вопрос: а как это скажется на ДВС? Не уменьшается ли его ресурс? Ведь еще недавно интервал замены масла составлял 8−10 тысяч километров пробега для моторов, работающих на «тяжелом» топливе, и 10−12 тысяч километров для бензиновых движков.

Кроме того, большинство современных автомобилей, которые не относятся к разряду откровенных «бюджетников», сами напоминают владельцу о том, что пришла пора плановой замены масла. Причем, интервал в этом случае напрямую зависит от условий эксплуатации «стального коня». Например, если машина с бензиновым силовым агрегатом часто «бегает» на холостых оборотах, индикатор плановой замены может загореться и через 8 тысяч километров пробега.

А ведь с точки зрения производителя, при правильной эксплуатации автомобиля индикатор может загореться и через 40 тысяч километров. Где же истина?

Проверка на вшивость

На деле, увеличенные промежутки между заменами моторного масла — всего-навсего маркетинговый ход. Потребитель понимает, что длинные интервалы — это прямой путь к экономии средств на обслуживание «стального коня». Особенно это актуально для тех, кто часто и много ездит.

Но при этом мало кто задумывается, что современные силовые агрегаты — с высокой удельной литровой мощностью, турбонаддувом, системой изменения фаз газораспределения — крайне требовательны к качеству масла и к присадкам, которые в нем содержатся.

Поэтому, когда возник тренд на растягивание интервалов ТО, первыми неладное почуяли независимые автоэксперты. И начали они с того, что решили выяснить, как стареет (деградирует) моторное масло за время, которое отвели ему автопроизводители. Для этого они постарались свои эксперименты максимально сильно приблизить к эксплуатационным реалиям: томили автомобили в «пробках», терзали агрессивным стилем вождения.

А когда по регламенту приходила пора замены моторного масла, его сливали и тестировали. В том числе, на диэлектрическую проницательность, которая является важным показателем сохранения маслом рабочих свойств. Результаты тестов оказались вполне ожидаемыми — жестко привязанными к условиям эксплуатации автомобиля.

Если, например, автомобиль чаще всего «бегал» по шоссе на большие расстояния, и число холодных запусков у него было сведено к минимуму, то через 10 тысяч километров пробега у моторного масла сохраняется более 40% его изначальных свойств. Что, в принципе, является нормой.

Совершенно другая ситуация наблюдается с машинами, которые используется для коротких перебежек (по 3-5 километров в день), с подавляющим числом холодным пусков. В таком случае масло через 10 тысяч пробега сохраняло лишь 5% рабочих свойств. И это, понятно, говорило о необходимости его немедленной замены.

Какой класс вязкости выбрать?

Здесь уместно сказать два слова о классах вязкости. Двигатели со значительным пробегом — с повышенным износом трущихся деталей, — требуют более вязких масел. Для моторов зрелого возраста подойдут классы SAE 10W-40, SAE 15W-40 или же SAE 15W-50. Такие масла обеспечат меньший расход масла «на угар», лучшее уплотнение камеры сгорания и снижение шумности работы двигателя. Однако водителю придется смириться с некоторым увеличением расхода топлива.

Для зимней «безгаражной» эксплуатации следует применять масла более низких зимних классов, например, SAE 0W-ХХ, SAE 5W-ХХ или, в крайнем случае, 10W-XX («ХХ» обозначают любые летние классы). Такие масла обеспечат легкий и надежный пуск двигателя, быстрый его прогрев и снижение пусковых износов. Чем ниже тепловой режим двигателя, тем меньше должен быть зимний класс вязкости масла — это обеспечит снижение потерь на трение в подшипниках и поршнях.

Например, в городском режиме, когда поездки коротки, а стоянки с выключенным мотором продолжительны, двигатель не успевает прогреться до оптимальной температуры. Значит, масло для подобных поездок нужно выбрать соответствующее, — например, SAE 5W-40. Наряду с уменьшением износа трущихся пар оно позволит сэкономить топливо.

Среди всесезонных масел есть очень интересные классы — так называемые нулевые. В качестве примеров приведем SAE 0W-40 и SAE 0W-30. Нолик перед буквой W сулит привлекательные эксплуатационные характеристики: легкий холодный пуск даже при частично разряженной батарее, хорошую прокачиваемость и многое другое, продлевающее жизнь двигателю.

Со временем моторное масло начинает темнеть, этот факт известен всем. Но вопреки распространенному мнению, это не говорит о том, что оно начало терять свои свойства. Темнеет масло из-за накопившихся загрязнений, но на его вязкости и рабочих свойствах это напрямую не сказывается.

По сути, главным врагом двигателя является переизбыток агрессивных веществ в масле. В первую очередь, соединений серы, что ведет к коррозии деталей ДВС. Добавляют проблем и разнообразные «помощники» в топливе — из-за них процессы окисления масла протекают в ускоренном режиме. Поэтому главная задача моторного масла — как можно эффективнее нейтрализовать негативные факторы с помощью пакета специальных присадок. Это значит, что качество самого моторного масла также влияет на периодичность его замены.

Есть еще важный фактор — в России достаточно просто нарваться на поддельное масло, особенно если речь идет о раскрученных брендах. Поэтому приобретать масло следует либо в крупных специализированных магазинах, либо выбирать альтернативные варианты — например, отечественную «синтетику», которую сегодня производят несколько российских нефтеперерабатывающих компаний.

В целом, вопреки рекомендациям автопроизводителей, растягивать интервалы замены моторного масла себе дороже. Если машина отбегала более 100 тысяч километров, менять масло нужно каждые 10−12 тысяч километров. А в идеале — через 8 тысяч километров.

Павел Жуковa

www.agpress.ru

что влияет на интервал замены

Как правило, большинство автолюбителей придерживаются сервисного регламента, по которому масло в двигателе необходимо менять каждые 10 или 15 тыс. км. При этом далеко не все учитывают целый ряд особенностей эксплуатации и других нюансов, которые могут в значительной степени сократить ресурс масла.

На практике масло в двигателе может потерять свои свойства уже к 5-7 тыс. км. пробега. Получается, если замена предписана на 15 тысячах и водитель ориентируется только на этот показатель, тогда двигатель оставшиеся 7-8 тыс. км. будет работать на износ, общий моторесурс такого агрегата будет сильно сокращаться.

Далее мы поговорим о том, когда менять масло в двигателе с учетом определенных факторов, следует ли производить замену, ориентируясь только на пробег, а также как быстро происходит срабатывание смазки в зависимости от того, к какому типу относится используемый продукт (синтетика, полусинтетика, минеральное масло и т.д.).

Читайте в этой статье

Замена масла в двигателе: по моточасам или по пробегу

Начнем с того, что пробег является достаточно условным показателем. Другими словами, на срок службы масла большое влияние оказывает:

  • режим эксплуатации транспортного средства;
  • само качество смазочной жидкости;

Получается, ресурс смазки напрямую зависит не только от пробега, но и от того, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, а также какое масло залито в ДВС.  Данные особенности  в совокупности определяют интенсивность старения смазки.

Итак, сразу отметим, менять масло только по пробегу будет неправильно. Дело в том, что каждый автомобиль эксплуатируется индивидуально. Одна машина может постоянно ездить исключительно по трассе, двигатель часто раскручивается до высоких и максимальных оборотов, тогда как другой автомобиль постоянно движется по городу с малой скоростью, простаивает в пробках, мотор  часто и долго работает на холостом ходу и т.д.

Если в первом случае все более-менее понятно, то второй нужно рассмотреть отдельно. Обратите внимание, хотя пробег может быть небольшим, если посчитать моточасы, которые двигатель отработал на залитой смазке в рамках езды по городу, получается, что такое масло все равно «сработалось».

Если иначе, одинаковый показатель пробега по трассе и в городе при пересчете на моточасы может отличаться в 3-4 раза. В цифрах это выглядит так, что если менять масло каждые 15 тыс. км., в условиях трассы смазка отработает не больше 250 моточасов. При этом 15 тыс. км. пробега в городе равняется отметке около 650-700 моточасов.

К этому следует добавить, что современные двигатели достаточно «горячие», то есть термостат открывается при высокой температуре, часто возникают проблемы с вентиляцией картера, двигатель при простое в пробке плохо охлаждается. Все это также сильно ускоряет процессы старения моторного масла.

При езде по трассе тоже не все так просто. Дело в том, что нагрузка на двигатель может заметно отличаться. Если водитель ездит со скоростью 110-120 км/ч, тогда нагрузка на силовой агрегат средняя или даже ниже, ДВС хорошо охлаждается, вентиляция картера при такой езде работает полноценно. В таких условиях нагрузки на масло небольшие.

Однако если крутить мотор до высоких оборотов, ездить со скоростью 160-180 км/ч и выше, тогда нагрузки на масло также увеличиваются. Если мотор небольшой по рабочему объему, для движения на высоких скоростях его приходится сильно раскручивать. В результате температура внутри силового агрегата растет, часть газов прорывается из камеры сгорания в картер и т.д. Все это сокращает срок службы смазочной жидкости.

Как показывает практика, по моточасам средний интервал для замены масла составляет 200-400 ч. с учетом  различных режимов эксплуатации, кроме постоянной езды на высоких оборотах с большой скоростью, когда от мотора требуется максимум мощности. При пересчете на километры, когда средняя скорость составляет до 30 км/ч (городской режим), тогда 400 часов это и есть 8-9 или максимум 10 тыс. км.

Если же постоянная средняя скорость составляет около 80 км/ч, тогда 400 моточасов приравниваются к отметке чуть более 30 тыс. км. Однако таких «идеальных» условий зачастую создать не удается, так что менять масло даже в этом случае оптимально намного раньше.

Не стоит забывать о качестве топлива, упомянутых выше проблемах с вентиляцией картерных газов, а также о качестве самой смазки. Только своевременная замена масла с учетом перечисленных выше нюансов позволит поддерживать двигатель в чистоте, избежать закоксовки, залегания поршневых колец и т.д.

Когда менять масло в двигателе в зависимости от типа используемой смазки

Разобравшись с режимами езды, нужно также учитывать, какое масло заливается в двигатель. Как известно, доступные виды современных моторных масел являются всесезонными и делятся на:

  • чистую синтетику;
  • гидрокрекинг;
  • полуситнетику;
  • минеральные масла;

Независимо от типа, любое масло для мотора состоит из масляной основы, куда добавляется пакет активных присадок. Основа (база) может быть минеральной, синтетической или гидрокрекинговой, полусинтетика представляет собой смесь минеральной и синтетической основ.

  • Сегодня полностью минеральные масла практически не используются. Им на смену пришла полусинтетика с высоким содержанием присадок. При этом такие смазки не рассчитаны на долгий срок службы и быстрее стареют, пакет присадок срабатывается. В результате вязкость меняется, ухудшаются защитные и моющие свойства.

При условии щадящих режимов эксплуатации (езда по трассе с постоянной средней скоростью)  полусинтетика способна выходить 10 -12 тыс. км, однако если машина постоянно ездит в городе, тогда интервал замены такого масла лучше сократить до 6-7 тыс.

  • Синтетика на основе гидрокрекинга на практике заметно лучше полусинтетических масел, вязкость остается стабильной намного дольше, моющие свойства сохраняются на пробеге до 10-15 тыс. км.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какое масло лучше, 5W30 или 5W40. Из этой статьи вы узнаете, в чем отличие данных типов смазок, а также в каких случаях лучше остановить свой выбор на том или ином варианте.

Единственным минусом таких смазок является их малозольность. Простыми словами, они хуже нейтрализуют серу, сульфатную золу и фосфор. С учетом того, что топливо в СНГ достаточно сернистое, это в значительной степени сокращает срок службы данного типа масла.

  • Полностью синтетические масла ПАО принято относить к дорогим продуктам, которые используются в высокофорсированных ДВС спортивных авто. При этом стоимость намного выше гидрокрекинга, а также не всегда целесообразно использовать такое масло в моторах обычных гражданских авто.

Еще важно понимать, что при всей своей дороговизне синтетика все равно стареет (хотя и несколько позже других аналогов), зачастую оказывается малозольной, пакеты присадок также теряют свою эффективность и т.д.

Если просто, чистая синтетика отработает весь заявленный ресурс без ущерба для мотора, однако в рамках обычной повседневной эксплуатации разница между гидрокрекингом и полностью синтетическим маслом незначительна.

  • Масла с эстерами являются самым «продвинутым» массовым вариантом синтетических продуктов. Такое масло фактически является смесью эстеров, ПАО-синтетики и гидрокрекинга. Смазки этого типа имеют наиболее стабильную масляную пленку при высоких температурах и нагрузках, снижают трение и т.д.

В теории срок службы таких смазок должен быть заметно увеличен, однако не следует забывать, что они рассчитаны, прежде всего, на применение в автоспорте. Это значит, что такие смазки имеют слабый пакет присадок, то есть не предполагают долгосрочную эксплуатацию, особенно на топливе низкого качества. Получается, хотя каждые 6-7 тысяч такое масло менять не нужно, но и рассчитывать на пробеги по 25-30 тыс. без замены тоже не стоит.

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что отличаться могут как условия эксплуатации автомобиля, так и сами моторные масла. При этом существенно влияют на интервал, когда необходима замена масла, моточасы, особенности эксплуатации ТС, качество топлива, тип залитого масла, состояние двигателя и ряд других факторов.

Как показывает практика, рекомендуемые интервалы для полусинтетических и гидрокрекинговых основ в СНГ оптимально сокращать на 25-40% (в зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется ТС).

Если же водитель стремиться увеличить интервалы замен, тогда нужно подбирать подходящее для мотора масло на более дорогой синтетической основе. Также важно, чтобы пакет присадок был максимально расширен, так как эти масла часто являются «спортивными».

Напоследок отметим, что для большинства авто качественный гидрокрекинг является наиболее подходящим вариантом по соотношению цена/качество. Такое масло имеет приемлемую стоимость, средний срок службы составляет 10 тыс. км, чего вполне достаточно для активной повседневной эксплуатации автомобиля в черте города.

Читайте также

krutimotor.ru

Ваш электронный адрес не будет опубликован.