Синий дым из выхлопной трубы. Причины и на что влияет
Автовладельцы не обращают внимания на дым из выхлопной трубы и его цвет. Но именно цвет выхлопа может о многом рассказать. Поговорим про синий дым из выхлопной трубы авто, почему он появляется и на что влияет.
Синий дым из выхлопной системы — это..
Основная причина синего дыма — попадание масла в цилиндры двигателя. «Масляный» дым может иметь различные оттенки — от прозрачного голубого до густого бело-синего. Cопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км синий дым появляется в основном при разгоне авто, а по достижении 1 л/100 км — при обычных режимах движения. Правда, владельцам машин надо помнить о наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при его достаточно большом расходе. Характерно, что голубой дым из авто, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе, а в результате упомянутого в данной статье теста с бумагой появляются жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.Почему появляется синий дым?
Износ деталей цилиндропоршневой группы — одна из распространенных причин появления «масляного» дыма. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям. Могут быть изношены канавки этих колец в поршнях. Даже если маслосъемные кольца в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно «подкачивают» его снизу вверх.Распространенная группа неисправностей, вызывающих «масляный» дым и перерасход масла, связана с износом клапанов и направляющих втулок и старением маслосъемных колпачков. Эти дефекты дают заметное увеличение дымления двигателя по мере прогрева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями.
В эксплуатации синий дым и перерасход масла нередко возникают из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда — компрессия в этом цилиндре незначительна или отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар.
Эксплуатация двигателя с «синим» выхлопом нежелательна и приводит к серьезным неприятностям, таких как повышенный расход масла, потеря компрессии и капитальный ремонт мотора.
amastercar.ru
О чем говорит сизый дым из выхлопной трубы и анализ ситуации
Пока машина новая, мало кто обращает внимание на состояние выхлопных газов и задумывается о том, что по их цвету можно определить неполадки. Однако со временем, тем более, если не уделять обслуживанию транспортного средства должного внимания, более опытный сосед по гаражу подскажет о появлении нестандартного выхлопа.
Знание причин подобного явления непременно поможет избежать неприятных моментов в будущем особенно при покупке подержанного авто.
Какая полезная информация по теме содержится в статье:
- Природа появления выхлопов необычного окраса
- Связь появления дымления и износа силового агрегата
- Обзор причины появления выхлопов синего (сизого) цвета
- Нестандартные варианты неисправностей
- Выводы
Природа появления сизого дыма из выхлопной трубы автомобиля
Необычный окрас выхлопных газов всегда означает, что неисправна какая-либо из систем или узлов автомобиля. Опираясь на простую наблюдательность, есть возможность определить поломку определенного механизма.
Если, к примеру, выхлоп белого цвета свидетельствует о присутствии в цилиндрах охлаждающей жидкости, а черного – о перенасыщенной смеси, то главная причина, когда идет синий дым из глушителя – это сгорание масла в ДВС. Отсюда идет и его название – «масляный», что говорит о серьезных проблемах с двигателем.
В то же самое время нужно принимать во внимание, что выхлопные газы могут иметь разные оттенки, а это зависит от многих факторов, среди которых:
- степень прогрева мотора;
- состав и качество двигательного масла;
- количество оборотов;
- условия внешней освещенности и влажности окружающего воздуха.
Очевидно предположить, что «масляный» выхлоп непременно сопровождается повышенным расходом моторного масла. Это на самом деле так, например, если при штатном расходе 10 г на 100 км пробега сизый дым из выхлопной трубы появляется только в переходных режимах, то превышение эксплуатационных норм потребления масла (износ ДВС) будет выражаться таким же способом, только теперь уже и в режиме постоянного движения.
Характер дымления и степень износа силового агрегата
Опытные специалисты, опираясь на собственные наблюдения или описания клиентом особенностей дымления, могут с высокой долей вероятности предположить характер неполадки. Рассмотрим несколько распространенных случаев:
- Если сине-белый выхлоп появляется только при прогреве мотора и по мере прогрева постепенно исчезает, то опасаться серьезного износа механизмов нет причин. Такой эффект объясняется свойством деталей расширяться, при нагревании зазоры уменьшаются и утечка масла прекращается.
- В случае, когда после прогрева силового агрегата дымление не только продолжается, но и усиливается, можно утверждать о существенном износе элементов ДВС. Причина в следующем – расширения не хватает для надежной герметизации зазоров и через них горячее масло легко проникает в цилиндры.
Само собой, что синий или сине-белый дым из глушителя сопровождается повышенным расходом масла. Поэтому контроль его уровня при помощи щупа – необходимая операция, которая дает возможность определить поломку еще на ранних стадиях ее появления. Превышение нормы расхода смазочных материалов должно сразу насторожить владельца. Кроме того, на современных машинах, в силу их комплектации нейтрализатором, который может очистить газы, не всегда удается определить окрас выхлопа даже при наличии увеличенного расхода масла.
Нельзя забывать о таком явлении как компрессия, степень которой иногда может вводить в заблуждение. Так, на первый взгляд, износ элементов ЦПГ довольно часто характеризуется потерей компрессии и завышенным давлением картерных газов. Однако в то же время существенное количество масла уплотняет зазоры и если они не очень далеки от стандартных, то показания компрессометра могут быть в норме, а иногда и ближе к верхнему пределу.
Основные причины появления дыма синего цвета из глушителя автомобиля
Мало-мальски знающий устройство автомобиля владелец, знает, что в камеру сгорания масло может попасть только двумя путями:
- через поршневые кольца;
- через зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов.
Отсюда уже можно выделить несколько групп причин, по которым из выхлопной трубы появляется сизый дым и увеличивается расход масла:
- изменение геометрии цилиндра;
- дефекты поршневых колец;
- задиры на поверхности цилиндра;
- износ маслосъемного колпачка;
- негерметичность клапана.
Рассмотрим поподробнее некоторые причины из приведенного списка.
Дефекты поршневых колец
Одна из самых распространенных причин, приводящих к перерасходу смазочного материала. Компрессионные кольца изнашиваются не только по наружным плоскостям, но и по торцевым из-за высокого давления газов в цилиндре. Более того, изношенные канавки конструкции способны создавать эффект «насоса», т.е. закачивать масло в непосредственно в цилиндр, даже если маслосъемные кольца вполне работоспособны.
Нарушение размеров цилиндра
В цилиндрах часто изнашивается место, где останавливается верхнее кольцо при достижении поршнем ВМТ. Также в средней области цилиндра наблюдаются изменения его геометрии в сторону эллипса. При проведении диагностики важно точно определить все отклонения цилиндра от окружности, только так получится избавиться от того, что из глушителя идет синий дым и замечен перерасход масла. Для этого производится серия независимых замеров:
- в двух вертикальных плоскостях цилиндра;
- в четырех уровнях по горизонтали узла.
Дефекты цилиндров
Такие неприятные вещи, как задиры и царапины на зеркале цилиндра, также способствуют проникновению масла. Причинами таких дефектов могут стать:
- абразивные частицы при неудовлетворительной фильтрации смазки;
- продолжительная стоянка авто, вследствие которой возможно появление коррозии на кольцах и цилиндрах;
- несоблюдение технологии ремонта силовой установки и применение некачественных деталей.
Нестандартные варианты неисправностей
Если речь заходит о турбированных моторах, то симптомы изменения окраса выхлопа могут быть связаны с износом уплотнений и подшипников ротора компрессора. При этом, дефект уплотнения переднего подшипника турбокомпрессора дает характерную картину, которая похожа по внешним факторам на износ маслосъемных колпачков, включая нагар на свечах зажигания. Несколько сложнее определить поломку уплотнения турбины по причине непосредственного попадания масла в выхлопную систему, где оно догорает.
Довольно редко, но все же встречается, неисправность мембраны регулятора АКПП (при наличии вакуумного датчика нагрузки). Это также приводит к такому явлению, как сизый дым из выхлопной трубы, определить дефект можно по состоянию свечей, которые забрасываются маслом, а также разбрызгиванию смазки из свечных установочных отверстий. Масло для коробки имеет красноватый цвет и специфический запах – именно это и поможет диагностировать поломку.
В итоге
Эксплуатация машины с выхлопом синего цвета не только некомфортна для окружающих и пассажиров, но и крайне губительна для узлов авто. Поэтому при первых же признаках нетипичного выхлопа следует проанализировать ситуацию самостоятельно или обратиться к мастерам.
Причину следует искать в узлах, которые активно контактируют с маслом, а это, прежде всего, цилиндро-поршневая группа, АКПП с вакуумным датчиком нагрузки, а также турбокомпрессор.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!autoclub.su
Синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя
О чем говорит синий дым, струящийся из выхлопной трубы вашего автомобиля? Не напоминает он Синюю Бороду из сказки Шарля Перро? Этот злодей убивал своих жен якобы из-за их чрезмерного любопытства, которое он считал нравственным изъяном. Ну, что можно сказать, маньяк он и во Франции маньяк. Тем более что некоторые считают: любопытство — не порок, но источник знаний.
Любознательные читатели узнают из предлагаемой статьи — что приводит к такой красивой окраске автомобильного выхлопа.
Почему бензиновый мотор дымит?
Когда на дороге встречается дымящий автомобиль, с уверенностью можно сказать о наличии проблем с его двигателем. Если тот находится в исправном состоянии, выхлоп будет прозрачным, поскольку в нем не содержится никаких окрашивающих веществ. Из чего состоят выхлопные газы бензинового двигателя?
95% их объема составляют азот, кислород, а также газообразные продукты горения бензина: оксиды азота, углерода и углеводородные радикалы. Все эти вещества не имеют цвета, поэтому глаз человека их не обнаруживает. Наконец, от 3 до 5% выхлопа занимают водяные пары, которые являются продуктом пиролиза (термического разложения) молекул бензина.
Остается предположить, что дым из трубы глушителя появляется при сгорании в цилиндрах мотора, кроме бензина, каких-то посторонних веществ. И это действительно так. Бензиновый мотор во время работы использует некоторые вспомогательные материалы. Для смазки деталей применяется жидкое моторное масло, а для охлаждения цилиндров — охлаждающая жидкость (тосол или антифриз).
По ряду причин эти жидкости могут попадать в цилиндры, где смешиваются с горючим. Продукты их сгорания и придают окраску выхлопным газам — движок начинает дымить. Причем выходящий дым может иметь различные цвета и оттенки. Их можно разбить на три группы: белый, синий и черный дым. Опытный механик по характеру дымления способен определить причину неисправности.
О чем говорит синий дым
Чтобы понять — почему двигатель дымит синим дымом, достаточно использовать простой индикатор. К трубе глушителя подносят лист писчей бумаги. Через некоторое время бумажная поверхность покрывается масляными каплями.
Это свидетельствует о том, что голубой или синий цвет выхлопу придают частицы масла. Но, если оно присутствует в отработанных газах, значит, каким-то образом попадает в камеру сгорания. Если читатель мысленно представит ее устройство, нетрудно определить вероятные источники. Ими могут быть:
- Каналы впускного коллектора. При такте всасывания открываются впускные клапаны, через которые теоретически вместе с воздухом (или топливно-воздушной смесью в карбюраторных двигателях) может попадать и масло.
- Картер двигателя. Происходит подсос масла из картерного пространства при каких-либо неисправностях поршневых колец.
- Клапанная коробка. Масло проникает через изношенные уплотнения впускного или выпускного клапана (маслосъемные колпачки).
Масло из воздуха
При такте всасывания воздух (или топливно-воздушная смесь в карбюраторных двигателях) предварительно проходит через воздушный фильтр. Нередко водитель не обращает внимания на состояние системы вентиляции картера, из-за чего каналы забиваются маслянистыми отложениями, и повысившееся давление картерных газов забрасывает моторное масло в корпус воздушного фильтра.
У нерадивого водителя фильтрующий элемент часто не способен задержать жидкую смазку, и она с воздухом попадает в цилиндры.
У двигателей с турбонаддувом ротор смазывается жидким маслом при помощи специального маслонасоса. Вследствие износа увеличиваются зазоры в подшипниках, через которые масло начинает гнать в холодную (воздушную) полость турбины. Здесь оно распыляется крыльчаткой и смешивается с нагнетаемым воздухом, после чего поступает в камеру сгорания.
Еще редкий случай, имеющий место только на авто с коробкой-автоматом, оснащенной вакуумным датчиком нагрузки. Последний с помощью шланга подключается к впускному коллектору. Иногда бывает, что диафрагма датчика рвется, и разрежение в коллекторе сосет масло из коробки. Мало того, что коробка лишается одной из управляющих систем, теряет масло, так она еще является виновником дымления двигателя.
Братство колец
Теперь о том, как масло попадает из картера в рабочую камеру напрямую. Поршни двигателей внутреннего сгорания (ДВС) работают в условиях высоких температур и значительных сил трения. Для смазки и охлаждения трущихся поверхностей используется масло, заливаемое в картер двигателя. На стенки цилиндров оно подается разбрызгиванием или под давлением с помощью специальных поршневых форсунок.
При ходе поршня вверх на поверхность гильзы наносится масляная пленка, при ходе вниз — маслосъемное кольцо удаляет нагретую смазку, забирая тепло от стенок цилиндра. Для изоляции камеры сгорания от моторного масла, а также для создания в ней определенного давления (компрессии) используются компрессионные кольца.
Обычно поршни бензинового мотора имеют по 3 кольца (как у племени эльфов): одно нижнее — маслосъемное и два верхних — компрессионных.
В результате износа компрессионных колец горячие рабочие газы начинают прорываться в картерное пространство, что приводит к повышению в нем давления среды. А за счет разрежения, образующегося над головкой поршня, масло из картера подсасывается в полость цилиндра. Таким образом, масло поступает в цилиндры по причине износа деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Что может способствовать развитию этого процесса:
- Износ маслосъемных и компрессионных колец. Приводит к увеличению зазоров, в результате чего пропадает барьер между газовой и масляной средами.
- Выработка поршневых канавок. При увеличении их ширины ухудшается работа лабиринтного уплотнения, а также возникает подсасывающий эффект, за счет которого масло качается из картера в цилиндр, словно насосом.
- Разрушение межканавочных перемычек. Этот дефект часто наблюдается на поршнях из-за такого явления, как термическая усталость материала.
- Закоксовывание колец. При сгорании масла образуется нагар, который лишает кольца подвижности, и они теряют возможность упруго поджиматься к стенкам цилиндра.
- Изменение формы стенок цилиндра, геометрии поршня.
- Задиры, образующиеся на стенках цилиндров вследствие неправильной работы смазочной системы (масляное голодание).
- Некачественные смазочные материалы или использование масла с несоответствующими эксплуатационными характеристиками, например, — не той вязкости.
- Монтаж колец без использования специального съемника. Деталь при этом деформируется, что ведет к ускоренному износу зеркала цилиндра.
Когда дубеет сальник клапана
Наконец, последний маршрут попадания масла в выпускной тракт бензинового ДВС — через клапанные уплотнения: маслосъемные колпачки или сальники клапана. В качестве уплотнения направляющих втулок применяются резиновые кольца.
Резина вообще чувствительна к температурным перепадам. А рассматриваемые детали бросает, словно Ивана-дурачка, «из котла с водой студеной да в другой котел — с вареной». Зимой пред запуском двигателя они могут быть насквозь промороженными, а через некоторое время нагреваются свыше ста градусов. Например, втулки выпускных клапанов нагреваются до 120 — 220С, а их стержни — до 220 — 400С.
Неудивительно, что со временем сальники теряют свою эластичность, «дубеют», как говорят водители. В результате качество уплотнения ухудшается, и масло начинает засасывать или гнать через направляющие втулки: в камеру всасывания, либо напрямую в выпускной коллектор, где и сгорает.
Симптомы масляного угара
Признаки поступления масла в горючую топливно-воздушную смесь:
- Двигатель дымит синим или голубовато-сизым цветом, при этом возрастает потребление масла. Особенно дым сгущается на динамических режимах движения.
- В начале изнашивания дымление происходит только в момент прогрева двигателя («на холодную»), пока тепловые зазоры не пришли в норму. При дальнейшем нагреве дымность нормализуется. Поэтому проверка компрессии в цилиндрах не всегда выявляет неисправность.
- Когда износ прогрессирует, картина меняется. Несмотря на то, что с нагревом двигателя тепловые зазоры уменьшаются, они уже не в состоянии сдержать проникновение масла сквозь щелевые промежутки. С ростом нагрева последнее все более разжижается, в результате чего расход смазочного материала увеличивается.
- Масло, попадающее в цилиндры, забрызгивает свечи, из-за чего они покрываются нагаром. А это вызывает ослабление искры и пропуски воспламенения. Мотор, как говорят, «не тянет» или начинает «троить».
- Разрыв диафрагмы на вакуумном датчике автоматической коробки диагностируется выворачиванием свечи цилиндра, расположенного рядом с местом подключения вакуумного шланга. Эта свеча будет забрызгана маслом, в то время как остальные остаются сухими.
Поиск неисправности следует начинать с проверки компрессии. Если же, как было сказано выше, результаты не являются достоверными, проверяют состояние маслосъемных колпачков, поскольку эта работа менее трудоемка по сравнению с разборкой ЦПГ. И только в последнюю очередь приступают к основательной разборке двигателя.
Даже если вы не в состоянии своими силами устранить причины синего дымления бензинового двигателя, хотя бы получить представление о возможных неисправностях вполне реально. А это позволит избежать лишних расходов при составлении план-графика восстановительных работ, который должны составить работники ремонтного сервиса.
avtodvigateli.com
Почему из выхлопной трубы идет синий дым: причины
В данной статье мы рассмотрим основные причины появления синего дыма из выхлопной трубы. Расскажем, как выявить и устранить неисправность.
Автор статьи: RomionN
Профессия: автомеханик
Стаж: 2 года.
Покупая новую машину, люди, конечно же редко обращают внимание на цвет выхлопных газов. И совсем не думают о том, что появление таких газов свидетельствуют о серьезных поломках автомобиля. Но все равно рано или поздно, вы пусть даже не сами, но обратите на это внимание. Если вы будете знать причины странного дыма, это поможет вам при покупке подержанного автомобиля.
Причины синего дыма из выхлопной трубы
Запомните, неестественный окрас дыма – это всегда причина внутренних поломок. Присмотритесь внимательно к цвету дыма. Если дым более белого цвета – это показатель на проблемы с охлаждающей жидкостью в цилиндрах. Если же цвет более склонен к черному — это свидетельствует о перенасыщенной смеси. Ну а синий цвет – это чаще всего это признак сгоревшего масла в ДВС, что говорит нам про проблемы в двигателе. Именно из-за этого его часто называют «масляный».
Так же стоить отметь, что окрас дыма может принимать разные оттенки в зависимости от:
- количества оборотов
- состава и качества двигательного масла
- уровня прогрева мотора
- условий влажности воздуха и внешней освещенности
Понятное дело что «масляный» выхлоп непременно повышает расходы моторного масла.
Степень поломки
Специалисты, проработавшие в этой сфере много лет, могут легко определить степень поломки. Допустим: если синий дым появляется при запуске, когда начинается разогрев мотора, и после прогревания постепенно исчезает, то сильно опасаться в принципе нечего. Просто при нагреве уменьшаются зазоры, а детали расширяются, и утечка масла прекращается.
В другом случае, когда после того, как силовой аппарат прогрелся, а дымление не исчезло, и наоборот даже повысилось, то это показатель того, что элементы ДВС устарели. А причина вот в чем: для надежной герметизации зазоров не хватает расширения, и таким образом горячее масло с легкостью попадает в цилиндры.
Понятное дело, что нестандартный синий цвет дыма из глушителя – показатель высокого расхода масла. Поэтому, для определения поломки на ранних стадиях, можно вымерять контроль масла с помощью щупа. Когда увидите, что расход смазочных материалов повысился – это повод для беспокойства. Кроме этого, современные машины с помощью нейтрализатора (который очищает газы) не всегда дают понять о неправильном окрасе выхлопов, даже при увеличенном расходе масла.
Так же не стоит забывать, что при износе элементов УПГ повышается давление картерных газов. А бывают случаи, когда масло своим количеством уплотняет зазоры, и компрессор может показывать норму.
Причины появления
И так, мы выяснили, что причины синего дыма кроются в сгорании масла в ДВС. Опытные водители понимают, что масло может попасть в камеру сгорания двумя путями:
- Через зазор, который находится между стержнями клапанов и направляющими втулками.
- Через поршневые кольца.
Здесь уже можно выяснить несколько причин, по которым сильно расходуется масло и идет синий дым:
- Негерметичный клапан
- Повреждение поршневых колец
- Образование задир на поверхности цилиндра
- Износ маслосъемного колпачка
- Измена формы цилиндра
Несколько из этих проблем мы рассмотрим поподробнее.
Повреждение поршневых колец
Самая распространенная причина перерасхода смазочного материала. Кольца изнашиваются по наружным плоскостям и по торцевым. Причина этому – высокое давление в цилиндрах газов. Канавки, которые износились, могут быть в качестве «насоса», и качать масло прямо в цилиндр даже в том случае, когда кольца нормально работают.
Изменение формы цилиндра
В цилиндрах есть место, где делает остановку верхнее кольцо, это место часто изнашивается. Еще бывает, что средняя область цилиндра меняет форму в сторону эллипса.
Когда проводится диагностика, очень важно выяснить все изменения цилиндра. Только таким образом, можно будет определить причину синего дыма. Для того, чтобы узнать форму цилиндра, нужно замерять цилиндр в двух вертикальных плоскостях и по горизонтали узла в четырех уровнях.
Повреждения цилиндра
Влияют на проникновение масла также задиры и царапины, которые находятся на зеркале цилиндра. Зачастую причинами их возникновения становятся:
- Абразивные частицы, которые появляются при плохой фильтрации смазки
- Длительная стоянка машины. При этом могут быть коррозии на цилиндрах и кольцах
Причины поломок, которые бывают реже
Если идет разговор о турбированных моторах, то причиной изменения цвета дыма может быть износ подшипников и уплотнений ротора компрессора. Также нарушение уплотнения переднего подшипника рисует симптомы похожие на износ с нагаром на свечах зажигания. Намного сложнее определить поломку уплотнений турбины, когда масло попадает в выхлопную систему и там догорает.
Есть еще одна проблема, которая встречается довольно редко – неисправность мембраны регулятора АКПП (когда есть вакуумный датчик нагрузки). Эта проблема также вызывает дым синего цвета из выхлопной трубы. Проявляется этот дефект в виде разбрызганной смазки из установочных свечных отверстий. Иногда свечи при такой проблеме забрызгиваются маслом. Так же спецификой поломки является масло красного цвета (для коробки) со специфическим запахом.
Исправление
Чтобы исправить эти неполадки, нужно поискать причину в узлах. Узлы имеют активный контакт с маслом, а это все-таки цилиндро-поршневая группа, турбокомпрессор и АКПП (с вакуумным датчиком нагрузки).
Ну и в заключении хотелось бы сказать. Использовать автомобиль с синим дымом из выхлопной трубы не комфортно для себя и пассажиров. Так же это портит машинные узлы. С этого следует сделать логический вывод – при первых признаках такого выхлопа нужно разобраться в проблеме самому или обратится к мастерам. Если вы чувствуете, что сможете устранить проблему своими руками, тогда можете смело браться за дело. Но при малейших сомнениях, лучше доверить дело профессионалам.
О чем говорит синий дым из выхлопной трубы?
Работа двигателя в автомобиле всегда сопровождается выделением выхлопных газов из выхлопной трубы. В идеальных условиях они состоят из воды и углекислого газа. Но в реальности в процессе горения участвует не кислород, а воздух, что приводит к ухудшению экологических показателей. На это влияет также качество заливаемого топлива.
Для регулировки параметров выхлопа используются всевозможные фильтры и нейтрализаторы. При долгой эксплуатации части изнашиваются, и их уже невозможно очищать от ядовитых примесей. В такие моменты за автомобилем можно видеть дым различной окраски. Внимательно присмотревшись, специалист по цвету может определить причину.
Цвет выхлопных газов
Белый дым
В процессе горения выделяется вода, поэтому белый цвет образуется от пара. Происходит это по естественной причине: прогрев на холостых оборотах в прохладную погоду. Пар конденсируется около выхлопной трубы и немного ее обволакивает. Более серьезная его плотность говорит, что в цилиндры и камеру сгорания попадает вода, охлаждающая жидкость или масло из сломанной турбины. Отсюда обилие пара и белого дыма.
Черный дым
Свидетельствует о неисправностях топливной системы. Бензин не сгорает до конца и разлагается. Появляется темная сажа, которая и дает цвет. Если говорить о дизельных двигателях, то в таких автомобилях черный дым бывает из-за неоднородности топливной смеси.
Синий дым
Возникает при попадании масла в цилиндры. В результате пропадает компрессия, тяга становится меньше, машина начинает сильно дымить.
В новейших авто внедрена серьезная система фильтров и нейтрализаторов, поэтому не всегда есть возможность контролировать оттенок дыма. При этом процесс утечки масла уже начался. Чтобы избежать этого и вовремя заметить расход масла выше нормы (около 10 грамм на 100 километров), нужно периодически проверять его уровень с помощью масляного щупа.
Цвет выхлопа при попадании масла может быть как голубым, так и насыщенно-синим.
Он появляется при разгоне автомобиля, а затем исчезает. Части двигателя в холодном состоянии плохо прилегают друг к другу и пропускают масло, затем разогреваются и становятся на свое место.
Если износ очень большой, происходит наоборот — горячему маслу из-за вязкости легче проникнуть в цилиндры. Тогда проблема приобретает глобальные масштабы — расход масла возрастает до литра на 100 километров и более. Машина дымит и при нормальном рабочем состоянии.
Основные причины протечки масла в цилиндр
1. Поршневые кольца. Компрессионные кольца изнашиваются по наружной поверхности и на торцах, которые контактируют с цилиндром. Причиной могут быть также сами канавки. При дефекте, создается эффект насоса, втягивающий частицы масла в цилиндр.
2. Маслосъемные колпачки (уплотняют стержни клапанов). Теряется их эластичность, и моторное масло через зазоры легче проникает в камеру сгорания.
3. Износ цилиндров.
• Нарушение геометрии возникает из-за износа в месте остановки верхнего кольца, когда поршень достигает верхней мертвой точки. При этом середина цилиндра принимает эллиптическую форму. Проверить это можно, сделав необходимые замеры в вертикальной и горизонтальной плоскости.
• Задиры, царапины. Образуются при попадании твердых частиц в плоскость хода клапана, при ржавчине от долгого простоя и ремонте некачественными деталями. Наблюдается уменьшение компрессии. Однако бывают случаи, когда она возрастает. Масло постепенно закоксовывается и залепляет все зазоры (особенно когда они выставлены минимально). В результате давление не меняется или становится выше. Об этом всегда необходимо помнить.
4. Вентиляция картера. При сгорании топлива создается большое давление. Газы через исправные кольца попадают в картер, который сообщается с впускной системой. В результате отработанные газы вовлекаются на второй круг. При этом они с собой тянут и масляную взвесь (небольшую туманность). Неисправная система вентиляции не отделяет масло от воздуха, который при сгорании дает маслянистый цвет дыма.
5. Зажигание или негерметичность клапана. Свечи будут иметь черный нагар, а клапан в каком-то месте прогорает. Дым приобретает голубоватый оттенок. Проверить можно по измерению компрессии. Она будет значительно меньше, чем в остальных цилиндрах.
Для автомобилей, оборудованных турбиной и АКПП, сложнее определить причину синего дыма. Ситуация похожа на износ маслосъемных колпачков. На самом деле — неисправность подшипников ротора турбины (подшипник турбины).
При неисправной мембране регулятора коробки наблюдается сизый дым. Определить причину можно по разбрызгиванию масла из свечных отверстий. Масло для коробки имеет красный цвет и специфический запах, поэтому такую поломку легко определить.
Эксплуатация автомобиля с неисправным выхлопом не только визуально мешает, но губительна для двигателя. При первых симптомах необходимо сразу заняться ремонтом. Это позволит избежать в дальнейшем еще больших проблем.
О чем говорит синий дым из выхлопной трубы?
4.52 (90.37%) 27 голосов
remont-turbiny.ru
Синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя
Синий дым из выхлопной системы — это..
Основная причина синего дыма — попадание масла в цилиндры двигателя. «Масляный» дым может иметь различные оттенки — от прозрачного голубого до густого бело-синего. Cопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км синий дым появляется в основном при разгоне авто, а по достижении 1 л/100 км — при обычных режимах движения. Правда, владельцам машин надо помнить о наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при его достаточно большом расходе.
Почему появляется синий дым?
Износ деталей цилиндропоршневой группы — одна из распространенных причин появления «масляного» дыма. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям. Могут быть изношены канавки этих колец в поршнях. Даже если маслосъемные кольца в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно «подкачивают» его снизу вверх.
Износ деталей цилиндропоршневой группы сопровождается потерей компрессии и повышением давления картерных газов. Следует помнить, что большое количество масла, поступающее в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в деталях. Если они не слишком велики, то результат измерения компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство запутывает поиск настоящей причины синего «масляного» дыма.
Кстати, на почти новых автомобилях может появляться сине-белый дым и виден только при прогреве мотора, постепенно уменьшаясь и даже исчезая. Причина проста: нагреваясь, детали приобретают форму и занимают место, при которых они лучше прилегают друг к другу. При чрезмерно больших износах картина обратная: дым на прогретом двигателе усилится, т.к. горячему маслу, имеющему малую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.
Распространенная группа неисправностей, вызывающих «масляный» дым и перерасход масла, связана с износом клапанов и направляющих втулок и старением маслосъемных колпачков. Эти дефекты дают заметное увеличение дымления двигателя по мере прогрева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями.
В эксплуатации синий дым и перерасход масла нередко возникают из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда — компрессия в этом цилиндре незначительна или отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар.
Zheka147 › Blog › Белый, сизый, черный, синий дым из выхлопной трубы. Неисправности вызывающие дым.
1. Дым может появиться из-за неисправности системы питания, то есть из за неправильно образующейся топливно- воздушной смеси. Как правило, при слишком обогащенной смеси не весь бензин сгорает, при этом может образовываться дым.
Основные неисправности системы питания в случае образования дыма.
Фактически нарушение правильной работы системы питания для бензиновых двигателей связано с впрыском топлива. Ошибочно большое количество топлива подается вследствие неисправностей какого либо из датчиков в системе питания (датчика кислорода, контрольного или управляющего, датчика расхода воздуха, датчика холостого хода, датчика положения дроссельной заслонки или не герметичности форсунок) Особенно опасен случай с не герметичностью форсунок, так как топливо попадая в цилиндр скапливается в нем и при очередном пуске двигателя может произойти гидроудар. Фактически поршень упрется в несжимаемую гидравлическую среду топлива. Попутно с преизбыточной смесью образующейся в камере сгорания происходят и другие негативные события. Так излишне большое количество топлива в камере сгорания может протекать ниже в картер двигателя, при этом не только снимать смазывающий слой масла на стенках цилиндра, что приведет к чрезмерному износу, но и попадая в масло менять его свойства. В этом случае вся система смазки, вернее смазывающая жидкость в ней не работает должным образом. При этом к запаху масла прибавляется и запах бензина. Неисправность сопровождается излишним потреблением топлива, низкой тягой двигателя.
2. Дым образуется из-за некачественного топлива, фактически частный случай следующего варианта. В том случае, когда детонационное число не обеспечивает поджог смеси и полное ее сгорание в определённые такты работы двигателя.
Основные неисправности в случае образования дыма при не соответствующем топливе.
Фактически это сложно назвать неисправностями, но такое нарушение эксплуатации двигателя вполне может привести к действительно настоящим неисправностям. Все дело в детонационном числе топлива, то есть в том при каких условиях топливо поджигается. При пониженном октановом числе топливо, как правило, поджигается гораздо позднее, в итоге, не успевает сгорать и в значительном количестве выбрасывается вместе с выхлопными газами наружу. Сопровождается стуком клапанов, низкой тягой.
3. Неисправность газораспределительного механизма. Появление дыма в этом случае имеет ту же природу, что и в предыдущем случае. Смесь сгорает не полностью, но уже выбрасывается из двигателя. Особенно такие неисправности заметны по выбросу дыма у дизельных двигателей.
Основные неисправности в случае образования дыма при неисправности газораспределительного механизма.
Клапана впускают смесь или выпускают выхлопные газы не в тот рабочий период. Может быть связано с растянутой цепью (ремнем) ГРМ или с ее неправильной установкой. Также для инверторных бензиновых двигателей необходимо проверить датчик распределения фаз, установленный на распределительных валах. Сопровождается низкой тягой автомобиля, неустойчивой работой двигателя.
4. Неисправность системы охлаждения. Возможно ОЖ проникает в цилиндр (камеру сгорания) где и сгорает вместе с топливно- воздушной смесью, образуя побочный эффект в виде дыма. Сопровождается вспенившимся маслом, появлением масляной пленки в ОЖ, уменьшением уровня ОЖ в системе.
Основные неисправности в случае образования дыма при неисправной системе охлаждения.
Жидкость может попадать в камеру сгорания при повреждения прокладки, или трещин корпусных деталях. Более подробно данная тема раскрыта в другой нашей статье » Почему в двигателе пенится масло?»
5. Неисправности системы смазки. Фактически нарушение герметизации между полостями выходящими в камеру сгорания и каналами смазки. Таких мест на автомобиле не так уж мало. Во-первых, нарушение целостности маслосъемных колец на поршнях (цилиндров, поршней).
Основные неисправности в случае образования дыма при неисправной колец, цилиндров, поршней.
Износ канавок под них, износ цилиндра. Цилиндры более всего изнашиваются в зоне остановки верхнего кольца при положении поршня в верхней мертвой точке, а в средней части нередко приобретают овальную форму. Износ цилиндров может быть связан с попаданием абразивных частиц находящихся в масле, в результате коррозии цилиндров в случае длительного простоя автомобиля. Также задиры могут образоваться из-за некачественных поршней, колец или при нарушении технологии ремонта.
Второе, нарушение герметичности маслосъемных колпачков, направляющих втулок, стержней клапанов.
Основные неисправности в случае образования дыма при неисправной колпачков, направляющих втулок на клапанах
Неисправности нарушения геометрических форм направляющих втулок и стрежней клапанов, а также возможное затвердевание или разрывы (трещины) уплотняющих колпачков, позволяют маслу протекать в камеру сгорания. В итоге, масло сгорает вместе со смесью и выбрасывается в виде сильного дыма. Найти прогоревший, неисправный клапан или колпачок можно по отсутствию компрессии и закопченной свече зажигания. Все случай нарушения исправности системы смазки сопровождается снижением уровня масла, излишним дымом картерных газов.
6. У турбированных двигателей возможна поломка компрессора, в частности уплотнения ротора, например из-за разбитого подшипника. Масло попадает в выхлопную систему, в камеру сгорания. В системы выхлопных газов может даже образоваться лужица масла, где оно и будет догорать
7. Возможен и еще один экзотический вариант. Так в случае автоматической коробки передач с вакуумным датчиком нагрузки возможен разрыв мембраны регулятора. При этой неисправности через шланг масло будет высасываться из коробки. Впоследствии, по вакуумному шлангу, пало попадет в ближайшие цилиндры от которых расположен штуцер вакуумного шланга. В цилиндрах сгорает масло из коробки, соответственно сопровождаясь обильным дымом.
В этом случае, падает уровень масла в коробке передач, масло может обильно заливать цилиндры. Какой дым о чем свидетельствует и к какой природе появления относиться После того, как мы разобрали основные неисправности из-за которых вы можете видеть нелицеприятный дым, выходящий из вашей выхлопной трубы, мы охарактеризуем природу появления дыма различного цвета. В зависимости от этого, с высокой степенью вероятности можно будет сказать и о тех самых неисправностях, которые могут вызывать данный дым. Конкретные неисправности, согласно их порядковым номерам, описанным выше, будут приведены в каждом из абзацев характеризующих природу появления того или иного цвета дыма.
Белый дым из выхлопной трубы
Синий дым из глушителя
Как известно из глушителя автомобиля может выходить дым с разным оттенком. Например, черный, белый и синий. Каждый из оттенков свидетельствует об определенных проблемах в работе двигателя автомобиля. Рассмотрим причины синего выхлопа. Причины черного и белого дыма описаны в других статьях на сайте twokarburators.ru.
Причин его появления в камере сгорания двигателя всего две:
Масло попадает туда через изношенные маслосъемные колпачки, изношенные направляющие втулки клапанов, либо через то и другое вместе.
В этом случае автомобиль может вообще не дымить на холостых оборотах или в движении, либо дымить, но слабо (все зависит от степени износа деталей). При нажатии на педаль газа из глушителя вырывается облако синего дыма. Резьба свечей на всех свечах или на одной в масле. Электроды свечей могут иметь как коричневый, так и черный нагар (опять же все зависит от степени износа).
Масло попадает в камеры сгорания через изношенную поршневую группу. А именно в связи с поломкой, износом или залеганием маслосъемных колец, износом поршней, выработкой в цилиндрах двигателя.
Резьба и электроды свечей в этом случае будут в масле. Двигатель будет дымить на всех режимах. При умеренном износе деталей возможно прекращение дымления после прогрева двигателя.
Более конкретно диагностировать причину синего дыма из глушителя автомобиля можно измерив компрессию в цилиндрах двигателя. Как правильно это сделать и как расшифровать показания компресометра читайте в статьях на нашем сайте: «Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя легковых автомобилей», «Расшифровка показаний компрессометра».
После выявления причины неисправности – синего дыма из глушителя необходимо либо заменить маслосъемные колпачки или провести раскоксовку поршневых колец (в лучшем случае), либо провести замену направляющих втулок клапанов или ремонт поршневой группы двигателя (в худшем случае).
Примечания и дополнения
— Появление синего дыма из глушителя очень часто сопровождается падением мощности и приемистости двигателя автомобиля, возрастанием его топливного аппетита, затрудненным холодным и горячим пуском.
— Если двигатель неоднократно перегревался, могут потерять эластичность и залечь маслосьемные кольца на поршнях и тогда синий дым из глушителя обеспечен наверняка. Особенно этим страдают переднеприводные автомобили ВАЗ.
— При прогорании перегородки между канавками под кольца на поршнях также обеспечен синий дым из глушителя, который невозможно устранить ни чем, кроме замены поршневой.
Еще пять статей на сайте по двигателям автомобилей ВАЗ
Синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя
На новом автомобиле водители редко уделяют внимание внешнему виду выхлопов из глушителя. При этом спустя некоторый промежуток времени со стороны трубы могут появляться клубы разных оттенков. Нередко образуется сизый дым из выхлопной трубы, причины образования которого скрываются в подкапотном пространстве. Своевременное устранение неполадок в подобной ситуации поможет избежать существенных негативов.
Образование цветного облака
Раскрашенные отработанные автомобильные газы всегда являются следствием нежелательных событий какой-либо системы в легковушке или грузовике. Даже простая наблюдательность поможет выявить подобные факторы.
Опытные водители считают, что синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя возникает при заливании в камеру сгорания порции моторного масла.
Иногда аналогичный смог механики-двигателисты называют «масляным». Стоит обращать внимание на то, что цветовая палитра выбросов слегка дифференцируется в зависимости от внешних условий:
- уровень текущих оборотов коленвала;
- температура нагрева силовой установки;
- качество и химический состав применяемой марки масла;
- влажность окружающего воздуха;
- качество наружного освещения и пр.
Когда на холодную дымит синим дымом мотор, то параллельно расходуется моторное мало. Это будет заметно по уровню, контролируемому щупом. Когда штатный расход происходит обычно во время переходных режимов, то превышение расхода будет сопровождаться дополнительным сизым шлейфом во время любого типа движения.
Внешние и внутренние параметры
Бывалые автомобилисты, исходя из полученного опыта, способны определять по типу задымления возникшие неполадки с автомобилем. К подобным ситуациям относят такие случаи:
- Когда проявляется бело-синий выхлоп лишь во время прогрева мотора, а со временем выхода в рабочий режим смог становится прозрачным, то переживать за износ систем и узлов не стоит. Это связано с физическим явлением теплового расширения. По мере роста температуры зазоры минимизируются или полностью устраняются, что блокирует проникновение масла в цилиндры.
- При продолжительном характере сизого задымления на горячую или дополнительного усиления эффекта признаки вероятного повышения износа становятся очевидными. Причиной явления служит невозможность герметизации образовавшихся зазоров. Таким образом, горячее масло стремится проникнуть во все образовавшиеся щели, включая пространство около цилиндра.
Важно периодически следить за уровнем масла. Как только вместе с дымом станет заметно «таять» смазка из картера, то факт должен насторожить автовладельца. Не всегда дым имеет явный синеватый окрас в новых машинах, ведь большинство современных авто оснащено в комплектации нейтрализаторами, используемыми для очистки выхлопов. При выходе их из строя или временном отключении удастся заметить нужный оттенок.
Хорошая машина обладает компрессией в заданном производителем интервале. Проводить замеры нужно правильно, так как масло способно временно герметизировать щели, а компрессометр продемонстрирует оптимальные значения.
Почему идет синий дым из выхлопной трубы
Даже начинающий автомобилист, знакомый с устройством двигателя, имеет представление о том, каким образом масло способно проникнуть в камеру сгорания:
- сквозь зазоры, сформированные поршневыми кольцами;
- между втулками и направляющими стержней клапанов.
Исходя из этого, круг поиска причин сводится к определенным факторам:
- искажение геометрических параметров рабочего цилиндра;
- возникновение задиров на стенках камеры сгорания;
- механический дефект кольца поршня;
- выработка маслосъемной втулки;
- потеря герметичности клапана.
Чаще всего на практике сизый дым проявляется при дефектах колец. Фактор приводит к увеличению расхода масла. Износ кольца происходит не только на наружной плоскости, но и на торцах вследствие повышенного давления в рабочей зоне. Появление изношенных канавок стимулирует негативный эффект «насоса», проявляющийся в отправке масла внутрь цилиндра даже при работоспособных (новых) маслосъемных кольцах.
Традиционно одной из наиболее изнашиваемых зон является область в цилиндре, где тормозит кольцо в верхней мертвой точке поршня. Средняя часть цилиндра со временем меняет геометрию в сторону эллипсовидного сечения. В процессе диагностических операций удается проконтролировать отклонения от цилиндричности, а далее можно избавиться от дефекта.
Важно знать, что для контроля геометрических параметров потребуется проводить независимые измерения по горизонтали в четырех уровнях и по вертикали в двух плоскостях.
Механические царапины и задиры внутри цилиндров способствуют проникновению масла в зону сжигания топливной смеси. Подобные повреждения металла случаются по причинам:
- в смазке при некачественной фильтрации попадаются абразивные частички;
- на кольцах появились коррозионные сколы из-за длительного стояния авто без эксплуатации;
- автовладелец или сотрудники ремонтной станции не соблюдали технологию ремонта либо использовали некачественные запчасти.
Автолюбителям нужно своевременно проводить ТО и ремонт своего авто. Производить эти операции необходимо только с рекомендованными производителями запчастями.
Решение вопросов
В турбированных моторах симптоматика окрашенных выхлопов зачастую связывается с интенсивной выработкой уплотнителей, а также подшипников компрессорного ротора. Износ сальников на переднем подшипнике турбины выражается в сизом дыме. Аналогичный эффект возникает от нагара свечей и стертых маслосъемных колпачков.
Реже может встречаться проблема с мембраной на регуляторе коробки-автомата. Факт присутствует там, где используется вакуумный датчик нагрузки. Дополнительно свечи будут выпачканы маслом с красноватым оттенком из коробки передач.
В любом случае синий дым проявляется там, где масло способно проникать в камеру сгорания. Анализ утечки смазки является первостепенной задачей для любого мастера.
the-avto.ru
Синий дым из выхлопной трубы: причины и последствия
Неисправности двигателя могут проявляться по-разному, от еле слышного цокота до вполне заметного индикатора, который загорается на приборной панели. Также бывают косвенные признаки, свидетельствующие о тех или иных неисправностях и нарушениях в работе мотора.
Сегодня поговорим о выхлопе синего цвета. О том, что означает синий дым из выхлопной трубы, почему он появляется и чем опасен для двигателя.
Многие автомобилисты на вопрос какой цвет выхлопа должен быть или какого цвета выхлоп в ихних автомобилях, вряд ли смогут дать четкий ответ. Все дело в том, что на это, как правило, никто не обращает внимание. А зря, как показывает практика, своевременное обнаружение неисправности на ранней ее стадии, позволяет предотвратить дорогостоящий ремонт двигателя и сэкономить массу денег.
Итак, о чем же свидетельствует синий дым из выхлопной трубы?
Главной и наиболее частой причиной появления синего выхлопа является моторное масло, которое попало в цилиндры мотора. Оттенков синего дыма может быть много, от редкого еле синеватого, до густого темно-синего. Все зависит от степени неисправности и срока давности проблемы.
Актуально: Откуда масло в интеркулере? Разбираемся почему гонит масло в интеркулер
Дым синего цвета и расход масла
Как вы понимаете, если масло в больших количествах сгорает в цилиндрах, это не может не сказаться на его уровне. Поэтому другое определение такого явления как синий дыма — мотор ест масло. При этих явлениях расход масла может доходить до 0,5 л на 100 км, как правило наибольший расход масла наблюдается во время разгона, а также во время серьезных нагрузок. Если авто относительно «свежее», то частично такой «масложор» будет ликвидировать нейтрализатор, который выполняет очистку выхлопных газов.
Почему появляется синий дым их выхлопной трубы?
Причин может быть несколько. Самой распространенной является износ поршневой (цилиндропоршневая группа). Верхние компрессионные кольца изнашиваются и часть масла, которое должно сниматься с поверхности цилиндра, остается в камере, в результате чего сгорает вместе с топливом, образуя дым синего цвета. На износ поршневой указывает снижение компрессии в цилиндрах. Также может наблюдаться повышение давления картерных газов. Случается, что компрессия достаточно хорошая, но при этом из выхлопной идет синий дым, это объясняется тем, что излишек масла, который поступает в цилиндры является своего рода уплотнителем. Такое явление может порядком запутать во время поиска неисправностей.
Актуально: Откуда масло в воздушном фильтре? Причины и способы решения
Синий выхлоп сразу после запуска двигателя не считается большой проблемой если по мере прогрева мотора он исчезает, это можно наблюдать у многих. Причина такого явления заключается в том, что мотор холодный, а его детали не нагрелись до рабочей температуры, в результате чего зазоры увеличены и масло поступает в цилиндры в избытке. После прогрева детали расширяются, зазоры приходят в норму и дым исчезает.
Когда мотор берет масло и наблюдается синий дым из выхлопной, в числе «подозреваемых» нередко оказываются клапана и маслосъемные колпачки. Износ клапанов, направляющих втулок, а также выработка в маслосъемных колпачках нередко приводят к перерасходу масла и появлению обильного синего дыма. Как правило, при таких неисправностях количество синего выхлопа увеличивается по мере прогрева мотора, т. к. масло становится горячим и более текучим, что позволяет ему лучше протекать сквозь увеличенные зазоры изношенных деталей.
Синий или белый дым с голубым оттенком может появляться в результате проблем с зажиганием или в результате плохого прилегания клапана к седлу, проще говоря из-за негерметичности клапанов. Если клапан имеет серьезный износ, дым будет белым и обильным. Определить прогар клапана в любом цилиндре можно при помощи измерения компрессии. Если в одном из цилиндров она слишком низкая, а свеча при этом покрыта черным нагаром, скорее всего, в этом цилиндре прогорел клапан.
Чем раньше вы обнаружите дым из выхлопной синего цвета, тем меньше неприятностей будете иметь по итогу. Запомните, эксплуатировать авто с такими неисправностями — это не только шанс «попасть» на капремонт, но и серьезный удар по экологии, которая и без того ежеминутно загрязняется нами…
www.autoposobie.ru