Модификации ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131: трудно быть «идеальным»
Нет, пожалуй, более легендарного грузовика на постсоветском пространстве, чем ЗИЛ-130 и 131 (после КамАЗа, разумеется). В своё время любой советский гражданин мог видеть его во всевозможных ролях, отведённых народным хозяйством: от обычного бортового грузовика, перевозящего уголь или щебень, например, до мусоровоза. И везде исполняемая этими двумя машинами роль выполнялась с безоговорочным успехом. Эти грузовики были везде: от стройки обычной панельной девятиэтажки до армии, для которой, по сути, в первую очередь и предназначались. А их конструкция, которая считалась основным достоинством, в некоторых узлах и агрегатах была по-настоящему прорывной и даже футуристической. Поэтому у таких хороших машин просто не могло было не быть модификаций, и их количество тут просто зашкаливает. Так какими же они были, вспоминаем в этой статье.
Прежде стоит оговориться, что для полного осмысления всей этой обширной темы потребуется хотя бы три таких работы, ибо суммарное количество всех серийных и не серийных модификаций просто поражает воображение, поэтому заострим внимание лишь на основных. И начнём с одной весьма занимательной истории. Как бы ни был технически совершенен ЗИЛ-130, со временем он всё больше и больше устаревал, стремительно превращаясь в анахронизм. Инженеры завода как никто иной знали о маленьких недостатках своего детища, поэтому начали уже почти с самого начала выпуска готовить ему замену. Изначально это был грузовик абсолютно новой конструкции, поражавший своим техническим набором прогрессивных черт. Однако сверху никто не торопился давать дорогостоящему проекту зеленый свет, поэтому из-за всех бюрократических проволочек в очень упрощённом виде на конвейере он сумел появиться лишь к закату СССР. Этот грузовик имел индекс ЗИЛ-4331. Был на заводе в то время и более удачный проект, известный как ЗИЛ-170, однако из-за строительства автозавода в Набережных Челнах он был передан туда и стал первой машиной под маркой КамАЗ. А в это время на конвейере оставался всё тот же ЗИЛ-130, из значительных изменений получивший только в 1986 лишь новый числовой индекс 431410 и несколько мелочей в экстерьере.
Седельный тягач ЗИЛ-130В1
Но вернёмся к модификациям. Интересной особенностью можно назвать попытки максимально увеличить ресурс конструкции и грузоподъёмность до шести тонн. Такого рода работа предпринималась уже со второй половины 1960-х, и даже такие грузовики поставлялись за рубеж. Были у «ЗИЛов» седельные тягачи, из которых наиболее известен ЗИЛ-130В1, выпускавшийся с 1964 по 1986 годы и использовавшийся в основном как движущая сила для прицепов. Но, пожалуй, главными модификациями «сто тридцатого» были голые так называемые шасси, на которые различные заводы устанавливали специально созданные кузова. Такое практиковал и машиностроительный завод в Мытищах (ММЗ), известный в основном своими самосвалами на базе этого автомобиля. Но предпринимались и действия, касавшиеся создания газобаллонных «ЗИЛов», самой известной из которых стала серия автомобилей под общим индексом ЗИЛ-138. Однако из-за больших сложностей с их освоением в серию они так и не пошли. Много автомобилей этой модели активно переоборудовались в пожарные машины, которые где-то служат и до сих пор. Опознать эти машины можно и по индексу, в который входило буквосочетание АЦ.
Но самой интересной из всех стал так называемый ЗИЛ-133. По сути, это была попытка московских инженеров создать отдельное грузовое семейство с многократно увеличенной грузоподъёмностью. Это достигалось за счёт непомерного удлинения рамы, что вызвало необходимость ставить третью ведущую ось, более мощный двигатель от КамАЗа и, как следствие, изменить «мордашку» кабины и усилить раму. Как уже можно догадаться, особой надёжностью такая конструкция не славилась, за что и приобрела кличку «крокодил»; однако же производилась она в период с 1975 по 1999 год. Благодаря всем этим преобразованиям грузоподъёмность увеличилась до целых десяти тонн, а мощный дизельный движок помогал сохранять при поднявшейся массе почти ту же самую динамику, что и у ЗИЛ-130. На базе ЗИЛ-133 было также создано немало народнохозяйственных модификаций, но назовём наиболее известную из них с другим движком от КамАЗа ЗИЛ-133ГЯ.
ЗИЛ-133ГЯ
Что же насчёт модификаций ЗИЛ-131, то здесь всё по-военному просто: в основном это седельные тягачи, шасси, пожарные машины. На них ставились различные прицепы, военная техника и даже ракеты, но также они использовались и в народном хозяйстве, в том числе и как пожарные автоцистерны (уже знакомая аббревиатура АЦ). В 1986 году, как и базовой машине, ЗИЛ-131 досталась участь модернизации, главными результатами которой стали новый индекс «131Н» и дополнительная линейка дизельных агрегатов.
Таким образом, за почти полувековую историю двух этих грузовиков многое ими было сделано, в том числе и после развала СССР. Это отражено в различных фильмах, а также «легендах» и шофёрских байках. Поэтому ещё долго водители будут вспоминать эти грузовые автомобили во всех их формах и ипостасях.
sovietime.ru
Чем отличается зил 130 от 131
ЗИЛ-131 — советский и российский грузовой автомобиль повышенной проходимости Московского автозавода имени Лихачёва, основная модель. Являлся заменой грузовика ЗИЛ-157. Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии.
Содержание
Технические характеристики [ править | править код ]
- Снаряжённая масса:
- без лебёдки — 6135 кг
- с лебёдкой — 6375 кг
Кузов — деревянная платформа с откидным задним бортом, в решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест, кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги. В отличие от ЗИЛ-157, на ЗИЛ-131 установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л. с., унифицированный с двигателем автомобиля ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления, был применён электропневматический привод включения переднего моста. Передний мост можно включить тумблером на панели приборов, а при включении рычагом понижающей передачи в раздаточной коробке от установленного в механизме выключателя принудительно включался пневмопривод включения переднего моста. В КПП на 2-й и 4-й передаче имеются замки, предотвращающие самопроизвольное выключение передачи, например при торможении двигателем на спуске. Была применена бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором, более мощный автомобильный генератор переменного тока. На случай выхода из строя электронного коммутатора имеется аварийный генератор импульсов, позволяющий двигаться своим ходом до 30 часов без существенной потери динамики.
История и модификации [ править | править код ]
В 1960-м году предлагался вариант с более высокой проходимостью, ЗИЛ-132, но в серию он не пошел. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 до 1986, в 1986 году появился модернизированный вариант — ЗИЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался как с карбюраторным двигателем (ЗИЛ-131Н), так и с различными дизельными двигателями (ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2). Модернизированный бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 отличался увеличенной степенью сжатия, позволяющей эксплуатировать автомобиль на более высокооктановом топливе А-76 и АИ-93, винтовыми впускными каналами в ГБЦ.
Для ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) существовали основные варианты машины (с лебёдкой и без неё):
- Автомобиль с неэкранированным негерметичным электрооборудованием обозначался ЗИЛ-131А, а с 1986 года производился как ЗИЛ-131НА.
- Седельный тягач ЗИЛ-131В, а ЗИЛ-131НВ — выпускался с 1986 года. Полноприводный автопоезд ЗИЛ-137-137Б (10 × 10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-137 и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями ЗИЛ-137Б. Некоторые армейские тягачи ЗИЛ-131В (предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет) имели двигатели повышенной мощности с цилиндропоршневой группой ЗИЛ-375.
- Для холодного климата ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС, ЗИЛ-131НВС.
Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. На шасси ЗИЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщики МЗ-131, автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и масса других [1] . Специально для армейских вариантов мастерских и лабораторий были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Также некоторые спецавтомобили на базе ЗИЛ-131 имеют полную массу свыше официально разрешённой: например, аэродромный передвижной агрегат АПА-50М имеет массу 10950 кг, АПА-35-2В — 11370 кг.
Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗИЛ-433420. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т. п.) выпускается до сих пор. Основное отличие ЗИЛ-131Н от других ЗИЛов, это возможность установки на нём бурильно-крановой установки (БКМ-313), с глубиной бурения 3 м. Также имеется ЗИЛ-131НА с установкой БКМ-313, у которого глубина бурения 5 м.
Специализированный автомобиль армии ГДР на шасси ЗИЛ-131
ЗИЛ-130 заднеприводной автомобыаиль имеющий ряд платформ таких как самосвал,бортовая,ав токран,вышка и т. д.ЗИЛ-131 это полноприводнная версия разработанная для Министерства Обороны СССР.Потом пошла в Народное хозяйство использовалась в районах Крайнего севера и сельском хозяйстве.Благодаря полному приводу повышенная проходимость что актуально где нет дорог с твердым покрытием.
Опции темы
Поиск по теме
На 131й устанавливался обыкновенный ЗИЛ-130 с повернутым наоборот поддоном( из-за редуктора пер.моста),из -за чего и назывался «131» ну и по мелочи,проводка , коллекторы, а так 1 в 1
Последний раз редактировалось Samarin86; 25.03.2017 в 15:01 .
еще отличались и по топливу. Зил130 на А76, а Зил131 на 93ем работали. Хотя, вроде были комплектации ЗИЛ130 с двигателями под 93ий бензин. Которые ходили с прицепами.
у нас в а.части, ЗИЛ131 были особой комплектации — Зажигание было сделано водонепроницаемым. Грубо говоря, можно было всю проводку поместить в воду — и двигатель не глох. На гражданке,я таких машин с такой комплектацией — не видел.
Последний раз редактировалось Bл; 25.03.2017 в 15:16 .
вспомнилось. Ящик водки выспорил (срочная служба). Поспорил, с одним водителем с зила, что на этих машинах есть блокировка от дурака по вкл. стартеру. Типа, если двигатель заведен -стартер не включится в работу по команде с ключа.
еще отличались и по топливу. Зил130 на А76, а Зил131 на 93ем работали. Хотя, вроде были комплектации ЗИЛ130 с двигателями под 93ий бензин. Которые ходили с прицепами.
у нас в а.части, ЗИЛ131 были особой комплектации — Зажигание было сделано водонепроницаемым. Грубо говоря, можно было всю проводку поместить в воду — и двигатель не глох. На гражданке,я таких машин с такой комплектацией — не видел.
Это ураловский зил-375 с так называемой экранировкой( даже свечи были совсем другими) и коммутатором,при выходе из строя которого к стати имелся аварийный «вибратор»)
Помню, проблемно было с таким зажиганием, что то отремонтировать. Коммутатор был залит компаудом, доступа к деталям не было. И запасных коммутаторов не было. Выручали доноры автомобили (у меня в роте 5ть 131ых на приколе стояли).
Ротный перед «дембелем» подошел ко мне с предложением: Если хочешь на «дембель» раньше уйти, поставь на ход идин из ЗИЛов. Я отказался, хотя предложение было заманчивым.
Уралов у нас в части, было всего пара штук. Один на хоз. работах гонял, другой в заправщик переделали(которому дизель поставили).Вообще, автомобиль достойный уважения был.
Последний раз редактировалось Bл; 26.03.2017 в 03:09 .
еще отличались и по топливу. Зил130 на А76, а Зил131 на 93ем работали. Хотя, вроде были комплектации ЗИЛ130 с двигателями под 93ий бензин. Которые ходили с прицепами.
у нас в а.части, ЗИЛ131 были особой комплектации — Зажигание было сделано водонепроницаемым. Грубо говоря, можно было всю проводку поместить в воду — и двигатель не глох. На гражданке,я таких машин с такой комплектацией — не видел.
не было 131 зилов на 93-м бензине, а проводка для армии шла да, экранированная частично влагозащищЁная.
я за два года службы отремонтировал разных зилов десятки, ибо служил в рембате.
я допускаю, что это так и было.Надо на заводскую документацию смотреть. Для стройбата, может и хватит ЗИЛа с двигателем под низкооктановый бензин, для боевых задач у военных приемщиков требования другие.
Я последние месяцы срочной службы в армии, служил в саперном подразделении (занимались буро-взрывными работами). У нас было с десяток 131х зилов. Большинство стоЯли на приколе, попросту разобранные на зап. части. Практически не большой ремонт. заводик. Были оборудованы разными станками.
Один 131ый — маслогрейка. В нем стояли емкости для масла, генератор на 380В. А вот на каком бензине ездили, даже не скажу. Стояла цистерна, из нее и черпали бензин для заправки. Был случай, солдатик утонул в цистерне.
вот из интернета инфа:
Автомобиль с неэкранированным негерметичным электрооборудованием обозначался ЗИЛ-131А, а с 1986 года производился как ЗИЛ-131НА.
Седельный тягач ЗИЛ-131В, а ЗИЛ-131НВ — выпускался с 1986 года. Полноприводный автопоезд ЗИЛ-137-137Б (10. 10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-137 и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями ЗИЛ-137Б. Некоторые армейские тягачи ЗИЛ-131В (предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет) имели двигатели повышенной мощности с цилиндропоршневой группой ЗИЛ-375.
Последний раз редактировалось Bл; 26.03.2017 в 04:47 .
automotocity.com
ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
Родом из Москвы
В книге Евгения Кочнева «Автомобили Советской Армии 1946-1991» приводится мысль о влиянии американских грузовиков REO М34 на конструкцию отечественного ЗИЛ-131. Если это даже и так, то в Советском Союзе выбрали неплохой вариант для подражания. Работы над американской машиной закончились в 1949 году, и через пару лет грузовик пошел в войска. Полноприводный трехосный M34 вместе с многочисленными модификациями стал одним из самых распространенных машин армии США и получил за непревзойденную надежность прозвище Eager Beaver, или «Добросовестный». Внешний вид грузовика не отличался изяществом (как, впрочем, и всей американской колесной техники), кабина вообще была открытая, но зато КПП имела 5 ступеней с синхронизаторами, а верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор развивал вполне приличные 127 л. с. Грузоподъемность М34 на грунтовых дорогах не превышала 2,5 тонны, а твердое покрытие под колесами позволяло грузить до 4,5 тонны.
«Американец» М34. Возможно, именно его мотивы использовались при создании ЗИЛ-131
В СССР непосредственным предшественником 131-й машины можно считать не самый удачный ЗИС-151, который, в свою очередь, ведет историю от ленд-лизовского «Студебеккера». Кроме слабого мотора и большой массы, важным недостатком грузовика была двухскатная ошиновка задних мостов. С одной стороны, этого требовали военные в погоне за большей грузоподъемностью, а с другой, это серьезно ограничивало проходимость машины по слабым грунтам и снежной целине. Когда в армии появился легендарный ЗИЛ-157, к нему также появились претензии в части малой грузоподъёмности и слабых тяговых возможностей – на роль артиллерийского тягача он не годился. Именно для артиллерийских подразделений в середине 50-х и начали разрабатывать ЗИС-128, который, кстати, много в чем перекликался с упоминаемым ранее «американцем» М34.
ЗИЛ-131 и аналоги
ЗИС-128 в тяговой версии для артиллерии
ЗИС-128 в транспортном исполнении
В первоначальном варианте машину именовали ЗИС-Э128В, но с первыми опытными экземплярами остановились на ЗИС-128. Этот автомобиль фактически не являлся продолжением линейки ЗИС-151, отличался новыми раздаточной коробкой, КПП, централизованной системой подкачки шин и другими деталями. Грузовую платформу опустили вниз с целью снижения центра тяжести и упрощения разгрузки/загрузки боеприпасов. История не сохранила для нас ни одного экземпляра той экспериментальной машины, но на фотографиях грузовики представлены как минимум с тремя кабинами, из которых только одна цельнометаллическая. Стоит помнить, что опытные ЗИС-128 появились практически одновременно с первыми «классическими» машинами ЗИЛ-157. Такие парадоксы конструкторский работы внутри одного завода объяснялись требованиями и придирчивостью главного заказчика в лице Министерства обороны. Был и еще один аналог будущей 131-й машины – ЗИЛ-165, который представлял из себя сборную солянку из различных агрегатов, в частности, кабина была от 130-го. По одной из версий, именно тесная кабина, а также слабый рядный 6-цилиндровый мотор стали причиной отказа военных в 1957 году от этой конструкции. Тогда уже все осознавали, что для новой машины требовался новый мотор мощностью под полторы сотни лошадиных сил. А его не было.
ЗИЛ-165
По причине моторного голода в 1958 году военные завернули прототип ЗИЛ-131Л (не путать с появившимся позже лесовозом ЗИЛ-131Л) с опытным V-образным 6-цилиндровым двигателем мощностью 135 л. с. Машина отличалась стальной грузовой платформой с низкими бортами и конусными колесными дисками.
Первые прототипы с индексом 131
Первые машины ЗИЛ-131 появились в конце 1956 года и первое время оснащались 6-цилиндровыми моторами, которые впоследствии заменили на V-образные «восьмерки». Предполагалось разрабатывать машину в двух вариантах – ЗИЛ-131 для артиллерии и ЗИЛ-131А для транспортных нужд преимущественно мотострелковых войск.
ЗИЛ-131А
Фактически ЗИЛ-131 изначально не планировали для широкого применения в сухопутных войсках – ему готовилась карьера преимущественно артиллерийского тягача. В армии в то время был ЗИЛ-157 «Колун», который по большинству параметров устраивал военных. То есть 131-я машина не должна была собой заменять никакую технику, а первоначально являлась самостоятельной нишевой разработкой. Возможно, поэтому особой срочности с принятием на вооружение машины не было. ЗИЛ-157, к слову, собирали до 1991 года, правда, в большей степени не для армии. Но нравы и стратегии Министерства обороны Советского Союза в те времена отличались изменчивостью, и в итоге ЗИЛ-131 из артиллерийского тягача превратился в многоцелевой грузовик.
Прототип ЗИЛ-131 на различных этапах испытаний
История покажет, что по количеству возможных вариантов использования трехосный вездеход из Москвы будет едва ли не самым востребованным в Советской Армии. В общей сложности в конце 50-х годов было построено шесть опытных машин, среди которых были транспортные, тяговые образцы и даже один седельный тягач. После предварительных испытаний к 1960 году заводчане представили военным серьезно доработанные грузовики. В сравнении с «Колуном» ЗИЛ-131 был экономичнее, брал больше груза, но несколько уступал в проходимости. В издании «Автолегенды СССР» упоминается также, что военные выделили чрезмерную массу прототипов, недостаточный дорожный просвет и малую бродоходимость – не более 1,2 метра при требуемых полутора метрах. На ЗИЛе недостатки исправили к июлю 1960 года, но повторные испытания выявили склонность к заносу из-за неудачного рисунка протектора и неудовлетворительную работу межколесных самоблокирующихся дифференциалов. После устранения указанных недостатков и модернизации экранированного электрооборудования военные специалисты оставили для дальнейшей работы единственный вариант будущего грузовика в транспортном исполнении. От артиллерийского тягача решено было отказаться.
Опытный вариант ветрового стекла ЗИЛ-131. Плоские стекла позволяли оперативнее менять разбитые секции и, самое главное, в перспективе можно было думать о бронировании
Еще один вариант ЗИЛ-131 с плоскими стеклами и герметизированной кабиной, 1983 год
Эрик Сабо — главный дизайнер ЗИЛа
Поисковый макет будущего ЗИЛ-131. В некоторых источниках пишут, что зиловцы не оставили исходную облицовку гражданского 130-го в обмен на согласие военных с панорамным ветровым стеклом
В конце первой части материала представляю, наверное, самый необычный ЗИЛ-131.Эта полукапотная машина была разработана и собрана на Черниговском заводе специального автотранспорта в начале 80-х годов. Основное предназначение — сопровождение киноэкспедиций по бездорожью
Описанные прототипы ЗИЛ-131 уже тогда было непросто отличить от будущих серийных моделей. Присутствовали фирменные угловатые крылья, защитная решетка головного освещения и деревянный решетчатый кузов. Трансмиссия отличалась относительной легкостью и простотой, имела средний проходной мост, что выгодно отличало её от аналогичной конструкции ЗИЛ-157, в которой было аж пять карданов. Кроме этого, кабина 131-го ЗИЛа была просторнее, а давление в колесах регулировалось системой с внутренним подводом воздуха. Имея высокую унификацию с гражданским ЗИЛ-130, армейский грузовик отличался панорамным ветровым стеклом, что было неким нонсенсом для военной техники. Трудности возникали как с заменой разбитого триплекса, так и с транспортировкой гнутого стекла. Удивительно, что, подвергая автомобиль длительным и придирчивым испытаниям, военные специалисты слишком поздно осознали непрактичность гнутого панорамного стекла от ЗИЛ-130. 19 января 1959 года инженер-полковник Г. А. Гетманов, участвующий в испытаниях прототипов, писал главному инженеру ЗИЛа, что «применение панорамных стекол на кабине, не давая каких-либо преимуществ, серьёзно затрудняет вождение автомобиля в ночное время из-за появления сплошных бликов на стекле от фар встречных машин». От панорамного стекла не отказались, а лишь разделили его на две части.
Продолжение следует…
topwar.ru
технические характеристики и устройство :: SYL.ru
«ЗИЛ-131» — это военный автомобиль. Он состоял на вооружении армии Советского Союза. Данный автомобиль обладает высокой проходимостью и предназначался для езды при отсутствии дорог. Сегодня его можно встретить и в обычной, гражданской жизни. Однако основное предназначение «ЗИЛа» – все же работа в оборонной сфере.
История создания
Выпуск этого автомобиля начался в 1966 году на автозаводе имени Лихачева в Москве. Кузов грузовика представлял собой платформу, изготовленную из дерева. Платформа была военного или армейского типа, а задний борт откидывался. Боковые решетки борта были снабжены также откидными скамейками на 16 человек.
Производилось несколько модификаций машины «ЗИЛ-131». Выпускались бортовые автомобили с лебедкой и без нее, серии с неэкранированным электрическим оборудованием – 131А, так называемый седельный тягач 131В.
Далее, в 1986 году, на заводах начали выпускать еще одну версию на базе 131-ой модели. Это был автомобиль 131Н. В 1994 производство этих машин свернули, потому что начался выпуск более новых моделей. Однако на заводах УАМЗ производство не прекратилось и продолжалось вплоть до 2002 года.
Разработка и производство модели
Вместе с созданием полноприводного грузового автомобиля для армии инженеры завода имени Сталина, а позже завода им. Лихачева, решили, что необходимо создать принципиально новую машину. Принципы и идеи, которые лежали в основе будущего 131-го, были уже досконально опробованы на специальном, созданном в виде эксперимента, транспортном средстве «ЗИС-128». В нем выявили определенные недостатки, после испытаний проект закрыли, а на основе проекта создали первый опытный экземпляр автомобиля. Это получился унифицированный грузовик с большими перспективами.
Получилось так, что «ЗИЛ-131» появился немного ранее, нежели «ЗИЛ-130». Поэтому разработчики оснастили его 6-ти цилиндровым двигателем. Затем производители столкнулись с трудностями, которые заключались в изготовлении эксклюзивных деталей. Поэтому была выпущена переходная модель — «ЗИЛ-165». Автомобиль имел черты 157-ой модели и нового опытного автомобиля 130-й модели.
Разработчики и инженеры в ходе многочисленных испытаний выяснили, что конструкция снова несовершенна. Именно поэтому в серию этот автомобиль не пошел. Инженеры, в свою очередь, стали усиленно дорабатывать 131-ую модель.
В 1959 году проходили испытания машины. На следующее три года были большие планы по запуску серийного производства. Однако из-за возникших временных трудностей производство пришлось отсрочить. Затем 130-ый попал на конвейеры лишь в 1967 году. Это промедление начала производства пошло на пользу новому «ЗИЛу». Конструкторы и инженеры сумели очень усовершенствовать конструкцию. После этих доработок машина стала обладать гораздо большей грузоподъемностью, увеличенной скоростью. Также специалисты сумели снизить расход топлива, уменьшили радиус поворота на один метр. Кабина стала гораздо удобней, а подвеска — мягче.
«ЗИЛ-131», устройство которого постоянно менялось, был награжден знаком качества. Эта дата (февраль 1974 года) была знаковой в истории завода им. Лихачева.
Какие имеет «ЗИЛ-131» технические характеристики?
Колесная формула автомобиля — 6×6. Также он был оснащен трехместной цельнометаллической кабиной. Платформа бортов изготовлена из дерева и усилена металлическими деталями. Задний борт откидывается, есть скамейки.
Двигатель
«ЗИЛ-131» оснащался одной силовой установкой. Это был восьмицилиндровый карбюраторный агрегат. Мощность, которой обладает данный мотор, составляет 150 л. с. При этом количество оборотов — 3200 об./мин. Крутящий момент двигателя при 2000 об./мин. – 41 кГм. Расход топлива – 240 гр./ч на одну лошадиную силу. В среднем на «сотку» он потребляет от 30 до 50 литров бензина. По сегодняшним меркам это довольно много. Но в те времена о расходе топлива никто сильно не задумывался в силу его дешевизны.
Трансмиссия
КПП здесь пятиступенчатая, механическая, раздаточного типа. Также автомобиль снабжен тремя карданными валами. Ведь все три моста в машине являются ведущими. Сцепление выполнено в виде однодискового сухого типа. КПП оснащено инверторными синхронизаторами, которые позволяют включать вторую, третью, четвертую, пятую передачи. Переключения осуществляется при помощи рычага.
Колеса и резина
Первые выполнены в виде дисков. Обод закреплен при помощи 8-ми шпилек. Шины предполагают автоматическую регулировку давления.
Подвеска
Подвеска спереди; она зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.
Механизм рулевого управления представляет собой винт, шариковую шайбу и рейку, которая зацепляется с зубчатым сектором вала. Есть гидроусилитель руля.
Электрическая часть и грузоподъемность
Напряжение аккумулятора – 12 В. Также есть генератор. Зажигание представлено системой «Искра».
Грузоподъемность этого автомобиля составляет 3750 кг, при условии движения по большинству дорог. Если дорога представляет собой хороший асфальт, а машина без прицепа, то грузоподъемность увеличивается и составляет около 5000 кг. Масса снаряженного автомобиля составляет 10185 кг.
Как уже было написано выше, автомобиль выпускался в различных модификациях. И если большинство автомобилей выпускались под бензин, то в 1986 году стали сходить с конвейера грузовики «ЗИЛ-131» дизель. Грузовик такой модификации получил в название модели букву «Н».
Модификации автомобилей
Удачные технические характеристики позволили использовать базу этих машин для многочисленных модификаций. Так, автомобили в базовой комплектации выпускались с 67 по 86 год. Затем на заводах начали выпускать модель 131А, которая характеризовалась наличием неэкранированного электрического оборудования. Она отличалась отсутствием средней скамейки в кузове и выпускалась с 71 г.
Седельный тягач 131В отличался более короткой рамой, а также наличием седельно-сцепного устройства. Модель была укомплектована парой запасных колес. Тягач предназначался для буксировки полуприцепов.
Затем появилась на свет опытная модель 131Д. В будущем на ее базе выпустят «ЗИЛ-131» самосвал дизель. Второй такой же имел на борту агрегат марки «Катерпиллер». Модель была разработана в 1992 году.
Модель 131Н была оснащена новым двигателем, другим светом и оптикой, а также тентом. Ресурс машины значительно увеличился. Было несколько таких машин. 131Н1 имел дизельный двигатель и 105 л. с. Модель Н2 была также с дизелем, но несколько мощнее, 132 л. с.
Модели 131АС производились в основном для использования в условиях северных холодов. Эти автомобили отличались хорошей теплоизоляцией, отоплением, специальными противотуманными фарами, теплоизоляцией аккумуляторов, специальной, морозостойкой резиной. В такой модификации автомобиль «ЗИЛ-131» можно использовать даже при температуре воздуха до -60 градусов.
Мощная машина, обладающая колесной формулой 6×6, может свободно перевозить более 5000 кг груза. Кабина имеет капотный тип, что, возможно, и позволило этому автомобилю стать таким популярным в качестве военного транспорта. Грузовик обладает повышенной проходимостью, по сути, это вездеход. Проходимость обеспечивают одинаковые передние и задние колеса, широкопрофильная резина и клиренс в 315 мм. Такое сочетание технологических решений, как, например, автоматическая подкачка шин прямо на ходу, дифференциалы кулачкового типа с возможностью автоматической блокировки, пятиступенчатая коробка передач, наличие в некоторых моделях лебедки, позволило использовать грузовик «ЗИЛ-131» в любых условиях, в работе по любому бездорожью. Автомобиль обладает низким центром тяжести, а двигатель скрывает в себе огромные запасы мощности. Он может развить мощность в 115 л. с. Именно благодаря такому двигателю автомобиль смело едет по ровному шоссе со скоростью до 90 км/ч, забирается на подъемы до 30 градусов, а также преодолевает неглубокие реки и броды.
Данный грузовик отлично показал себя в тяжелейших условиях работы, а также получил признание и уважение водителей и автолюбителей, как гражданских, так и военных. Хоть производство этой модели закончилось в 2002 году, «ЗИЛ-131» (дизель и бензин) можно часто видеть на дорогах и в военных частях. В основном сейчас он используется в сельском хозяйстве.
Итак, мы выяснили, какие имеет «ЗИЛ-131» технические характеристики двигателя и грузоподъемность. Как видите, этот автомобиль зарекомендовал себя как одно из самых надежных транспортных средств с высокой мощностью, большим клиренсом и отличными показателями проходимости.
www.syl.ru