Самый большой двигатель в мире: Самый большой в мире двигатель Wartsilla Sulzer RTA96

Содержание

Самый большой в мире двигатель Wartsilla Sulzer RTA96

  Итак, что же особенного в этом двигателе кроме того, что он самый большой в мире? Да ничего вообщем особенного, фины не придумали ничего нового, кстати Wartsilla это финская компания, большинство конструкторов выходцы из СССР а сборку самого двигателя производит японская компания, получается от финов самому большому двигателю в мире досталось только название, ну да неважно.

Тут встал другой вопрос, куда воткнуть такой нехилый агрегат? Втыкают такие двигуны оказывается в морские суда, нефтетанкеры и контейнеровозы.
Немного фактов и характеристик. К фактам относится то, что как ни странно самым большим двигателем в мире оказался двухтактный двигатель, на который к тому же установлены четыре турбины. Как они разрываются между четырнадцатью цилиндрами Wartsilla Sulzer RTA96 мне не понятно, но факт в том, что их именно четыре.

Также стоит отметить принцип работы, который схож с принципом работы советских оппозитных двухтактных дизелей, стоявших на танках Т64. Двигатель имеет непосредственный прямой впрыск, который производится через сразу три форсунки. В головке каждого цилиндра есть выхлопной клапан, который открывается каждые два такта работы двигателя. Подача свежего воздуха осуществляется через окна, расположенные в нижней части цилиндра и открывающиеся каждый раз, когда поршень достигает нижней мертвой точки, благодаря наличию турбонаддува, вентиляция цилиндров проходит как нельзя лучше. Коленвал, имея такую массу вращается не на роликовых подшипниках, а на подшипниках скольжения, вкладышах. Ко всему вышеперечисленному можно добавить, что максимальная частота оборотов коленвала Wartsilla Sulzer RTA96 составляет около 100об\мин, что согласитесь не много для современного двигателя. Однако, низкая оборотистость самого большого двигателя в мире вполне обоснована, таким образом достигается практически полный газообмен в цилиндрах двигателя, к тому же низкая оборотистость обеспечивает долговечность трущимся деталям, что является одним из самых важных показателей. Представьте себе, как ремонтировать самый большой двигатель в мире, который установлен в машинном отделении тоже далеко не самого маленького корабля? Чтобы до него добраться, придется пол судна разворотить. Так что надежность судового двигателя очень важна. Еще один факт: Wartsilla Sulzer RTA96 является двигателем огромного электро-генератора, который вырабатывает электричество для других электро-моторов, которые и приводят в движение суда таких размеров.

Таких четырнадцати цилиндровых гигантов в мире существует пока только два. Один из них установлен на судне-контейнеровозе «Maersk Line», ну а в общем, количество двигателей Wartsilla имеющих от четырех до четырнадцати цилиндров около сотни по всему миру. Теперь технические характеристики самого большого в мире двигателя Wartsilla Sulzer RTA96.

габаритность:

вес 2300тонн

 

длина 27 метров

 

высота 13тетров

рабочий объём цилидра:

1920литров

суммарный рабочий объём:

25480литров

мощность каждого цилиндра:

8200л/с

максимальная мощность:

108920л/с при 102 об/мин

крутящий момент:

7907720 Нм при 102 об/мин

диаметр поршня:

96см

рабочий ход поршня:

2.5метра

масса поршня:

750кг

масса коленвала:

300тонн

расход топлива:

6300литров/час

Ну в общем двигатель хороший, и мощный, и большой, и жрет много, по мне так проще в такой корабль атомный реактор запихать.

Самый большой двигатель в мире от Wartsila-Sulzer [8 фото] — АвтоМания

В мире, где автомобили делятся в зависимости от того, насколько мощные их двигатели, мы иногда забываем о силе и возможностях так называемых «bad boys». К примеру, Bugatti Veyron Super Sport считается самым быстрым гиперкаром на планете. Он оснащен 8,0 литровым W-16 мотором мощностью 1200 лошадиных сил и 1500 Нм крутящего момента, с мировым рекордом скорости – 431 км/ч. Но если его сопоставить с двигателем Wärtsilä-Sulzer RTA96-C, то всемогущий Veyron сводится к моторчику от картинга. 
Wärtsilä-Sulzer RTA96-C – самый большой дизельный двигатель в мире с турбинным нагнетателем. Используется в огромных контейнеровозах. Таким судам требуется всё более и более совершенная начинка, в том числе двигатели. И именно для таких гигантов финны строят самые большие в мире единичные ДВС мощностью более 100 тысяч лошадиных сил.
Каждый из 14 цилиндров, водоизмещающий 1820 литров, производит 7780 «лошадей». Частота вращения вала у этого морского супердвигателя составляет всего 102 оборота в минуту, против 3-5 тысяч оборотов у легковых дизелей. Суммарная мощность мотора 108 920 л.с. Диаметр каждого цилиндра 960 миллиметров, ход поршня — 2,5 метра. Рабочий объём составляет 25 тысяч 480 литров. Стоить заметить, то расход топлива на всех режимах колеблется в районе 118 — 126 граммов на лошадиную силу в час, что в 1,5-2,5 раза ниже, чем у автомобильных дизелей. Но не забывайте, что судовые дизели работают на тяжёлом морском дизтопливе с куда более низким содержанием энергии. «Сухой вес» Wärtsilä-Sulzer RTA96-C – 2300 тон, коленчатый вал – еще 300 тонн. Габариты: длина – 26,7 метра, высота – 13,2 метра. Если учесть, что в создании двигателя использовали, в основном, чугун и сталь, то по очевидным соображениям, сама себестоимость уже будет огромной, не говоря уже о конечной цене Wärtsilä-Sulzer RTA96-C.
 

Самый большой двигатель в мире

Этот Двигатель — настоящий титан мира ДВС. Это машина, в прямом смысле слова, — способна не просто сдвинуть горы, а увести их на другой конец мира. Это самый большой двигатель в мире, и установлен он, на самый большой контейнеровоз в мире.

Речь идет, о финском агрегате — Wartsila – Sulzer RTA96-C; большинство конструкторов этой компании, кстати, — выходцы из СССР; а сборка самого, — монструозного двигателя, производилась в Японии!

Так что же создал, этот — интернациональный коллектив? — вот сейчас, если Вы интересуетесь авто и ДВС, Вам лучше присесть. Потому что, такая информация в голове обычного — рядового автолюбителя, усваивается с большим трудом.

  • Технические Характеристики Самого большого двигателя в мире

Представьте, Samiy Bolshoy Dvigatel имеет объем в 24 480л! Объем каждого, из 14-ати цилиндров, составляет — 1 820л! А мощность, которую вырабатывает каждый из 14-ати цилиндров, равна — 7 780л.с!

Да, — мощность просто титаническая, но — разве она велика для объема в почти 2 000л? Ведь, современные, турбированные суперкары, например Бугатти, или Коенигсегг, при объеме в 5 -8л, выдают по 1 500л.с. Так почему нельзя было сделать 40-ока литровый цилиндр, на те же 7 000л.с?

Дело в том, что это судоходный двигатель, и для чрезвычайно важен ресурс. Вы можете себе представить, чего стоит ремонт, и тем более — демонтаж такого мотора?

Только вдумайтесь; — максимальную мощность в 108 876л.с, двигатель Wartsila – Sulzer RTA96-C, выдает всего при 102 оборотах в минуту! И при этих же оборотах, достигается просто невероятный крутящий момент в 760 385Н.М.

Это очень низкооборотистый дизель, и кстати — это турбодизель, оснащенный четырьмя турбинами. И + это двухтактынй двигатель ( который имеет больший КПД, и меньше требований к топливу, в сравнении с четырехтактными агрегатами).

Здесь непосредственный впрыск топлива, и кстати — в каждый цилиндр, впрыск осуществляется, через 3 — гигантских форсунки. Но все равно, — не смотря на внедрение современных технологий, расходует этот агрегат, — 6 300л мазута в час! Но, — это монстр! Высотой в 13.2м, и длинной в 26.7м. Один этот двигатель, даже без технических жидкостей, весит 2 300т. Один только коленвал, здесь весит 300т! – вспомните сколько весят танки! Диаметр каждого из цилиндров, равен 960мм; а его ход равен 2.5м.

Вот такое вот чудо современной мысли, было установлено на контейнеровоз — Emma Maersk. Корабль, длинной в 400м, способный взять на борт, до 30 500контейнеров. У меня не получается даже представить, какого объема, здесь должны быть топливные баки.

Да, — литровая мощность такого агрегата не так велика, но Вы можете представить, какие расстояния проходят такие корабли? Опять — же, в моей голове, — такие мысли просто не получается осознать.

Как выглядит самый большой двигатель на планете

Мощность Wärtsilä-Sulzer RTA96-C впечатляет — рекордные 108 920 лошадиных сил.

Читай также: Охота за двигателями: новый экстрим на Discovery Channel

Кому и зачем нужен настолько мощный двигатель внутреннего сгорания? Ответ — датчанам. Они установили этого гиганта на не менее гигантское судно-контейнеровоз Emma Mærsk (спущено на воду в 2006-м). Нагруженная 11-ю тысячами контейнеров, “Эмма“ в паре с Wärtsilä разгоняется до 25,5 узлов (почти 50 км / час).

Источник: wikipedia.org

Движок имеет 14 цилиндров, рабочий объем — 25 тысяч 480 литров топлива, работает  со скоростью 102 оборота в минуту. В час “съедает“ порядка 6-ти тысяч 283 литров горючки. Прожорливая махина, да еще и с хилой мощностью — порядка 4,3 лошадиных сил на литр. Назревает вопрос:

  • Современные автомобилестроители из литра топлива в моторах вытягивают едва ли не 100 “лошадей“, а Wärtsilä — и пяти не дает. Зачем он нужен?

Читай также: Сила тока: интересные факты об электрокарах

Не спеши недооценивать датского монстра. Одна его лошадиная сила при средних оборотах съедает 118-126 граммов в час. Это в 1,5 — 2,5 раза ниже, чем у автомобильных дизелей. Плюс при оптимальном режиме нагрузок Wärtsilä способен преобразовать более 50% энергии топлива в механическую энергию. Таким образом, коэффициент полезного действия сего агрегата является наивысшим для двигателей внутреннего сгорания.

Источник: mechanicshub.com

Читай также: Что делать, если неисправен мотор

Владельцы кораблика, на который установлен Wärtsilä, любят мотор за то, что при низких оборотах он потребляет очень мало топлива. Финские инженеры-производители тоже довольны своим детищем. И говорят, что при наличии заказов готовы сделать еще не один такой гигантский и сверхмощный агрегат.

Смотри, как собирали, как выглядит, и как работает эта почти 5-этажная и почти 110-тысяче-сильная штуковина:

Вот тебе еще несколько снимков этого неимоверного мотора:

Самый большой и страшный мотор Volkswagen остается в производстве

Многие производители суперкаров, да и просто высокомощных автомобилей на каждый день, вынуждены отказываться от огромных бензиновых двигателей в угоду соблюдения ужесточающихся норм выбросов. Как бы компании не пытались сохранить свои 10- и 12-цилиндровые моторы, рано или поздно их приходится отправлять на страницы истории. Способствует этому и тенденция быстрорастущего спроса на электромобили. Да, казалось бы, шансов выжить у бензиновых монстров практически нет, но в Volkswagen так не думают.

В линейке концерна есть силовая установка W16 с четырьмя турбинами. Ее объем составляет 8.0 литров, и вы правильно поняли – это агрегат суперкара Bugatti Chiron. По словам начальника Bugatti Стефана Винкельманна, трансмиссия с квадро-турбонаддувом W16 еще жива и не собирается умирать, несмотря на широкую тенденцию к сокращению размеров и объемов ДВС.

Он признал, что у Bugatti есть выбор среди огромного множества двигателей Volkswagen Group, однако Стефан говорит, что миссия Bugatti, как и собственно цель проекта Chiron, кардинально отличается от других моделей концерна. “У W16, на мой взгляд, есть возможность на будущее. Это уникальное торговое предложение, стоимость которого не уменьшается”, – сказал Винкельманн. Он добавил, что руководитель Volkswagen Group Герберт Диссс “знает цену двигателя W16”.

Глава Bugatti также выразил свое мнение по поводу гибели двигателей внутреннего сгорания, подметив, что даже в этом случае W16 ничего не потеряет. “Если это последнее десятилетие ДВС, то мотор Chiron станет последним в своем роде, а последний – означает коллекционный”, – говорит Стефан.

“Даже в случае электрификации, в моторном отсеке Chiron все равно останется ДВС, ведь люди покупают эту машину исключительно ради удовольствия и получения максимально законной мощности. Стоимость EB110 стремительно растет и Veyron уверенно дорожает с каждым днем. Мне не нужно быть волшебником, чтобы предсказать, что та же участь ждет и Chiron”, – подытожил он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

напечатан самый большой ракетный двигатель

Производитель металлических аддитивных установок SLM Solutions изготовил для британской аэрокосмической компании Orbex двигатель, который назван самым большим в мире ракетным двигателем, созданным с помощью 3D-печати.

Двигатель для коммерческой орбитальной ракеты-носителя Prime был напечатан на 3D-принтере как цельнометаллическое изделие и будет использоваться для доставки на орбиту небольших спутников. Ракета Prime была недавно официально представлена в ходе церемонии открытия нового головного предприятия Orbex в Форресе (Шотландия), созданного при поддержке фонда Европейской комиссии Horizon 2020, Космического агентства Великобритании (UKSA) и других частных и общественных организаций.

На торжественной церемонии Грэм Тернок, исполнительный директор UKSA, заявил: «Новый проектный комплекс Orbex – еще один шаг Великобритании к самостоятельным коммерческим запускам ракет. Это укрепление ее лидерских позиций в Европе в глазах тех, кто устремляет свой взор на орбиту Земли и за ее пределы в поиске новых возможностей».

Исполнительный директор Космического агентства Великобритании Грэм Тернок выступает на официальной презентации ракеты Prime. Фото: Orbex 

От безвестного стартапа до инвестиций в 40 миллионов долларов

Orbex была основана в 2015 году с целью вывода на земную орбиту коммерческих аппаратов формата «кубсат» – небольших спутников с массой в несколько килограммов. Компания работала «в режиме невидимости» до июля 2018, когда она объявила о привлечении частного и государственного финансирования в размере 30 млн фунтов стерлингов (40 млн долларов США). Тогда же была официально подтверждена информация о том, что UKSA предоставит Orbex возможность производить запуски с космодрома в Сазерленде, используя его совместно с американским конкурентом – компанией Rocket Lab.

Благодаря 3D-печати Prime стала на 30% легче и на 20% эффективнее по сравнению с любой другой ракетой-носителем этой категории

Легкая ракета-носитель Prime от Orbex заправляется жидким кислородом и пропаном – газом, который является нетоксичной и более дешевой альтернативой водороду. Как и у многих других современных ракет, разгонный блок Prime рассчитан на многократное использование, что снижает объем отходов, возникающих в процессе запуска.

Ракета Prime высотой 19 м и диаметром 1,3 м способна доставлять полезную нагрузку в 150 кг на высоту до 500 км. В этом отношении она сопоставима с ракетой Electron компании Rocket Lab, полезная нагрузка которой составляет от 150 до 225 кг, однако следует учесть, что в этих двух ракетах используются разные виды топлива.

3D-печать двигателя для ракеты Prime

Двигатель для ракеты Prime был напечатан компанией SLM Solutions на крупноформатном 3D-принтере SLM 800. Камера построения SLM 800 имеет размер 260×500 мм и позволяет печатать детали высотой до 800 мм – то, что необходимо для двигателя Orbex.

Крупный план двигателя ракеты Prime, напечатанного как единое целое. Фото: Orbex

Двигатель был изготовлен из никелевого сплава, и аддитивный способ производства позволил  Orbex затратить на 90% меньше времени и сократить расходы более чем на 50% по сравнению с традиционной  обработкой на станках с ЧПУ. Кроме того, по мнению специалистов, такой способ изготовления двигателя дал возможность сделать ракету Prime «на 30% легче и на 20% эффективнее по сравнению с любой другой ракетой-носителем этой категории». На этапе разработки концепции стратегический инвестор Orbex – компания Elecnor Deimos Space продемонстрировала, что масса ракеты Prime составляет всего 18 тонн.

Один из ключевых факторов в процессе производства двигателя – 3D-печать металлом в виде цельного изделия, что существенно повышает его общую надежность в силу отсутствия каких-либо стыков и швов. Рассказывая о процессе создания двигателя, Лукас Панкевич, специалист SLM Solutions по применению 3D-печати, отмечает: «Мы стремились оправдать ожидания команды Orbex в отношении качества и сделать двигатель пригодным для аддитивного производства без ущерба для его функциональности. При подготовке данных была индивидуально настроена каждая поддерживающая структура, чтобы обеспечить наилучшее качество в каждой секции двигателя, учитывая, помимо прочего, процесс постобработки».

Ждем запуска в 2021 году!

В индустрии частных космических запусков появляется все больше конкурентов, которые спешат занять место лидера на коммерческом рынке. Стремясь снизить уровень затрат и разрабатывать новые, облегченные конструкции, многие производители в этой сфере прибегают к использованию 3D-принтеров для производства двигателей. Так, 3D-печать использовалась при создании двигателя Superdraco компании Space X, двигателя AR1 (Aerojet Rocketdyne), двигателя Rutherford (Rocket Lab) и отдельных деталей двигателей серии BE компании Blue Origin.

Первый запуск ракеты Orbex Prime с напечатанным на 3D-принтере двигателем запланирован на 2021 год – это будет вывод экспериментальной полезной нагрузки для компании Surrey Satellite Technology, являющейся лидером в области применения 3D-печати.

Выступая на церемонии официального представления ракеты Prime, Крис Лармор, генеральный директор Orbex, отметил: «Сегодня компания Orbex сделала несколько больших шагов вперед, создав нечто уникальное для Европы — хорошо финансируемый частный проект по запуску микроспутников, за которым стоят отличные производственные возможности, тесное сотрудничество с промышленными предприятиями и быстрый рост числа коммерческих клиентов».


Перевод с английского. Оригинал этого материала на сайте 3dprintingindustry.com


Статья опубликована 05.04.2019 , обновлена 03.11.2020

Двигатель Scania V8 мощностью 730 л.с. не имеет себе равных по силе

Компания «Scania» запустила в серийное производство двигатель мощность 730 л.с., способный  развивать крутящий момент 3500 Нм на 1000-1350 об/мин. Сегодня это самый мощный двигатель, который устанавливается на автомобилях, предназначенных для перевозки грузов по дорогам общего пользования. Новый двигатель гармонично завершает модельный ряд V-образных двигателей Scania мощностью 500, 560, 620 и 730 л.с.

По сравнению с существующими 16-литровыми двигателями рабочий объем 730-сильного двигателя DC1623 увеличился с 15,6 л до 16,4 л. Его блок цилиндров выплавляется из высокопрочного чугуна с добавлением шаровидного графита. Изготовленный по такой технологии блок двигателя имеет повышенную прочность и относительно низкий вес.

На новом двигателе применена система непосредственного впрыска топлива «common rail», разработанная совместно с американской компанией «Cummins». Преимуществами такой системы являются:

— независимость момента и продолжительности впрыска топлива от положения распредвала,

— высокое давление впрыска топлива: в среднем оно составляет 1800 бар, но может доходить и до 2400 бар,

— возможность регулирования давления впрыска топлива независимо от скорости вращения двигателя и объема впрыскиваемого топлива.

Кратко о принципах функционирования системы «common rail». Из бака топливо подается насосом низкого давления и проходит через фильтр — влагоотделитель. Насос низкого давления сжимает топливо до 9-14 бар в зависимости от скорости вращения двигателя. Затем, проходя через дозирующий впускной клапан, топливо попадает в насос высокого давления. Объем входящего топлива напрямую зависит от уровня давления в топливной рампе, который определяется электронным блоком управления с учетом режима работы двигателя (его скорости, нагрузки, давления наддува и т.п.). Насос высокого давления повышает давления топлива до 500 бар на холостом ходу и до 2400 бар во время движения. Через топливные аккумуляторы топливо попадает в трубопровод высокого давления (топливную рампу). Датчик давления, размещенный в топливных аккумуляторах, посылает сигнал электронному блоку управления о давлении в топливной рампе. Если давление становится слишком высоким, то часть топлива отводится через механический сливной клапан обратно в бак. Далее топливо впрыскивается в камеру сгорания через распылители форсунок. Схематично, форсунка представляет собой двухпозиционный клапан. Форсунка «открывается», когда к ней подается ток электронным блоком управления, и, наоборот, когда тока нет, форсунка закрыта. Продолжительность нахождения форсунки в открытом состоянии и давление в топливной рампе определяют объем впрыскиваемого топлива в камеру сгорания.

Для улучшения приемистости двигателя на низких оборотах используется турбонагнетатель с изменяемой геометрией. Изменяющаяся площадь поверхности лопастей турбонагнетателя позволяет регулировать скорость его вращения независимо от скорости вращения двигателя и интенсивности потока отработавших газов.

Автомобили с новым двигателем DC1623 730 л.с. соответствуют требованиям экологических классов 5 и 6. Для снижения уровня содержания вредных веществ в отработавших газах компания «Scania» применила систему избирательной каталитической нейтрализации SCR.

730-сильный двигатель эксплуатируется в сочетании с 14-ступенчатой КПП и системой автоматического переключения передач «Opticruise». Несмотря на огромную мощность двигателя, редуктор заднего моста может быть одноступенчатым.

Наряду с новым двигателем DC1623 линейка V-образных двигателей Scania включает в себя двигатели мощностью 500, 560, 620 л.с. Сегодня компания «Scania» позиционирует свои автомобили с V-образными двигателями как самостоятельный модельный ряд Scania V8. Такие грузовики можно будет легко узнать по значку «V8» на решетке радиатора темно-серебристого цвета с хромированными элемента.

Как отмечает старший вице-президент компании «Scania» Хенрик Хенрикссон, при приобретении автомобилей Scania V8 подавляющее большинство заказчиков  руководствуются  исключительно рациональным соображениями.  Для повышения эффективности своих транспортных операций они выбирают автомобили с высокой производительностью и надежностью. Неслучайно, что в сегменте рынка грузовых автомобилей с двигателями мощностью свыше 600 л.с. доля компании «Scania» составляет более 50 %.

Двигатели Евро5 DC 16 23 DC 16 17 DC 16 18 DC 16 19
    Макс. мощность, л.с. (кВт)  730 (537)  620 (456) 560 (412) 500 (368)
при об/мин 1900 1900 1900 1800
    Макс. крутящий момент, Нм   3500 3000 2700 2500
при об/мин 1000-1350  1000-1400  1000-1400  1000-1350 

Двигатели Евро4 DC 16 08 DC 16 05 DC 16 06
    Макс. мощность, л.с. (кВт)  620 (456) 560 (412) 500 (368)
при об/мин 1900 1900 1900
    Макс. крутящий момент, Нм   3000 2700 2400
при об/мин 1100-1400  1100-1400  1100-1400 
Двигатели Евро3 DC 16 03 DC 16 04
    Макс. мощность, л.с. (кВт)  580 (426) 500 (368)
при об/мин 1900 1900
    Макс. крутящий момент, Нм   2700 2400
при об/мин 1100-1300  1100-1300 

15 крупнейших двигателей в мире

Добро пожаловать в наш список крупнейших двигателей в мире. Мы решили выбрать как исторические, так и современные примеры, так как тема является всеобъемлющей. От скромных наземных двигателей внутреннего сгорания до космических ракет, бросающих вызов гравитации, следующий список представляет собой эклектичное сочетание старого и нового.

Некоторые из них являются поистине удивительными технологиями, другие имеют историческое значение и были включены в качестве почетных членов в клуб этих огромных «вьючных животных».»

Какие двигатели являются самыми большими в мире?

Итак, без лишних слов, вот некоторые из самых впечатляющих двигателей в мире всех времен. Этот список далеко не исчерпывающий и в нем нет определенного порядка.

1. Это, вероятно, самый большой в мире турбовентиляторный двигатель.

Источник: General Electric.

При весе чуть менее 18 300 фунтов ( 8300 кг), GE90-115B является самым большим в мире реактивным двигателем. (5.5 м) длиной и шириной 11,25 футов (3,4 м) и шириной , этот невероятный двигатель установил мировой рекорд по тяге 127 900 фунтов . Это зверь!

На веб-сайте GE Aviation поясняется, что «в 1995 году двигатель GE90 дебютировал на борту самолета British Airways 777 вместе с первыми в истории лопастями вентилятора из композитного углеродного волокна коммерческой авиации. Ранние модели двигателей GE90 имели мощность от 74000, до 94000 фунтов. тяги, и сегодня он остается самым большим в мире ТРДД.»

2. Это один из крупнейших серийно выпускаемых авиационных поршневых двигателей в США.

Источник: Highflier / Wikimedia Commons.

Pratt & Whitney R-4360″ Wasp Major «представлял собой четырехрядный радиально-поршневой авиационный двигатель. спроектирован и построен во время Второй мировой войны. «Wasp Major» был одним из самых больших авиационных радиально-поршневых двигателей, которые производились серийно в Соединенных Штатах.

Последний из семейства и кульминация поршневого двигателя Пратта и Уитни Технология двигателей, война закончилась до того, как двигатель можно было внедрить и использовать в боевых самолетах.

Восемь из этих зверей использовались на знаменитом «Spruce Goose» H-4 Hercules, каждый производил 3000 л.с.

С таким именем можно надеяться, что двигатель оправдает ожидания. Конечно, может, 71-литровая версия имела 28 цилиндров , в радиальной конфигурации и выходную мощность 3500 л.с. .

3. Это может быть самый большой в мире радиальный двигатель

Источник: Санджай Ачарья / Wikimedia Commons

Давайте представим Lycoming XR-7755. 127 литров , мощность 5000 тормозных лошадиных сил с использованием 36 цилиндров и весом 2,7 тонны , если это не большой двигатель, мы не знаем, что это такое.

Lycoming XR-7755 был и остается самым большим авиадвигателем с поршневым приводом из когда-либо произведенных. Он был предназначен для использования на ВВС США «Европейский бомбардировщик» (который в конечном итоге стал B-36 Corsair). Проект был отменен в 1946 году, и ВВС США переключили внимание на реактивные двигатели.

4.Встречайте самый большой в мире ветряк

Источник: Siemens

Siemens SWT-6.0-154 — это массивная морская ветряная турбина. Он имеет мощность 6 МВт и охватываемую площадь 18 600 метров .

Турбина основана на технологии прямого привода Сименс и имеет меньше движущихся частей, чем аналогичные технологии прямого привода. Головка весит не более 360 тонн . Сименс заявляет, что сочетание прочности и небольшого веса значительно снижает затраты на установку и техническое обслуживание, а также увеличивает срок службы.

Согласно Siemens, двигатель извлекает выгоду из «нашего уникального опыта работы на море, ветряная турбина с прямым приводом SWT-6.0-154 предназначена для работы в широком диапазоне морских условий окружающей среды. SWT-6.0-154 разработана в соответствии со стандартами IEC 1. может быть развернут в любом известном оффшорном местоположении. Ротор 505 футов (154 мт), разработанный специально для морских турбин Siemens с прямым приводом, имеет рабочую площадь ротора 200208 футов2 (18600 мт2) , что позволяет максимально увеличить выход энергии на море местоположения, от внутренних вод с умеренными ветровыми ресурсами до наиболее уязвимых морских участков.»

5. Это самый большой (по длине) паровоз

Источник: Fandom

Построенный между 1941 и 1945 годами, Union Pacific Railroad класса 4000 были самыми длинными паровозами из всех построенных. по уважительной причине сочлененные паровозы 4-8-8-4 вышли из эксплуатации в 1959 году. Вскоре после этого они были заменены дизельными двигателями.

При длине 82 фута (25 м) и тяговом усилии чуть более 135 000 фунтов. -сила, это были действительно мощные машины.

6. Познакомьтесь с тем, что когда-то было самым большим дизельным двигателем в мире

Источник: kbhmuc / YouTube

Установленный на электростанции HC Ørsted в Дании, B&W CM 884WS-150 был самым большим дизельным двигателем в мире в период с 1932 по 1962 год. чудовищный, это был восьмицилиндровый двухтактный дизельный двигатель.

Размер двигателя захватывает дух: почти длина 82 фута (25 м) , 41 фут ( 12,5 м) высота и вес 1400 тонн .Его коленчатый вал весит 140 тонн только , а весь двигатель потребляет 40 тонн смазочного масла. Хотя данные о рабочем объеме отсутствуют, говорят, что двигатель мощностью 22 500 л.с. .

7. Самый большой промышленный турбинный двигатель

Источник: GE

Турбинный генератор GE ARABELLE мощностью 1750 МВт (эл.), Предназначенный для использования на атомных электростанциях, преобразует пар в электричество. Лопатки турбины весят 176 фунтов (80 кг) и сами по себе.

Согласно GE, паровые турбины Arabelle вырабатывают мощность от 700 МВт до 1900 МВт как в 50, так и в 60 Гц циклах и могут быть адаптированы к любым условиям теплоотвода с выбором модулей низкого давления и типов. Благодаря уникальной конструкции однопоточного расширения пара, повышающей эффективность, до сварных роторов и независимой конструкции выхлопа низкого давления, которая снижает нагрузки на фундамент, Arabelle может оправдать ожидания самых требовательных производителей ядерной энергии.

8. Считается, что это самый большой ракетный двигатель в мире.

Источник: stux / Pixabay

В общей сложности 363 фута (110,6 метра), высота и высота 18,5 футов (5,6 метра), только для двигателя, Ракета Saturn V была самой большой из когда-либо созданных. Она оснащалась двигателем F-1, созданным подразделением Rocketdyne компании Rockwell International. Она имела тягу в 1,5 миллиона фунтов и доставила первых астронавтов на Луну, совершив шесть успешных посадок между ними. 1969 и 1972 годы в программе Project Apollo.

Полностью заправленный топливом Saturn V весил 6,1 миллиона фунтов. В качестве топлива на F-1 использовался керосин и жидкий кислород, которые перекачивались турбонасосом F-1 на 2 500 фунтов со скоростью 42 500 галлонов в минуту.

9. Возможно, это самый большой автомобильный двигатель всех времен.

Источник: Жан-Ноэль Россиньоль / YouTube

FIAT S76, построенный между 1910-11 годами, позже переименованный в FIAT 300 HP Record, был разработан специально для того, чтобы побить рекорд наземной скорости, установленный в то время Блитценом Бенцом.Он имеет 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 1,730,2 дюйма 3 (28,353 см, 3 ) и выдавал 290 л.с. (290 л.с. / 213 кВт) при 1900 об / мин . Он был настолько мощным, что Fiat приходилось соединять двигатель с колесами с помощью тяжелых металлических цепей. Зверь смог достичь максимальной скорости 134 миль в час (215 км / ч).

Изначально были построены два двигателя, первый из которых был приобретен русским князем Борисом Сухановым в 1911 году, до революции.Затем S76 и его двигатель были перевезены в Австралию, где автомобиль был оснащен двигателем Stutz, но в конечном итоге разбился в 1924 году. Второй S76 остался у Fiat и списан в 1920 году.

10. Вот самый большой судовой двигатель.

Источник: 512Bit / YouTube

Финский Wärtsilä-Sulzer RTA96-C, оснащенный одними из крупнейших океанских контейнеровозов в мире, представляет собой великолепное инженерное сооружение. Состоящий из двухтактного турбонагнетателя, работающего на мазуте, он может быть сконфигурирован для работы от шести до четырнадцати цилиндров.

RTA-96-C — самый большой поршневой двигатель в мире, его мощность составляет 108 920 л.с. Его двигатель работает с 22 до 102 об / мин. и имеет коленчатый вал массой 300 тонн . При потреблении более 39 баррелей нефти в час, его работа стоит 34 доллара за минуту !

11. Это один из самых больших локомотивных локомотивов всех времен

Источник: Zimo

Не по длине, но в остальном это большой локомотив.Этот монстр длиной 83 фута (25 м), получивший прозвище «Большой удар», 8 500 л.с., был поистине впечатляющим произведением инженерной мысли. Он использовал установку из трех автомобилей. Первый держал кабину управления и дизель-генератор; второй — огромный десятикамерный газотурбинный двигатель, работающий на жидком топливе; и последний вмещал 24 000 галлонов топлива.

Построенный компанией Union Pacific, этот двигатель был невероятно неэффективным и был окончательно списан в 1969 году.

12. Это действительно огромный двигатель

Источник: Дионисий Пурба / Wikimedia Commons

Двигатели Caterpillar серии 797 для самосвалов являются еще одним самых мощных двигателей в мире.Эти двигатели используются в гигантских тягачах, а самый большой из серии, 797F, представляет собой очень впечатляющее произведение инженерной мысли.

Приводится в действие турбодизельным двигателем V20 объемом 106 л, мощностью не менее 4000 л.с. . Он настолько огромен, что на одну замену масла требуется около 178 галлонов (675 литров) масла.

13. Вот еще один огромный двигатель

Источник: Karsini / Wikimedia Commons

Двигатель EMD объемом 645–169 литров — еще один из самых больших двигателей в мире.Этот двигатель, который используется в локомотивах и самосвалах, и это лишь некоторые из применений, действительно очень мощный.

Он, например, использовался для питания огромного тягача Terex 33-19 «Титан» массой 231 тонна (ныне списанный). Эти двигатели имеют 16 цилиндров , рабочий объем чуть менее 170 литров и могут производить около 3000 л.с. при об / мин. Не так уж и плохо.

14. Это может быть самый большой в мире коммерческий реактивный двигатель

Источник: GE

GE9X широко считается самым большим коммерческим реактивным двигателем, находящимся в эксплуатации в настоящее время.Созданный GE, этот двигатель был специально разработан для использования в новом Boeing 777X.

В настоящее время двигатель занесен в Книгу рекордов Гиннеса по самой высокой зарегистрированной тяге среди всех двигателей в своем классе — 134 300 фунтов. Он также оказался примерно на на 10% эффективнее своих предшественников.

15. Это самый большой из сохранившихся одноцилиндровых двигателей в мире.

Источник: deshowcase

И, наконец, этот старый двигатель является самым большим из сохранившихся одноцилиндровых двигателей в мире.Названный 100-дюймовым двигателем Grand Junction, он был построен компанией Harvey & Co из Хейла в 1869 году и использовался для перекачивания воды.

Этот двигатель был одним из шести, когда-либо построенных на заводе в Корнуолле, Англия. Примерно во время его строительства около 70% лондонской воды перекачивалось двигателями Харви.

Этот двигатель использовался вплоть до 1940-х годов и был законсервирован до конца 1950-х годов.

Итак, мы выбрали одни из самых больших двигателей в мире.

Внутри самого большого двигателя в мире — как это работает

1. Впрыск топлива

Клапаны впрыска топлива с электронным управлением могут управляться индивидуально, а не вместе. При впрыске в цилиндр и смешивании с воздухом топливо готово к комбинированному взрыву.

2. Выхлоп

Выхлопные газы хранятся в этой камере для выпуска или повторного использования. Двигатель перерабатывает выхлопные газы для оптимальной эффективности.Смешиваясь со свежим воздухом, он возвращается в двигатель для повторного использования. Это увеличивает топливную экономичность на 12 процентов.

3. Цилиндр

В цилиндрах двигателя происходит внутреннее сгорание. У самого большого двигателя их 14, каждый мощностью 5720 кВт.

4. Поршень

Этот газонепроницаемый компонент перемещается в соответствии с объемом и давлением внутри цилиндра. Будучи соединенным со штоком, его движение приводит в действие всю роторную систему.

5. Платформы для людей

Огромные размеры этого двигателя означают, что для обслуживающей бригады требуются платформы и лестницы разного уровня, чтобы добраться до необходимых деталей.

6. Крейцкопф

RT-flex — дизельный двигатель крейцкопфа. Это означает, что в нем есть блок между поворотным и продольным механизмами. Без этого бокового движения ротор толкал бы шток поршня к боковой стороне цилиндра, изнашивая двигатель.

7.Соединительный стержень

Этот рычаг передает кинетическую энергию от поршня к коленчатому валу. Он делает это, дополняя действия обеих систем при их соединении.

8. Опорная плита

Это основа двигателя. Опорная плита RT-flex настолько велика, что состоит из нескольких частей, сваренных вместе. Его прочность необходима, чтобы выдержать вес всей движущейся конструкции и удерживать все ее компоненты в одном положении.

9. Маховик и коленчатый вал

Коленчатый вал двигателя преобразует вертикальное движение шатунов в энергию вращения, заставляя маховик вращаться.Маховик накапливает энергию вращения. При установке на корабль двигатель здесь соединяется с гребными винтами, чтобы толкать судно по воде. Эта энергия вращения может вращать гребные винты 102 раза в минуту.

7 гигантских двигателей, которые точно не поместятся в вашей Honda

Как любители автомобилей с большим рабочим объемом, мы не можем не восхищаться некоторыми из гигантских двигателей, предназначенных для работы за пределами автомобильного мира.

1.BMW VI — 47-литровый

Этот 47-литровый бензиновый двигатель V12, построенный в 1920-х годах, использовался почти исключительно в качестве авиационного двигателя, за некоторыми исключениями. Он приводил в движение причудливый экспериментальный поезд Schienenzeppelin с винтом, а в последнее время и автомобиль: Brutus .

Построен сотрудником Auto-und Technikmuseum Sinsheim — где большую часть времени находится машина (если можно так ее назвать) — Brutus хорош для 750 лошадиных сил.Звучит много, но для этого требуется много мощности: двигатель сам по себе весит более 500 кг, в то время как весь автомобиль — построенный на шасси старой пожарной машины — весит около 2,5 тонн.

2. Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major — 71-литровый

Помимо яркого румяного названия, Wasp Major является чем-то вроде зверя — с точки зрения мощности и размеров.Этот 71-литровый авиационный двигатель имеет 28 цилиндров в радиальной конфигурации и имеет выходную мощность 3500 л.с.

В знаменитом «Spruce Goose» Hughes H-4 Hercules использовалось восемь штук, каждая из которых развивала 3000 л.с.

3. Caterpiller C175-20 — 106 литровый

Гигантские тягачи

Caterpiller серии 797 оснащены довольно впечатляющими двигателями внутреннего сгорания.Самый большой, 797F, оснащен 106-литровым турбодизельным двигателем V20, который развивает мощность в 4000 л.с. Хотите заменить масло? Для заполнения C175-20 потребуется 675 литров материала.

Что необычно для грузовика такого размера, двигатель фактически приводит в действие колеса через преобразователь крутящего момента, где обычно двигатель действует как генератор, приводящий в действие тяговые электродвигатели.

4. Lycoming XR-7755 — 127 литровый

Двигатели Wasp Major пошли на вооружение Convair B-36, но бомбардировщик мог бы получить комплект этих двигателей Lycoming, если бы проект не был отменен в 1946 году.Другой радиальный двигатель XR-775 имеет объем 127 литров и 36 цилиндров.

Каждый двигатель весит 2,7 тонны и способен развивать мощность до 5000 л.с. По сей день он является крупнейшим из когда-либо созданных поршневых авиационных двигателей.

5. EMD 645 — 169-литровый

Показанный выше на локомотиве из Северной Ирландии, применение этого двигателя, которое нас больше всего интересует, — это его обслуживание в уже выведенном из эксплуатации тягаче Terex 33-19 «Титан» (внизу).Учитывая, что он имеет вес нетто 231 тонну и может принимать полезную нагрузку до 317 тонн, ему нужно немного толкнуть, чтобы заставить его двигаться.

Таким образом, двигатель EMD 645 имеет 16 цилиндров, смещает 169 цилиндров.15 литров и развивает около 3000 л.с. при 900 об / мин. Этот двигатель приводит в действие квинтет электрических тяговых двигателей на четырех задних колесах, обеспечивая максимальную скорость чуть менее 30 миль в час.

6. Ч / Б CM 884WS-150

Установлен в H.Электростанция С. Эрстед в Дании, этот чудовищный восьмицилиндровый двухтактный дизельный двигатель с 1932 по 1962 год носил титул крупнейшего в мире дизельного двигателя.

Его масштабы поражают воображение: он почти 25 метров в длину, 12,5 метра в высоту и весит 1400 тонн. Коленчатый вал толщиной 730 мм сам по себе весит 140 тонн, а на все это потребуется 40 тонн смазочного масла. В то время как данные о рабочем объеме отсутствуют, показатель мощности равен : он выдает 22 500 л.с.

Считается, что он используется в качестве резервного источника питания, хотя после выхода на пенсию он был открыт для посещения представителями общественности.

7. Wärtsilä-Sulzer RTA96-C — 25 000 литров

Блок B&W — вещь впечатляющая, но она бледнеет по сравнению с этим двухтактным дизельным зверьком от финской компании Wärtsilä.Этот судовой двигатель предназначен для установки на некоторые из крупнейших в мире контейнеровозов, и в своем самом большом 14-цилиндровом двигателе его объем составляет 25 480 литров.

Это самый большой поршневой двигатель в мире, его мощность составляет 108 920 л.с. Он работает с частотой вращения двигателя от 22 до 102 об / мин и имеет коленчатый вал массой 300 тонн.

Любые другие гигантские двигатели, которые вас впечатляют? Размещайте их в комментариях!

Топ-10 крупнейших двигателей в США.S.-Market Cars

По мере того как рынок новых автомобилей смещается в сторону малолитражных двигателей с турбонаддувом, большие грубые двигатели становятся все реже. Уменьшают размеры своих двигателей не только обычные седаны среднего размера, но и суперкары: Ferrari 458 Italia имеет 4,5-литровый V-8, а McLaren 12C — еще меньший 3,8-литровый V-8. Но не все потеряно, и для тех, кто все еще верит, что нет замены объемному двигателю, вот 10 самых больших двигателей, которые вы можете получить в США

10. Lamborghini Aventador: 6.5-литровый, 691 л.с. и 509 фунт-фут V-12

Вы знаете, что вас ждет хорошее время, когда у Lamborghini Aventador самый маленький двигатель в вашем списке. Безнаддувный V-12 Aventador с рабочим объемом всего 6,5 литров развивает 691 л.с. и 509 Нм крутящего момента. Это делает его самым маленьким и вторым по мощности движком в этом списке. Мы уже хорошо начали, не так ли?

«Мощность на высоких оборотах огромна, мягко говоря, а крутящий момент на средних оборотах кажется почти излишним — пока вы не вспомните, что избыток может быть действительно хорошей вещью.Независимо от того, является ли скорость двузначной или трехзначной, двигатель тянет и тянет сильно. А саундтрек — глубокий, оперный, механизированный благозвучие — это музыка, которая никогда не стареет ». — исполнительный редактор Рон Киино

См. Все 32 фотографии

9. Rolls-Royce Ghost / Wraith: 6,6-литровый, 563-624 -hp и 575-590 фунт-фут твин-турбо V-12 (6592 куб.см)

6,6-литровая силовая установка V-12 твин-турбо под капотом седана Rolls-Royce Ghost и купе Wraith может носить значок легендарный британский автопроизводитель, но двигатель BMW родился и вырос.

«Как и любой отличный двигатель Rolls-Royce, V-12 Ghost является образцом легкого движения, необычайно плавного и бесшумного. Он также очень мощный, с 536 л.с. и 575 фунт-фут крутящего момента от всего 1500 оборотов в минуту, превращая Ghost в крылатую ракету с кожаной подкладкой, способную разгоняться от 0 до 100 км / ч за 4,3 секунды ». — главный редактор Ангус Маккензи

Посмотреть все 32 фото

США все еще знают, как сделать большой двигатель V-8. Chevy Silverado и GMC Sierra HD заработали свои места в этом списке благодаря своим 6.6-литровый турбодизель V-8 в паре с трансмиссиями Allison. Комбинация настолько хороша, что мы назвали Silverado HD с дизельным двигателем нашим грузовиком года в 2011 году.

«Однако в случае турбодизеля производительность значительно улучшилась [по сравнению со старым Silverados], несмотря на 109 фунтов веса. Увеличение веса Silverado 3500HD 2011 года достигло 60 миль в час всего за 7,0 секунд, что значительно быстрее, чем более легкая газовая 2500HD 2011 года и снесла двери предыдущим Silverado HD.Дизельный грузовик закончил квартал за 15,4 секунды на высоте 87,9 м ». — заместитель главного редактора / редактор Truck Trend Эллисон Харвуд

См. Все 32 фотографии

7. Ford F-Series Super Duty: 6,7-литровый двигатель мощностью 400 л.с. и 800 фунт-фут турбодизель V-8 (6651 куб.см)

6,7-литровый турбодизельный V-8 Ford Super Duty Powerstroke не самый большой из тяжелых пикапов, но его восемь цилиндров не только производят больше лошадиных сил, чем его конкуренты из Детройта, но и создать потрясающий крутящий момент в 800 фунт-фут.

«Инженеры разработали компоновку двигателя, чтобы упростить управление шумом и вибрацией, и в результате их работы стал невероятно тихим двигателем; Это современный дизельный двигатель, который не слышен на расстоянии, и не создает шума в салоне, как это было в отрасли последние пару лет.Тем не менее, он намного мощнее, чем раньше, благодаря чему Super Duty ускользает от светофоров, как мощный хотрод ». — помощник главного редактора / редактор Truck Trend Эллисон Харвуд

См. Все 32 фотографии

6. Ram HD: 6.7- 1-литровый, 350–385 л.с. и 660–850 фунт-футов с турбонаддувом I-6 (6690 куб. см)

В полноразмерных тяжелых грузовиках главное значение имеет крутящий момент. Ни один грузовик не может предложить крутящий момент больше, чем доступный крутящий момент в 850 фунт-фут в линейке Ram HD. Не поэтому Ram занял место в этом списке: его 6 от Cummins.7-литровый турбодизель делает его шестым по величине двигателем, доступным в США, в то время как его рядная шестицилиндровая конфигурация дает здесь самое низкое количество цилиндров наряду со вторым лучшим показателем крутящего момента.

«В 2012 году Ram повысила свою игру, представив новый высококлассный пакет отделки салона Laramie Longhorn и новый высокопроизводительный двигатель, который доводит крутящий момент до просто ошеломляющих 800 фунт-фут и включает в себя усиленный преобразователь крутящего момента. и цифры звучат впечатляюще, но действительно ли они превращают Ram в грозу, когда резина встречается с дорогой? Когда дело дошло до наших стандартных тестов производительности, ответ был решительным «нет».'» — помощник редактора Рори Юрнецка

Просмотреть все 32 фотографии

5. Bentley Mulsanne: 6,7-литровый, 505-сильный и 752 фунт-фут твин-турбо V-8 (6727 куб.см)

Владельцы могут подумать о Bentley Mulsanne как о Британская сталь, но, как и Rolls-Royces в этом списке, флагманский роскошный седан был построен с помощью немцев. Это не меняет того факта, что Mulsanne имеет пятый по величине двигатель в США. 6,7-литровый двигатель V-8 с твин-турбонаддувом — но не позволяйте Bentley перепродавать его как шестицилиндровый.75-литровый агрегат.

«[Этот новый Mulsanne] 6,75-литровый двигатель V-8 с двойным турбонаддувом развивает крутящий момент 752 фунт-фут при 1500 об / мин. 16-цилиндровый четырехцилиндровый двигатель Veyron… На самом деле, крутящий момент настолько велик, что наш редактор дорожных испытаний Скотт Мортара продолжал настаивать на том, что Mulsanne — это дизель. Самый последний и лучший Bentley сходит с конвейера, как секвойя, попавшая во временное наводнение.Его просто не остановить ». — старший редактор функций Джонни Либерман

См. Все 32 фотографии

4. Rolls-Royce Phantom: 6,7-литровый, 453-сильный и 531 фунт-фут V-12 (6789 куб. См)

Есть старая автомобильная городская легенда о том, что Rolls-Royce отказался публиковать характеристики двигателя, а вместо этого просто охарактеризовал выходную мощность как «адекватную». Большой 6,7-литровый двигатель V-12 мощностью 453 л.с., безусловно, соответствует этому описанию.

«В целом оказавшись за рулем, я почувствовал себя шофером.В чем, я полагаю, и есть весь смысл … если крепость одиночества — это то, что вам нужно, подумайте о Phantom Saloon, хотя с точки зрения вождения нет большой разницы между новым и старым. 6,75-литровый двигатель V-12 с прямым впрыском топлива остался прежним. Власть по-прежнему «адекватная». Настолько, что никто из Rolls ни разу не упомянул выходную мощность (если вы достаточно грубый, чтобы спросить, 453 лошадиных силы и 531 фунт-фут крутящего момента) ». — старший редактор функций Джонни Либерман

Просмотреть все 32 фотографии

To Сказать, что LS7 в Corvette Z06 и 427 и предстоящий Camaro Z / 28 является одним из наших любимых двигателей, было бы преуменьшением.Большой толкатель V-8 имеет объем 7,0 литров и легко выдает 505 л.с. и 470 фунт-фут крутящего момента без каких-либо модных турбонагнетателей или нагнетателей. LS7 — великолепный двигатель с постоянно включенной мощностью и мощнейшим сильфоном V-8.

«На улице 427 кажется таким же чудовищным, как и Z06. Грубая мощь LS7 кажется безграничной, и выход на его 7000 оборотов в минуту — это просто просьба о встрече с Джонни Лоу. Это действительно так. Жаль, что клапаны в глушителях не открываются, пока вы не превысите 3000 об / мин и не встанете на них, потому что вы услышите этот великолепный звук двигателя только на секунду, прежде чем окажетесь на территории уголовного преступления. — помощник редактора Скотт Эванс

См. Все 32 фотографии

2. Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse: 8,0-литровый, 1200-сильный четырехцилиндровый турбированный двигатель W-16

. список топ-10, который не возглавляет Bugatti Veyron. Хотя его четырехцилиндровый двигатель W-16 имеет наибольшее количество турбин и цилиндров, гигантский двигатель мощностью 1200 л.с. составляет всего 0,4 литра (чуть больше, чем банка пива). Мы сомневаемся, что Bugatti обеспокоен этим: с максимальной скоростью более 250 миль в час, действительно ли имеет значение водоизмещение?

«Когда-то на ходу чудовищный рывок никогда не прекращается — и я имею в виду никогда.Я чувствовал, как у мощных машин не хватает дыхания и передач, или они попадают в невидимую стену сопротивления, но я никогда не чувствовал ни малейшего укола такой слабости в Super Sport. На скоростях, которые начинают истощать инерцию менее суперкаров, Bugatti чувствует себя непобедимым и безграничным. На самом деле в мире мало дорог, по которым могут проехать простые смертные, которые могут даже начать облагать налогом этот (или любой другой) потенциал Вейрона ». — главный редактор Эдвард Ло

См. Все 32 фотографии

1. SRT Viper : 8.4-литровый, 640 л.с. и 600 фунт-фут V-10

Самый большой двигатель, доступный в США, принадлежит американскому суперкару — и все в мире остается правильным. 8,4-литровый двигатель V-10 Viper развивает впечатляющие 640 л.с. и 600 фунт-фут крутящего момента. В готовой к гонке форме Viper TA этого комбо достаточно, чтобы позволить зверюгу пробиться к вершине круга Mazda Raceway Laguna Seca, что делает его самым быстрым серийным автомобилем на легендарном гоночном треке.

«Viper все еще имеет 8,4-литровый V-10, который теперь выдает 640 лошадиных сил и 600 фунт-фут крутящего момента, последний из которых не доступен до 5000 об / мин, иначе говоря, когда весь ад уже вырвался на свободу.» — старший редактор функций Джонни Либерман

Посмотреть все 32 фотографии

Вот и все: 10 самых больших двигателей, которые вы можете получить в США из A. Какой двигатель ваш любимый? Не выключайте звук в комментариях ниже.

Динамические дизели» : Внутри самого большого двигателя в мире

Написано и составлено Стивеном К. Андерсоном

В то время как новаторы во всем мире сосредоточены на повышении эффективности транспортных средств и тратят миллиарды на уменьшение транспортных средств, чтобы сэкономить гроши, есть те, кто доказывает, что чем больше, тем лучше.Хотя некоторые могут посмеяться над этой мыслью, эти грандиозные концепции заставляют замолчать скептиков удивительными возможностями, которые позволяют максимально эффективно использовать большее.

(Изображение двигателя RT-flex96c, вид с торца)
Во всех отношениях Wartsila RT-flex96C отличается от обычных дизельных двигателей, что можно увидеть на этой диаграмме. Чрезвычайно надежный, мощный и эффективный, он также по своим масштабам превосходит любой другой двигатель, работающий сегодня.

Если вы думаете, какая из последних партий дизельных пикапов приведет этот рывок к механизированной нирване, подумайте, помимо шестерки Cummins, чтобы получить ответ.Хотя двигатель, который мы здесь демонстрируем, является рядным, у него есть еще восемь цилиндров, каждый из которых достаточно велик, чтобы вдыхать крошечные дизели. Этот гигант — особняк с точки зрения выходной мощности, требований к топливу и стандартов эффективности. Думаете тепловоз или электростанция для завода? Думайте масштабнее!

Больше похожий на многоэтажное промышленное здание, чем на низкооборотный двухтактный дизельный двигатель с турбонаддувом, Wartsila RT-flex96C не похож ни на что, что проектировалось ранее, начиная с его обширных технических характеристик, заканчивая инновационными технологиями и ведущими в отрасли возможностями.Если вы еще не догадались, этот двигатель был задуман для работы с крупнейшими в мире контейнеровозами.

Способные перевозить 13000 двадцатифутовых морских контейнеров между крупнейшими глубоководными портами мира, новейшие контейнеровозы типа Panamax размером 1200 x 161 x 50 футов потребовали многомиллиардного расширения Панамского канала и двигателя, способного продвигая эти корабли через него и развивая скорость до 25 узлов!

(слева) С этой точки зрения трудно определить размер этого 14-цилиндрового низкооборотного дизельного двигателя, хотя вы, вероятно, могли бы поместить шину для пикапа среднего размера в главный подшипник.Шипы, выступающие из станины хорошо более трех дюймов в диаметре. (Справа) Этот вид позволяет лучше понять, насколько велик этот двигатель. Здесь два техника пытаются установить коленчатый вал массой 300 тонн до того, как он будет опущен в коренные подшипники. Попробуйте представить себе, какая машина была способна формировать эти компоненты с абсолютной точностью.

(слева) Независимо от размера, все двигатели RT-flex используют красиво обработанную опорную плиту гондольного типа, разработанную для обеспечения жесткой платформы для коленчатого вала.Здесь команда наблюдает за заключительными этапами установки коленчатого вала на примере восьмицилиндрового двигателя. (Справа) Кожухи цилиндров созданы из отдельных чугунных блоков цилиндров, которые скреплены болтами для максимальной жесткости, что увеличивает долговечность. Хотя этот конкретный пример сборки похож на 14-цилиндровый двигатель RT-flex96c, он представляет собой 10-цилиндровую версию.

Хотя здесь недостаточно места для описания всего набора сложных систем, имеющихся в двадцати различных низкооборотных дизельных двигателях Wartsila, простое прикосновение к основным моментам самого большого подтверждает его истинный гений.Буквальное воплощение передовых концепций, уникальные конструктивные особенности и сложные операционные системы подтверждают лидирующую позицию Wartsila в области разработки передовых двигателей.

Низкооборотный дизельный двигатель Wartsila RT-flex96C с турбонаддувом длиной 89 футов и высотой 44 фута и весом 2300 тонн выдает 108 920 лошадиных сил и впечатляющие 5 608 312 фунтов на фут. крутящего момента при 102 об / мин! Потребляя 1660 галлонов тяжелого топлива в час, он может показаться абсолютным пожирателем топлива, пока вы не решите, что его тепловой КПД превышает 50% в максимальном экономичном режиме.Другими словами, 50% его топливной энергии преобразуется в движение, что удивительно, если учесть, что автомобильные двигатели достигают 25-30% теплового КПД.

Что может рассматриваться как блок двигателя в обычных условиях на самом деле является комбинацией элементов, начиная с гондольного типа станины, запирающие коленчатый вал. Это связано со сложной структурой над головой, которая обеспечивает жесткую опору для кожухов цилиндров, в то же время изолируя другие аспекты сборки от огромных сил, которые почти не поддаются пониманию.

(слева) Цель A-образную форму, с двойными стенками структуры колонны, установленного над станиной, чтобы сохранить абсолютное выравнивание цилиндра куртки. Каждый аспект этих великолепных двигателей, от компьютерного моделирования, применявшегося на раннем этапе, до окончательной установки компонентов, сосредоточен на максимальном увеличении срока службы и эффективности. (Справа) Эта конечно-элементная модель конструкции RT-flex96C позволяет анализировать фундаментную плиту, сварные колонны и отдельные чугунные цилиндры задолго до сборки и тестирования реальных компонентов.Если проблема обнаружена, дизайн может быть изменен, тем самым сокращая время и затраты.

Все в этом двигателе больше, чем жизнь, что видно по этим пальцам крейцкопфа с направляющими башмаками, которые являются лишь одним из компонентов огромного стержневого узла. Тем не менее, несмотря на их гигантские размеры, каждый аспект их конструкции выдержан с жесткими допусками.

С диаметром цилиндра чуть меньше 38 дюймов и ходом чуть более 98 дюймов, каждый из 14 цилиндров имеет рабочий объем 111, 143 кубических дюймов или 1820 литров и выдает 7780 лошадиных сил.Вместе безмерность в 1 556 002 кубических дюйма или 25 480 литров превосходит самое плодотворное воображение. Хотя масса вращающегося узла этого гиганта может показаться его гибелью, его огромная инерция на самом деле является ключом к его непревзойденной эффективности.

Учитывая, что только коленчатый вал весит 300 тонн, интересно рассмотреть, как были сформированы его контуры, и то же самое с узлами поршня и штока, которые вытесняют традиционное мышление прямо из выхлопной трубы. В отличие от обычных поршней и шатунов в автомобилях, верхняя часть шатуна прикреплена не к поршню, а к штоку крейцкопфа, идущему к поршню высоко над ним.Подумайте о паровозах столетней давности, и вы поймете эту концепцию. Штифты крейцкопфа с направляющими башмаками обеспечивают прямолинейное движение крейцкопфа, благодаря чему стенки цилиндра остаются круглыми. Этот подход также централизует силы, действующие во время сгорания, тем самым повышая эффективность.

(Слева вверху) В соответствии с передовой технологией гигантские поршни оснащены предварительно профилированными поршневыми кольцами с хром-керамическим покрытием, антиполированными кольцами и двумя бронзовыми полировальными полосами, выравнивающими короткие юбки поршней.Есть даже система замены колец для продления срока службы. Реализация подобных инноваций в наших автомобилях — лишь вопрос времени. (Вверху справа) Более пристальный взгляд на один из гигантских поршней после пробного запуска при 110-процентной нагрузке дает представление о действующих силах. Вы также можете увидеть кольца и площадки для колец, в которые можно положить кулак. Абсолютно ничто в самом большом двигателе Wartsila не имеет такого масштаба, с которым большинство людей едва ли может иметь представление. (Внизу слева) Чтобы управлять температурой внутри поршней, эти шипы на штоках поршня сопрягаются с отверстиями в нижней части поршней, впрыскивая масло внутрь поршней, чтобы их верхняя часть не перегревалась.И снова масштаб этого двигателя требует новаторских подходов к поддержанию надежности. (Внизу справа) В то время как автомобильные двигатели используют масло, распыляемое под поршнями для контроля температуры, этот вид нижней стороны этих гигантских поршней с внутренним охлаждением выводит концепцию на совершенно другой уровень. Полости позволяют распылять масло внутри купола поршня, снижая значительные температуры, которые в противном случае могли бы привести к повреждению.

Еще одним нововведением являются шипы на штоках поршней, проходящие через нижнюю часть поршней, впрыскивая масло под головку поршня для предотвращения перегрева.Это достигается за счет зависимой от нагрузки, с электронной синхронизацией, импульсной струйной смазки цилиндров, используемой в других местах, с распределением специализированных смазочных материалов, нейтрализующих кислоты, образующиеся при сгорании топлива с высоким содержанием серы.

(Слева) Рельс с электронным управлением на верхнем уровне цилиндров управляет впрыском топлива, срабатыванием выпускного клапана и пуском воздуха. В результате применения этой относительно новой технологии в двигателе RT-flex96c больше не используются обычные распределительные валы, цепная передача, топливные насосы, насосы исполнительных механизмов выпускных клапанов и реверсивные серводвигатели.(Справа) Редкий взгляд внутрь блока направляющей показывает привод выпускного клапана (вверху), установленный на распределительной рампе сервомасла, и регулятор впрыска на распределительной рампе топлива (внизу). Через центр проходит направляющая распределительного вала меньшего размера и возвратная труба для сервопривода и контрольного масла.

В отличие от своего предшественника, дизельного двигателя RTA96C, в RT-flex96C отпала необходимость в обычных распределительных валах, цепной передаче, топливных насосах, насосах привода выпускных клапанов и реверсивных серводвигателях за счет использования технологии Common Rail.В этом методе с электронным управлением используется микропроцессор, обеспечивающий точное и надежное управление различными системами двигателя, включая оптимальное управление впрыском топлива, фазу газораспределения и запуск воздуха.

Топливные насосы впрыска, как и приводы клапанов, представляют собой блоки с двойным клапаном, с отдельными всасывающими и сливными клапанами, регулируемыми эксцентриками на промежуточных валах с гидравлическим приводом. Это позволяет изменять время впрыска топлива для снижения расхода топлива при частичной нагрузке и учитывать различия в качестве топлива.

Очищенный воздух из впускных отверстий в нижней части цилиндров подается высокоэффективной системой с несколькими турбонагнетателями постоянного давления, в которой используется вспомогательный нагнетатель с электронным управлением, доступ к которому осуществляется во время запуска и медленной работы. Чтобы расширить эту систему, 10 процентов выхлопных газов двигателя могут быть отведены в пакет силовой турбины, который добавляет до 12 процентов мощности двигателя. В результате были увеличены характеристики на низких скоростях, а расход топлива, выбросы и затраты на техническое обслуживание снизились.

В то время как некоторые могут усомниться в логике использования одного двигателя для питания этих огромных кораблей, невероятная надежность была реализована за счет интегрированных систем мониторинга, большой мощности и многочисленных резервных систем, что делало их чрезвычайно рентабельными. При необходимости обслуживания доступ к картеру возможен с обеих сторон, а места подъема позволяют проводить обслуживание сальника поршневого штока и осмотр поршневых колец.

Хотя это «всего лишь» 12-цилиндровая версия низкооборотного дизельного двигателя Wartsila RT-flex96C с турбонаддувом, более крупная 14-цилиндровая версия заслужила высшие награды как самый большой двигатель внутреннего сгорания в мире, по крайней мере, на данный момент.Он весит 2300 тонн, имеет высоту 44 фута, длину почти 90 футов и дает 5,6 миллиона фунтов. футов крутящего момента и более 100 000 лошадиных сил при 102 об / мин!

Оглядываясь назад на развитие дизельных двигателей, нет никаких сомнений в том, что рабочий объем двигателя всегда был неотъемлемой частью их мощного уравнения. Но сегодня концепция расширилась до размеров, которые действительно трудно представить. Как и в случае с любым предыдущим механическим достижением, знайте, что все более крупные корабли уже находятся в разработке по всему миру, и для этих приложений не один, а два из этих гигантских двигателей будут взбивать синий океан с помощью двух винтов.

Wartsila RT-flex96C выросла из воображения инженеров, которые уже думали, что совершили невозможное, но нет. Поскольку стоимость доставки товаров по всему миру продолжает расти, а для перевозки большего количества контейнеров задумывались все более эффективные суда, стали применяться новые концепции, использующие один двигатель. На данный момент это самый большой поршневой двигатель в мире, и это дизель.

Если есть какие-либо сомнения относительно возможностей двигателя RT-flex96c, примите во внимание, что один из них — все, что нужно, чтобы подтолкнуть гигантские контейнеровозы Panamax, подобные этому, на 25 узлов с использованием одного винта, производя при этом удивительно низкие уровни выбросов.Эти корабли размером 1200 x 161 x 50 футов, способные перевозить 1300 контейнеров, являются одними из самых крупных в эксплуатации, и пока вы читаете это, строятся более крупные версии.

Самый мощный дизельный двигатель в мире

Если «Семь чудес света» будут обновлены для 21-го века, двухтактный дизельный двигатель Wartsila-Sulzer RTA96-C с турбонаддувом может стать конкурентом. Если вы изучаете двигатель внутреннего сгорания во всех его удивительных конфигурациях, то обратите внимание на этот набор чисел, который описывает поистине поразительный инженерный подвиг.На сегодняшний день это самый мощный и эффективный двигатель в мире.

Разработанный, чтобы обеспечить движущую силу для различных супертанкеров и контейнеровозов, он может быть от 6-цилиндрового рядного до колоссальной 14-цилиндровой. Диаметр цилиндра составляет 38 дюймов, а ход — чуть более 98 дюймов. Объем каждого цилиндра составляет 111 143 кубических дюйма (1820 литров), а мощность двигателя составляет 7780 лошадиных сил. Полный рабочий объем составляет 1 556 002 кубических дюйма (25 480 литров) для 14-цилиндровой версии.

При длине 89 футов и высоте 44 фута общий вес двигателя составляет 2300 тонн — только коленчатый вал весит 300 тонн.

RTA96C-14 может достигать максимальной выходной мощности 108 920 л.с. при 102 об / мин, и, что удивительно, при максимальной экономичности двигатель превышает 50% тепловой КПД. Это означает, что более 50% энергии топлива преобразуется в движение. Удельный расход топлива на тормозах (BSFC) при максимальной мощности составляет 0,278 фунта / л.с. / час.

Судовладельцы, которым нравится конструкция с одним двигателем / одним гребным винтом, и новое поколение более крупных контейнеровозов нуждаются в более мощном двигателе для их движения.В то время как конфигурации цилиндров двигателя для крупногабаритных контейнерных вкладышей обсуждались в количестве 14, 16 и 18 цилиндров, 14-цилиндровый рядный тихоходный двигатель является первым, предложенным любым конструктором двигателей.

Судовладельцы предпочитают конструкции с одним двигателем / одним гребным винтом, а новое поколение более крупных контейнеровозов (или после Panamax) требовало более мощного двигателя для их движения.

Двухтактный дизельный двигатель с турбонаддувом RTA96C-14 производится швейцарской компанией Wartsila-Sulzer и на сегодняшний день является самым большим и самым мощным дизельным двигателем в мире.

Пиковая мощность 14-цилиндрового двигателя RTA96C в настоящее время превышает 80 МВт, что делает его достаточным для одношнековой футеровки контейнера Post-Panamax, размер которой равен размеру футеровки контейнера с учетом их большей экономической эффективности.

Компания Sulzer также сумела увеличить мощность цилиндров с момента их первой эксплуатации в 1997 году благодаря опыту технического обслуживания, накопленному с большим количеством двигателей RTA96C, находящихся в эксплуатации в настоящее время. Новая мощность нового двигателя в кВт достигает 68 640 кВт, что на четыре процента больше, чем у первоначального двигателя RTA96C.

Несмотря на большую мощность, вырабатываемую этими двигателями, были достигнуты удивительно низкие показатели износа. Износ гильзы цилиндра по диаметру составляет всего около 0,03 мм / 1000 часов.

Этот низкий износ цилиндра, возможно, объясняется шатуном, который прикреплен к «крейцкопфу», который движется по направляющим каналам, что является фундаментальным отличием от большинства автомобильных двигателей, где верхняя часть шатуна прикреплена непосредственно к поршню. Вместо этого в этом двигателе верхняя часть шатуна прикрепляется к «крейцкопфу», а длинный шток поршня затем соединяет крейцкопф с поршнем.Это снижает боковые силы, создаваемые шатуном, и воспринимается крейцкопфом, а не поршнем. Боковые силы — это то, что заставляет цилиндры в автомобильном двигателе со временем приобретать овальную форму.

Расход топлива при максимальной экономии составляет 0,260 фунта / л.с. / час. Для сравнения, большинство автомобильных двигателей и двигателей малых самолетов могут достигать показателей BSFC только в диапазоне 0,40-0,60 фунта / л.с. / ч и диапазоне теплового КПД 25-30%.

Проектирование и разработка RTA96C осуществлялось в тесном сотрудничестве с компаниями, участвовавшими на ранних стадиях первого коммерческого проекта: владельцем и оператором P&O Nedlloyd BV, проектировщиком и строителем судов Ishikawajima Harima Heavy Industries Co Ltd (IHI) и производитель двигателей Diesel United Ltd.

Проект начался в марте 1997 года, когда первый двигатель, 11-цилиндровый, был запущен на испытательном стенде компании Diesel United Ltd, Aioi.

С тех пор в эксплуатации или заказаны в общей сложности 86 двигателей RT96C с восемью, девятью, десятью, 11 и 12 рядными цилиндрами, 25 из них в настоящее время находятся в эксплуатации.

Самый большой в мире рядный бензиновый двигатель когда-либо? Стерлинг TCG-8

Ранее мы представляли вам самый большой в мире четырехтактный двигатель с искровым зажиганием, чудовищный Wartsila 18V50DF, работающий на сжатом природном газе (в том числе с дизельным вариантом).Также есть радиальный двигатель Lycoming XR-7755, который вполне может быть самым большим бензиновым двигателем с поршневым двигателем в истории. Но когда дело доходит до рядных двигателей с бензиновым двигателем, тут ничего особенного.

Судовые двигатели, хотя часто представляют собой большие рядные или V-образные двигатели, обычно не работают на бензине. Поэтому потребовалось немного покопаться, чтобы найти что-то большое, с традиционной рядной конфигурацией и работающее на бензине. И когда мы его нашли, это было не что-то современное, а скорее что-то времен Второй мировой войны.

83-футовый колонтитул

Известные как «83-футовые», эти деревянные корабли были спроектированы и построены во время Второй мировой войны, первоначально для береговой охраны США для конвоев и противолодочных войск. Эти уникальные суда приводились в действие парой уникальных двигателей. Представляем двигатель компании Sterling Engine TCG-8 «Викинг II».

TCG-8 был рядным восьмицилиндровым четырехтактным двигателем, который потреблял бензин… и много его. Двигатель имел квадратную форму с диаметром цилиндра 8,00 дюймов и диаметром 9 дюймов.Ход поршня 00 дюймов, общий рабочий объем 3619,1 кубических дюймов или 59,3 литра, что делает его одним из, если не самым большим рядным бензиновым двигателем в мире.

Сам двигатель был относительно компактным: 12 футов, 2-9 / 16 дюймов в длину и всего 44-9 / 16 дюймов в ширину, что позволило двум двигателям удобно разместиться бок о бок в 83-футовом корпусе. Размещенный в блоке из серого чугуна, коленчатый вал представлял собой кованую деталь из хромомолибденовой стали с отдельно прикрепленными противовесами, которые крепились к коленчатому валу с помощью ласточкина хвоста и болтов.Было девять традиционных баббитовых подшипников диаметром 4,00 дюйма, которые имели ширину 2,75 дюйма на восьми шейках, а упорный подшипник имел ширину 3,437 дюйма.

Sterling TCG-8 был компактным двигателем по своей конструкции, позволяя гладкому 83-футовому двигателю запускать пару двигателей в машинном отделении, по одному на каждый винт. Как вы можете видеть слева, каждая головка блока цилиндров питалась от своего карбюратора; каждый из цилиндров в паре использует одно и то же впускное отверстие.

Стержни представляли собой 18-дюймовые гигантские двутавровые балки из углеродистой стали, 3.Толщина 125 дюймов, вес с малым концом 6,5 фунта и большим концом 17,75 фунта. Поршни диаметром 8,00 дюймов имели высоту 8,719 дюйма и были изготовлены из алюминия с высотой сжатия 4,719 дюйма. Было использовано четыре поршневых кольца — два чугунных компрессионных кольца толщиной 0,250 дюйма и два масляных кольца шириной 9/32 дюйма, также сделанные из чугуна. Наручный штифт 2,00 дюйма удерживал на месте массивные поршни весом 19,75 фунта, в то время как распределительный вал диаметром 1,50 дюйма состоял из трех секций и имел удивительно низкий 0.420 дюймов подъема.

Сверху использовались четыре чугунные головки блока цилиндров, каждая из которых имела по две камеры сгорания. Каждый цилиндр имел собственное выпускное отверстие, в то время как каждая пара цилиндров имела общий впускной канал. Головки имели четырехклапанную конструкцию, каждый цилиндр имел два впускных клапана диаметром 2,906 дюйма, каждый с массивным штоком клапана диаметром 0,557 дюйма. В уникальной конфигурации один выпускной клапан на цилиндр был фактически больше, чем впускные клапаны, в то время как другой был немного меньше, с разнородными клапанами размером 2.910 дюймов и 2,901 дюйма.

Двигатель Sterling TCG-8 «Викинг II» развивал 600 лошадиных сил только при 1200 об / мин, потребляя 60 галлонов бензина в час. Не совсем эффективен по сегодняшним меркам.

Двигатель имел степень сжатия всего 5,0: 1 и, как таковой, мог работать на бензине с невероятно низким октановым числом. Система зажигания работала с двумя распределителями и четырьмя катушками на двигатель. Каждая головка блока цилиндров имела четыре свечи зажигания (по две на цилиндр) и имела удивительно маленький зазор свечи зажигания, равный 0,5 мм.025 дюймов.

Все это в совокупности дает примерно 600 лошадиных сил при 1200 оборотах в минуту на двигатель, что позволяет развивать скорость примерно 18,5 узлов, потребляя при этом жаждущие 120 галлонов бензина в час (60 галлонов в час на двигатель). Крейсерская скорость составляла 1000 об / мин, что разогнало 83-футовый самолет до 12 узлов и снизило комбинированный расход топлива до 100 галлонов в час.

Несмотря на то, что по сегодняшним меркам они не были очень эффективными, в 1940-х и 1950-х годах Sterling TCG-8 были зверем, которые помогли сделать 83-Footer способным судном, сыгравшим решающую роль в морской истории нашей страны.

.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.